Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 21.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-7178/2015

Требование: О предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица указывает на то, что ее дочь является ребенком-инвалидом и страдает заболеванием, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2015 г. по делу N 33-7178/2015


Судья: Андреянова Г.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Габидуллиной А.Г. и Нурмиева М.М.,
при секретаре судебного заседания Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя А. - Л. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 02 марта 2015 года, которым (с учетом определения об исправлении описки от 03 апреля 2015 г.) постановлено:
в иске А. к Кабинету Министров Республики Татарстан о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя А. - Л., поддержавшего доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Кабинета Министров Республики Татарстан и третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан В.И., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

А. обратилась к Кабинету Министров Республики Татарстан с иском о предоставлении жилого помещения вне очереди. В обоснование иска указано, что истица со своей семьей проживает в квартире по адресу <адрес>. Дочь истицы ФИО1 является ребенком-инвалидом и страдает заболеванием, входящим в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Распоряжением главы Администрации Советского района ИК г. Казани от 17 октября 2008 г. N .... истица и ее дочь были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Из ответа заместителя руководителя ИК МО г. Казани следует, что инвалидам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья, предоставляется субсидия на приобретение жилого помещения; субсидия должна предоставляться органом, уполномоченным Кабинетом Министров Республики Татарстан. Вместе с тем порядок расчета и предоставления субсидии в настоящее время не разработан, в связи с чем истица полагала, что имеет право на предоставление жилого помещения. На основании изложенного истица просила обязать Кабинет Министров Республики Татарстан предоставить ее семье вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не менее нормы предоставления с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Истица А. в суд первой инстанции не явилась, ее представитель Л. иск поддержал.
Представитель ответчика Кабинета Министров Республики Татарстан В.И., также представлявшая интересы третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, в суде первой инстанции иск не признала.
Представитель третьего лица Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее - ИК МО г. Казани) Х. в суде первой инстанции с иском не согласился.
Представитель третьего лица МКУ "Администрация Советского района ИК МО г. Казани" В.А. в суде первой инстанции с иском не согласилась.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, приняв решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель А. просил решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы повторяются доводы искового заявления о том, что дочь истицы является ребенком-инвалидом и страдает заболеванием, которое дает право на внеочередное предоставление жилого помещения. По мнению апеллянта, тот факт, что истица не признана малоимущей, не является основанием для отказа в иске, поскольку он заявлен по иному основанию.
Представители третьих лиц ИК МО г. Казани, МКУ "Администрация Советского района ИК МО г. Казани" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Поскольку сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно положениям ч. ч. 3, 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным Законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
По делу установлено, что истица является матерью несовершеннолетней ФИО1, которая является ребенком-инвалидом и страдает заболеванием, входящим в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Данное заболевание также входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь").
Распоряжением главы Администрации Советского района ИК г. Казани от 17 октября 2008 г. N .... А. и ФИО1 приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и включены в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилой площади в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае правовых оснований для возложения на Кабинет Министров Республики Татарстан обязанности по предоставлению гражданам жилого помещения.
Судебная коллегия признает указанный вывод верным.
В силу п. п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации также подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 того же Федерального закона. При этом п. 1 названной статьи определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно преамбуле ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные названным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 17 того же Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными данным Постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 г., осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Приведенные выше нормативные правовые акты во взаимосвязи с требованиями ст. ст. 49, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяют прийти к выводу, что Кабинет Министров Республики Татарстан наделен полномочиями и обязанностями в сфере организации и предоставления мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в виде обеспечения их жилыми помещениями в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Законом Республики Татарстан от 23 июля 2014 г. N 69-ЗРТ внесены изменения в Закон Республики Татарстан от 08 декабря 2004 г. N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан". Положениями ст. ст. 2, 3, 8.2 названного Закона в новой редакции предусмотрено, что меры государственной адресной социальной поддержки в порядке, предусмотренном законодательством Республики Татарстан, устанавливаются семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Расходы на реализацию мер социальной поддержки, установленных ст. 8.2 настоящего Закона, производятся в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период уполномоченному Кабинетом Министров Республики Татарстан органу исполнительной власти Республики Татарстан. Инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным нуждающимися в жилых помещениях, вставшим на учет после 1 января 2005 г., предоставляется жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения. При наличии у инвалидов и детей-инвалидов, указанных в п. 1 настоящей статьи, права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного ч. 6 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) предоставляется с учетом такого права. Порядок расчета жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Из вышеприведенных норм следует, что порядок обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время урегулирован специальным законом, изданным в Республике Татарстан по предмету совместного ведения с Российской Федерацией. Действующий порядок предусматривает предоставление жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения, а не жилого помещения.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении заявленных к Кабинету Министров Республики Татарстан исковых требований о предоставлении вне очереди жилого помещения является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что истица приобрела внеочередное право на предоставление мер социальной поддержки по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 и п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах довод частной жалобы о том, что дочь истицы является ребенком-инвалидом и страдает заболеванием, которое дает право на внеочередное предоставление жилого помещения, основанием для удовлетворения заявленных требований служить не может.
Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 02 марта 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)