Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.12.2014 N 33-4076

Требование: О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что ему было незаконно отказано в постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 декабря 2014 г. N 33-4076


Судья: Серова Ю.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Симакова А.В.
судей Серовой М.Г. Булыгиной Е.В.
при секретаре К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.В. к федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области" о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения
по апелляционной жалобе федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области"
на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 24 октября 2014 года, которым постановлено:
"Иск А.В. к ФГКУ УВО Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области о признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения удовлетворить.
Признать незаконным отказ ФГКУ УВО Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области от _ _ в постановке А.В. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Признать за А.В. и членами его семьи право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать ФГКУ УВО Управления Министерства внутренних дел по Мурманской области принять А.В., с учетом проживающих совместно с ним членов семьи, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с момента его обращения, т.е. с _ _ ".
Заслушав доклад судьи Серовой М.Г., объяснения представителя ответчика ФГКУ УВО Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица УМВД Российской Федерации по Мурманской области К.Д., полагавшего апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

А.В. обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области" (далее - ФГКУ УВО УМВД России по Мурманской области) о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проходит службу в звании старшина полиции по должности полицейского взвода полиции OBO по ЗАТО Александровск - филиала ФГКУ УВО УМВД России по Мурманской области. Стаж непрерывной службы в органах внутренних дел России составляет ***.
В настоящее время его семья из четырех человек проживает в квартире общей площадью ***., предоставленной по договору найма служебного жилого помещения по адресу:.... Помещений, принадлежащих на праве собственности ему и членам его семьи, не имеется.
_ _ он обратился в комиссию при ФГКУ УВО УМВД России по Мурманской области с заявлением о предоставлении ему на семью единовременной выплаты для приобретения жилого помещения.
В постановке его и членов его семьи на учет в целях получения единовременной социальной выплаты отказано на основании пункта 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и пункта 3 Правил отнесения жилья к специализированному жилищному фонду. При этом комиссия указала, что им совершены действия, ухудшающие его жилищные условия. Вместе с тем, указанных действий он не совершал.
Учитывая изложенное, просил суд признать незаконным решение ФГКУ УВО УМВД России по Мурманской области от _ _ об отказе в постановке его и членов его семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты; признать за ним и членами его семьи право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ФГКУ УВО УМВД России по Мурманской области принять его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с соответствующим заявлением, то есть, с _ _.
В судебном заседании представитель ФГКУ УВО УМВД России по Мурманской области исковые требования не признал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - УМВД России по Мурманской области в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие извещенных надлежащим образом истца А.В., третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - А.Е., А.А., просивших о рассмотрении дела в их отсутствие, представителей третьих лиц - ОМВД России по ЗАТО Александровск, администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ УВО УМВД России по Мурманской области Е., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Полагает, что выводы суда об отсутствии со стороны истца действий, умышленно направленных на ухудшение своих жилищных условий, основаны на неправильном применении норм материального права.
Приводит доводы о том, что А.В., являясь сотрудником органов внутренних дел и будучи обеспеченным жилой площадью по договору социального найма от _ _, обратился к начальнику ОВО по ЗАТО Александровск с целью подписания указанным лицом ходатайства о переводе занимаемого жилья из категории жилья социального найма в служебное. После чего, в связи с заключением договора найма служебного жилого помещения от _ _ названный выше договор социального найма был расторгнут.
Таким образом, истцом совершены умышленные действия, направленные на создание условий, при которых он имеет право на получение единовременной социальной выплаты, и, в силу положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации...", являющиеся ограничением в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Ссылается на то, что содержащийся в части 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты перечень действий, ухудшающих жилищных условий, исчерпывающим не является.
Отказ в постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий основан на части 16 указанных выше Правил.
Ссылается также на приговор суда, в котором аналогичные действия сотрудника органов внутренних дел признаны намеренно ухудшающими жилищные условия и квалифицированы как мошенничество.
Обращает внимание, что обеспечение сотрудников ОВД служебным жилым помещением входит в полномочия органов внутренних дел, в связи с чем, предоставление администрацией ЗАТО Александровск служебного жилого помещения А.В. и членам его семьи выходит за пределы компетенции указанного органа местного самоуправления и свидетельствует о нарушении порядка принятия такого решения. Данное обстоятельство является основанием для признания указанного постановления недействительным, а договора найма служебного жилого помещения от _ _ - ничтожной сделкой.
Кроме того, приводит доводы о том, что Правила предоставления единовременной социальной выплаты предусматривают очередность рассмотрения комиссией документов обратившихся сотрудников, в связи с чем, требование истца о постановке на учет с момента обращения в комиссию является неправомерным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец А.В., третьи лица А.Е., А.А., представители третьих лиц ОМВД России по ЗАТО Александровск, администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
В силу пункта 1 части 2, части 4 названной статьи, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей устанавливаются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника с приложением указанных в данном пункте документов.
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из положений пункта 10, подпункта "в" пункта 14, пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты следует, что для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам, которая, в том числе, принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти.
На основании пункта 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Как следует из материалов дела, А.В. является сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, проходит службу в звании старшины полиции по должности полицейского взвода полиции ОВО по ЗАТО Александровск - филиала ФГКУ УВО УМВД России по Мурманской области; его непрерывная служба в органах внутренних дел Российской Федерации на _ _ составляет ***.
_ _ истец обратился с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, предоставив документы в соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 N 1223.
_ _ истцу направлен протокол * заседания Комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Мурманской области от 28 августа 2014 года, в котором содержалось решение об отказе ему и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Принимая оспариваемое решение, комиссия исходила из того, что истец являлся нанимателем по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу:..., и при этом инициировал предоставление ему указанного жилья по договору найма служебного жилого помещения.
Материалами дела подтверждается, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты А.В. и члены его семьи пользовались указанным жилым помещением, переданным им по договору найма служебного жилого помещения N * от _ _, заключенному на основании постановления Главы администрации ЗАТО Александровск от _ _ N *
При разрешении спора суд правильно руководствовался приведенными выше нормами материального права и, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о неправомерности действий ответчика по отказу А.В. в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Установив, что А.В. имеет стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет в календарном исчислении, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, суд правомерно исходил из того, что истец относится к категории сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренную статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом, исходя из анализа положений пункта 14 вышеуказанных Правил, статьи 14, пункта 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, суд правильно указал, что у ответчика отсутствовали основания не принимать во внимание и подвергать сомнению законность постановления Главы администрации ЗАТО Александровск от 21 декабря 2012 года N 3100 и заключенный с А.В. на основании данного постановления договор найма служебного жилого помещения N * от _ _, поскольку изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника, в данном случае - Муниципального образования ЗАТО город Александровск.
Изложенное свидетельствует также о необоснованности доводов ответчика о совершении сотрудником действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в том числе, с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судебная коллегия находит выводы и решение суда о признании незаконным решения ответчика от _ _ оформленного протоколом N *, об отказе в постановке А.В. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и признании права истца на постановку на такой учет правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы отмену решения суда не влекут, поскольку направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Ссылок на доказательства и обстоятельства, имеющие правовое значение для рассматриваемого спора, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.
Довод жалобы о неправомерном возложении судом на ответчика обязанности принять А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты с момента обращения к ответчику, судебная коллегия находит ошибочным.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.
Таким образом, постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения носит заявительный характер.
Истец обратился в комиссию с заявлением для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения _ _. При таких обстоятельствах суд обоснованно восстановил нарушенное право истца со дня приема комиссией его заявления.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 24 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)