Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Попова В.И., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Егуновым О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Москомстройинвест
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.05.2014 по делу N А40-162183/2013, принятое судьей Никоновой О.И. (105-1471)
по заявлению Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест)
к Управлению Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра)
3-е лицо: Овчинник И.Б.
о признании отказа в госрегистрации незаконным, обязании зарегистрировать переход права собственности,
- при участии: от заявителя: Пухлякова О.В. по доверенности N 77-30-26/3 от 30.12.2013;
- от ответчика: Штарк Н.Г. по доверенности N 22470/2013 от 30.12.2013;
- от третьего лица: не явился, извещен;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.05.2014 в удовлетворении заявления Комитета г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - Москомстройинвест, заявитель) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - Управление Росреестра, ответчик) от 08.10.2013 N 12/021/2013-62, 63 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру N 311, общей площадью 46,0 кв. м, находящуюся по адресу: г. Москва, Ореховый проезд, д. 35, корп. 1 и обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию указанного права, отказано.
Москомстройинвест не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители заявителя и ответчика в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между Департаментом инвестиционных программ строительства г. Москвы (далее - ДИПС) и Овчинник И.Б. (далее - Гражданин) заключен предварительный договор купли-продажи от 03.08.2007 N 311-орех-94/1106/311об, по условиям которого стороны пришли к соглашению заключить в дальнейшем договор купли-продажи квартиры N 311, расположенной по адресу: г. Москва, Ореховый проезд, д. 35, корп. 1, находящейся на 6 этаже, состоящей из 2-х комнат, площадью квартиры 46,0 кв. м, жилой площадью 30,3 кв. м (далее - Квартира)
Стоимость квартиры со ссылкой на решение Межведомственной комиссии при Правительстве г. Москвы по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу (протокол МВК от 20.03.2007 N 2) определена в размере 1 165 000 руб. за квартиру. Денежная сумма оплачивается гражданином в течение 3-х банковских дней со дня заключения договора.
На основании вышеназванного предварительного договора, 06.02.2013 между Москомстройинвестом (правопреемник ДИПС) и гр. Овчинник И.Б. был заключен договор купли-продажи вышеуказанной квартиры.
28.05.2013 Москомстройинвест обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на указанную квартиру, однако, Управление Росреестра по Москве решением от 08.10.2013 N 12/021/2013-62, 63 отказало Москомстройинвесту в государственной регистрации перехода права собственности.
Представленные документы были рассмотрены Управлением в соответствии с компетенцией, определенной ст. 9, и порядком проведения регистрации, установленным ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На государственную регистрацию был представлен договор купли-продажи от 06.02.2013, в соответствии с которым город Москва в лице Комитета г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства возмездно отчуждает в собственность гр. Овчинника И.Б. квартиру N 311, расположенную по адресу: Москва, Ореховый пр., д. 35, корп. 1.
Решением от 08.10.2013 N 77-77-12/021/2013-62, 63 Управлением Росреестра отказано заявителю в регистрации перехода права, по мотиву отсутствия документов, подтверждающих отнесение спорного жилого помещения к жилищному фонду коммерческого использования, подтверждающих, что покупатель относится к определенной категории граждан, соблюдения очередности предоставления помещения, а также тем обстоятельством, что цена договора не соответствует представленному заключению об оценке рыночной стоимости квартиры.
Не согласившись с отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции признал, что отказ соответствует закону.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, орган государственной власти, действующий от имени публичного собственника, не может отчуждать имущество как частный собственник: по своему выбору любому лицу, любым способом, на любых условиях и за любую цену.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа не было оснований полагать, что при заключении сделки отчуждения имущества субъекта Российской Федерации органом государственной власти, действующим от имени публичного собственника, были соблюдены условия установленные вышеназванными нормативными правовыми актами.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Статьей 9 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики г. Москвы" предусмотрено, что жилищный фонд г. Москвы состоит из: частного, государственного и муниципального жилищных фондов. В зависимости от целей использования жилищный фонд в г. Москве подразделяется на жилищный фонд социального, коммерческого использования, индивидуальный и специализированный жилищные фонды.
Согласно п. 2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (правило о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащееся в статье 558, не подлежит применению к договорам, заключаемым после 1 марта 2013 года).
В рассматриваемом случае, договор купли-продажи подписан 06.02.2013, в связи с чем, к нему применяются положения п. 2 ст. 558 ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Порядок приватизации государственного и муниципального жилищного фонда предусмотрен Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда).
В силу ст. 7 Закона о приватизации жилищного фонда передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.
Таким образом, можно констатировать, что действующее законодательство не допускает приватизацию жилого помещения способом, отличным от порядка, установленного Законом о приватизации жилищного фонда.
Кроме того, в соответствии со ст. 23 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим Законом о регистрации и Жилищным кодексом РФ.
Согласно ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом, других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 7, п. 5 ст. 25 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" также предусмотрено, что жилые помещения из жилищного фонда города Москвы предоставляются гражданам для проживания или юридическим лицам для передачи гражданам для проживания в порядке, по основаниям и на условиях, которые определяются федеральным законодательством и законодательством города Москвы (в рамках социальных жилищных программ).
Пункт 5 ст. 25 Закона г. Москвы N 2 утратил силу согласно Закону г. Москвы 19.06.2013 N 31. Следовательно, на момент составления, подписания и предоставления на государственную регистрацию (28.05.2013) договора купли-продажи от 06.02.2013 вышеуказанная норма действовала.
Кроме того, в соответствии со ст. 10 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" в зависимости от целей использования жилищный фонд в городе Москве подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования. Жилищный фонд коммерческого использования - это совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
В силу п. 2 ст. 10 Закон г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" жилые помещения из жилищного фонда коммерческого использования, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются гражданам, категории которых устанавливаются законами и иными правовыми актами города Москвы. Очередность предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности города Москвы, устанавливается законодательством города Москвы.
Пунктом 1.4 Порядка отнесения объектов жилищного фонда города Москвы к определенному виду в зависимости от целей использования, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 22.07.2008 N 610-ПП, установлено, что отнесение жилого помещения жилищного фонда города Москвы к определенному виду в зависимости от целей использования, изменение (исключение) вида, к которому жилое помещение было отнесено ранее, производится по решению Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в соответствии с требованиями настоящего Порядка, которое оформляется распорядительным документом Департамента (распоряжением Департамента).
Вместе с тем, по настоящему делу, на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие отнесение спорного жилого помещения к жилищному фонду коммерческого использования; свидетельствующие, что покупатель квартиры Овчинник И.Б. относится к категории граждан, которым должны быть предоставлены жилые помещения из жилищного фонда коммерческого использования.
В соответствии с пунктом 1.3 предварительного договора купли-продажи от 03.08.2007 N 31-1/Opex-94/l-106/311 стоимость квартиры N 311, расположенной по адресу: г. Москва, Ореховый пр., д. 35, корп. 1, установлена Межведомственной лей при Правительстве Москвы по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу (протокол МВК от 11.11.2007 N 2).
Следует отметить, что Постановление Правительства Москвы от 13.03.2001 1-ПП "О Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу" признано утратившим силу Постановлением Правительства от 03.08.2010 N 660-ПП "О завершении работы Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу".
При этом, в соответствии с пунктами 2.4, 2.5 отмененного Постановления Правительства Москвы от 13.03.2001 N 243-ПП основными задачами Комиссии являлись - координация действий городских органов власти и принятие в необходимых случаях соответствующих решений по реализации жилой площади, строящейся по инвестиционной программе Правительства Москвы и установление цен реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 Постановления Правительства Москвы от 13.03.2001 N 243-ПП для выполнения возложенных задач Комиссия по итогам конкурса определяла уполномоченные риелторские фирмы для организации на договорной основе реализации жилой площади на коммерческой основе, сроки проведения очередного конкурса по привлечению организаций для реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу, проводила конкурсы и подводила их итоги.
Однако, в настоящем случае, на государственную регистрацию не были представлены документы, свидетельствующие о том, что продаваемая квартира по вышеуказанному адресу построена по городскому заказу для дальнейшей реализации на коммерческой основе.
Ввиду вышеизложенного, 08.10.2013 на основании абз. 4 (документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства) п. 1 ст. 20 Закона о регистрации Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру N 311, расположенную по адресу: Москва, Ореховый пр., д. 35, корп. 1.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным является одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемого отказа в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости - квартиру N 311, общей площадью 46,0 кв. м по адресу: Москва, Ореховый пр., д. 35, корп. 1, является обоснованным, в связи с чем решение суда подлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.05.2014 по делу N А40-162183/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
С.М.МУХИН
Судьи
В.И.ПОПОВ
Ж.В.ПОТАШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2014 N 09АП-24046/2014 ПО ДЕЛУ N А40-162183/2013
Разделы:Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2014 г. N 09АП-24046/2014
Дело N А40-162183/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Попова В.И., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Егуновым О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Москомстройинвест
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.05.2014 по делу N А40-162183/2013, принятое судьей Никоновой О.И. (105-1471)
по заявлению Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест)
к Управлению Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра)
3-е лицо: Овчинник И.Б.
о признании отказа в госрегистрации незаконным, обязании зарегистрировать переход права собственности,
- при участии: от заявителя: Пухлякова О.В. по доверенности N 77-30-26/3 от 30.12.2013;
- от ответчика: Штарк Н.Г. по доверенности N 22470/2013 от 30.12.2013;
- от третьего лица: не явился, извещен;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.05.2014 в удовлетворении заявления Комитета г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - Москомстройинвест, заявитель) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - Управление Росреестра, ответчик) от 08.10.2013 N 12/021/2013-62, 63 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру N 311, общей площадью 46,0 кв. м, находящуюся по адресу: г. Москва, Ореховый проезд, д. 35, корп. 1 и обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию указанного права, отказано.
Москомстройинвест не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители заявителя и ответчика в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между Департаментом инвестиционных программ строительства г. Москвы (далее - ДИПС) и Овчинник И.Б. (далее - Гражданин) заключен предварительный договор купли-продажи от 03.08.2007 N 311-орех-94/1106/311об, по условиям которого стороны пришли к соглашению заключить в дальнейшем договор купли-продажи квартиры N 311, расположенной по адресу: г. Москва, Ореховый проезд, д. 35, корп. 1, находящейся на 6 этаже, состоящей из 2-х комнат, площадью квартиры 46,0 кв. м, жилой площадью 30,3 кв. м (далее - Квартира)
Стоимость квартиры со ссылкой на решение Межведомственной комиссии при Правительстве г. Москвы по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу (протокол МВК от 20.03.2007 N 2) определена в размере 1 165 000 руб. за квартиру. Денежная сумма оплачивается гражданином в течение 3-х банковских дней со дня заключения договора.
На основании вышеназванного предварительного договора, 06.02.2013 между Москомстройинвестом (правопреемник ДИПС) и гр. Овчинник И.Б. был заключен договор купли-продажи вышеуказанной квартиры.
28.05.2013 Москомстройинвест обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на указанную квартиру, однако, Управление Росреестра по Москве решением от 08.10.2013 N 12/021/2013-62, 63 отказало Москомстройинвесту в государственной регистрации перехода права собственности.
Представленные документы были рассмотрены Управлением в соответствии с компетенцией, определенной ст. 9, и порядком проведения регистрации, установленным ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На государственную регистрацию был представлен договор купли-продажи от 06.02.2013, в соответствии с которым город Москва в лице Комитета г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства возмездно отчуждает в собственность гр. Овчинника И.Б. квартиру N 311, расположенную по адресу: Москва, Ореховый пр., д. 35, корп. 1.
Решением от 08.10.2013 N 77-77-12/021/2013-62, 63 Управлением Росреестра отказано заявителю в регистрации перехода права, по мотиву отсутствия документов, подтверждающих отнесение спорного жилого помещения к жилищному фонду коммерческого использования, подтверждающих, что покупатель относится к определенной категории граждан, соблюдения очередности предоставления помещения, а также тем обстоятельством, что цена договора не соответствует представленному заключению об оценке рыночной стоимости квартиры.
Не согласившись с отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции признал, что отказ соответствует закону.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, орган государственной власти, действующий от имени публичного собственника, не может отчуждать имущество как частный собственник: по своему выбору любому лицу, любым способом, на любых условиях и за любую цену.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа не было оснований полагать, что при заключении сделки отчуждения имущества субъекта Российской Федерации органом государственной власти, действующим от имени публичного собственника, были соблюдены условия установленные вышеназванными нормативными правовыми актами.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Статьей 9 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики г. Москвы" предусмотрено, что жилищный фонд г. Москвы состоит из: частного, государственного и муниципального жилищных фондов. В зависимости от целей использования жилищный фонд в г. Москве подразделяется на жилищный фонд социального, коммерческого использования, индивидуальный и специализированный жилищные фонды.
Согласно п. 2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (правило о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащееся в статье 558, не подлежит применению к договорам, заключаемым после 1 марта 2013 года).
В рассматриваемом случае, договор купли-продажи подписан 06.02.2013, в связи с чем, к нему применяются положения п. 2 ст. 558 ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Порядок приватизации государственного и муниципального жилищного фонда предусмотрен Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда).
В силу ст. 7 Закона о приватизации жилищного фонда передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.
Таким образом, можно констатировать, что действующее законодательство не допускает приватизацию жилого помещения способом, отличным от порядка, установленного Законом о приватизации жилищного фонда.
Кроме того, в соответствии со ст. 23 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим Законом о регистрации и Жилищным кодексом РФ.
Согласно ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом, других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 7, п. 5 ст. 25 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" также предусмотрено, что жилые помещения из жилищного фонда города Москвы предоставляются гражданам для проживания или юридическим лицам для передачи гражданам для проживания в порядке, по основаниям и на условиях, которые определяются федеральным законодательством и законодательством города Москвы (в рамках социальных жилищных программ).
Пункт 5 ст. 25 Закона г. Москвы N 2 утратил силу согласно Закону г. Москвы 19.06.2013 N 31. Следовательно, на момент составления, подписания и предоставления на государственную регистрацию (28.05.2013) договора купли-продажи от 06.02.2013 вышеуказанная норма действовала.
Кроме того, в соответствии со ст. 10 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" в зависимости от целей использования жилищный фонд в городе Москве подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования. Жилищный фонд коммерческого использования - это совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
В силу п. 2 ст. 10 Закон г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" жилые помещения из жилищного фонда коммерческого использования, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются гражданам, категории которых устанавливаются законами и иными правовыми актами города Москвы. Очередность предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности города Москвы, устанавливается законодательством города Москвы.
Пунктом 1.4 Порядка отнесения объектов жилищного фонда города Москвы к определенному виду в зависимости от целей использования, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 22.07.2008 N 610-ПП, установлено, что отнесение жилого помещения жилищного фонда города Москвы к определенному виду в зависимости от целей использования, изменение (исключение) вида, к которому жилое помещение было отнесено ранее, производится по решению Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в соответствии с требованиями настоящего Порядка, которое оформляется распорядительным документом Департамента (распоряжением Департамента).
Вместе с тем, по настоящему делу, на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие отнесение спорного жилого помещения к жилищному фонду коммерческого использования; свидетельствующие, что покупатель квартиры Овчинник И.Б. относится к категории граждан, которым должны быть предоставлены жилые помещения из жилищного фонда коммерческого использования.
В соответствии с пунктом 1.3 предварительного договора купли-продажи от 03.08.2007 N 31-1/Opex-94/l-106/311 стоимость квартиры N 311, расположенной по адресу: г. Москва, Ореховый пр., д. 35, корп. 1, установлена Межведомственной лей при Правительстве Москвы по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу (протокол МВК от 11.11.2007 N 2).
Следует отметить, что Постановление Правительства Москвы от 13.03.2001 1-ПП "О Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу" признано утратившим силу Постановлением Правительства от 03.08.2010 N 660-ПП "О завершении работы Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу".
При этом, в соответствии с пунктами 2.4, 2.5 отмененного Постановления Правительства Москвы от 13.03.2001 N 243-ПП основными задачами Комиссии являлись - координация действий городских органов власти и принятие в необходимых случаях соответствующих решений по реализации жилой площади, строящейся по инвестиционной программе Правительства Москвы и установление цен реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 Постановления Правительства Москвы от 13.03.2001 N 243-ПП для выполнения возложенных задач Комиссия по итогам конкурса определяла уполномоченные риелторские фирмы для организации на договорной основе реализации жилой площади на коммерческой основе, сроки проведения очередного конкурса по привлечению организаций для реализации жилой площади на коммерческой основе, построенной по городскому заказу, проводила конкурсы и подводила их итоги.
Однако, в настоящем случае, на государственную регистрацию не были представлены документы, свидетельствующие о том, что продаваемая квартира по вышеуказанному адресу построена по городскому заказу для дальнейшей реализации на коммерческой основе.
Ввиду вышеизложенного, 08.10.2013 на основании абз. 4 (документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства) п. 1 ст. 20 Закона о регистрации Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру N 311, расположенную по адресу: Москва, Ореховый пр., д. 35, корп. 1.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным является одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемого отказа в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости - квартиру N 311, общей площадью 46,0 кв. м по адресу: Москва, Ореховый пр., д. 35, корп. 1, является обоснованным, в связи с чем решение суда подлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.05.2014 по делу N А40-162183/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
С.М.МУХИН
Судьи
В.И.ПОПОВ
Ж.В.ПОТАШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)