Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2088

Требование: О признании утратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Ответчик был уволен из органов прокуратуры по собственному желанию, однако из служебного жилого помещения добровольно ответчик и члены его семьи выселиться отказались.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. по делу N 33-2088


Судья Шилоносова Т.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Ждановой Е.А., Аносовой Е.Н.,
при секретаре Х.
с участием прокурора отдела прокуратуры Кировской области Блиновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 10 июня 2015 года дело по апелляционной жалобе Р.Е., Р.Т. на решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 11 марта 2015 года, которым постановлено об удовлетворении иска администрации Кирсинского городского поселения:
- признать Р.Е. и Р.Т. утратившими право пользования служебной квартирой <адрес>;
- выселить Р.Е. и Р.Т. из служебного жилого помещения по указанному адресу и снять их с регистрационного учета;
- взыскать с Р.Е. в доход бюджета МО Верхнекамский муниципальный район Кировской области государственную пошлину в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Ждановой Е.А., судебная коллегия

установила:

Администрация Кирсинского городского поселения Верхнекамского района Кировской области обратилась в суд с исковым заявлением к Р.Е. и Р.Т. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении из него. В иске указано, что в <дата> г. Р.Е. работал в прокуратуре Верхнекамского района в должности <данные изъяты>. По ходатайству прокуратуры и заявлению Р.Е. на основании распоряжения администрации г. Кирс от <дата> ответчику было предоставлено служебное муниципальное жилое помещение в виде квартиры по адресу: <адрес>. С Р.Е. <дата> заключен договор найма служебного жилого помещения. В <дата> в квартиру вселилась и зарегистрировалась супруга ответчика - Р.Т. <дата> Р.Е. уволен из органов прокуратуры по собственному желанию. <дата> администрация г. Кирса направила ответчикам уведомление о прекращении договора найма служебной квартиры и предложением в срок до <дата> освободить жилое помещение. Добровольно выселиться из квартиры ответчики отказались. В связи с изложенным администрация Кирсинского городского поселения просила суд признать Р.Е. и Р.Т. утратившими право пользования служебным жилым помещением по вышеуказанному адресу и выселить их из данной квартиры.
Судом постановлено решение об удовлетворении иска.
С решением суда не согласились Р.Е. и Р.Т., в апелляционной жалобе просят его отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагают, что судом не исследован вопрос о том, соблюден ли истцом порядок отнесения спорной квартиры к служебному жилью, специализированному жилищному фонду. Намерение истца передать квартиру в залог банку свидетельствует о том, что к служебному жилью она не относилась. Условия заключенного с ответчиками договора от <дата> не позволяют однозначно считать его договором найма служебного жилого помещения. Ответчики считают, что квартира предоставлена им на условиях социального найма.
В возражениях на жалобу старший помощник прокурора Верхнекамского района Назаров Н.М., глава администрации г. Кирс У. просят оставить решение суда без изменения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании объяснения поддержавшей ее представителя Р.Т. Г., а также заключение прокурора Блиновой А.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Решение вопросов о конкретных формах, условиях и порядке предоставления гражданам жилья, а также основаниях признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий отнесено к компетенции федерального законодателя, который в рамках своей дискреции вправе устанавливать специальные правила обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
В соответствии со ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которым предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
По договору найма специализированного жилого помещения собственник данного помещения обязуется передать гражданину данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (ст. 100 ЖК РФ).
Статьей 92 ЖК РФ предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42.
В ст. 93 ЖК РФ закреплено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на указанных должностях, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
Из материалов дела усматривается, что Р.Е. работал в должности <данные изъяты> с <дата> г.
<дата> прокурором Верхнекамского района подано ходатайство главе администрации Кирсинского городского поселения Верхнекамского района с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении заместителю прокурора района Р.Е. служебного жилого помещения.
<дата> Р.Е. обратился к главе администрации Кирсинского городского поселения с письменным заявлением, в котором просил заключить с ним договор найма служебного помещения на квартиру по адресу: <адрес>.
<дата> главой администрации Кирсинского городского поселения издано распоряжение о предоставлении Р.Е. служебного жилого помещения в виде отдельной квартиры по адресу: <адрес>.
На основании данного распоряжения между администрацией Кирсинского городского поселения и Р.Е. <дата> заключен договор N найма служебного жилого помещения по указанному адресу для временного проживания на период действия трудового договора.
С <дата> в квартире зарегистрирован Р.Е., с <дата> - его супруга Р.Т.
Согласно пп. 3, 5 п. 8 договора найма от <дата> договор прекращается в связи с истечением срока трудового договора, истечением срока пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности.
Приказом прокурора Кировской области от <дата> N Р.Е. уволен из органов прокуратуры области с <дата> по собственному желанию.
Письмом главы администрации Кирсинского городского поселения от <дата> Р.Е. уведомлен о прекращении действия договора найма служебного помещения от <дата> N ответчикам предложено освободить квартиру по адресу: <адрес> Р.Е. выезжать из квартиры отказался, что послужило поводом для обращения органа местного самоуправления в суд с настоящим иском.
Правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, исследовав и оценив представленные доказательства, верно применив вышеуказанные нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска о выселении Р.Е. и Р.Т. из служебной квартиры.
При этом суд исходил из того, что трудовые отношения с прокуратурой Кировской области, на период действия которых с Р.Е. был заключен договор найма служебного жилого помещения, закончились. Соответственно, оснований занимать в дальнейшем служебное жилье у ответчиков не имеется.
Судом в решении дана надлежащая правовая оценка доводам ответчиков о том, что занимаемое ими помещение не является служебным.
Квартира по адресу: <адрес>, передана от застройщика ООО "<данные изъяты>" по договору от <дата>, принята в казну муниципального образования Кирсинское городское поселение <дата>.
Постановлением администрации Кирсинского городского поселения от <дата> N данная квартира включена в специализированный жилищный фонд и отнесена к служебным жилым помещениям. <дата> данное постановление поступило в Управление Росреестра по Кировской области Верхнекамский отдел, в ЕГРП внесена запись об отнесении квартиры в специализированному жилищному фонду.
Порядок отнесения жилого помещения к служебному, включения его в специализированный фонд в данном случае соблюден.
Указание ответчиков на то, что квартиру по адресу: <адрес> муниципалитет пытался передать в залог банку в обеспечение кредитных обязательств, что свидетельствует о том, что она не относится к специализированному жилому фонду, правового значения для разрешения спора не имеет. Из материалов дела видно, что квартира в залог не передавалась.
Позиция ответчиков о том, что между сторонами сложились отношения по социальному найму жилого помещения, не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Из содержания заявления Р.Е., ходатайства прокурора района, договора найма служебного помещения, в которых выражено волеизъявление сторон, следует, что квартира предоставлялась ответчику на условиях найма именно служебного жилого помещения. Доказательств иного в деле не имеется. Сведений о том, что Р.Е. состоял на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении в установленном порядке, в деле нет.
Ссылки Р.Е. на то, что предоставление спорной квартиры не соответствовало порядку, регламентированному Временным положением о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденным приказом Генерального прокурора РФ от 12.11.2014 N 616, на выводы решения суда повлиять не могут. Р.Е. было предоставлено служебное помещение, находящееся не в федеральной собственности, а в муниципальной, соответственно, на праве оперативного управления за прокуратурой Кировской области оно закреплено быть не могло. Вместе с тем, данное обстоятельство не влияет на существо правоотношений между органом местного самоуправления и сотрудником прокуратуры по найму служебного жилого помещения.
В рассматриваемом случае имеются установленные ст. ст. 103, 104 ЖК РФ основания считать прекращенным договор найма служебного муниципального помещения в связи с прекращением ответчиком трудовых отношений с органами прокуратуры РФ.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Оснований для вынесения в адрес прокуратуры Кировской области частного определения не имеется.
Доводы жалобы Р.Е. и Р.Т. по существу повторяют их позицию, изложенную при рассмотрении дела в первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом, влияли бы на законность принятого решения.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 11 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Е. и Р.Т. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)