Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 07.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5525/2015

Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании принять решения о дальнейшем использовании дома, расселении жильцов и предоставить жилое помещение по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Заключением органа местного самоуправления многоквартирный жилой дом, в котором проживает заявитель, признан аварийным и подлежащим сносу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 апреля 2015 г. по делу N 33-5525/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Осетровой З.Х.,
судей Фахретдиновой Р.Ф.
Якуповой Н.Н.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ поданного в интересах С. к Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия администрации по аварийному дому адрес, обязании принятия решения о дальнейшем использовании дома, расселении жильцов дома в 3-х месячный срок, предоставлении С. благоустроенного жилья по договору социального найма по поступившим апелляционным жалобам Дюртюлинского межрайонного прокурора Шакирова Д.Н. и и.о. главы администрации З. на решение Дюртюлинского районного суда РБ от 29 декабря 2014 года, которым постановлено:
Иск Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ к Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия администрации по аварийному дому адрес, обязании принятия решения о дальнейшем использовании дома, расселении жильцов дома в 3-х месячный срок, предоставлении С. благоустроенного жилья по договору социального найма удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан выраженное в непринятии решения о дальнейшем использовании аварийного дому адрес, обязании принятия решения о дальнейшем использовании дома, сроках расселения жильцом незаконным.
В остальной части требований иска отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Осетровой З.Х., судебная коллегия

установила:

Дюртюлинский межрайонный прокурор РБ, действуя в интересах С., обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия администрации по аварийному дому адрес, обязании принятия решения о дальнейшем использовании дома, расселении жильцов дома в 3-х месячный срок, предоставлении С. благоустроенного жилья по договору социального найма, указав в обоснование иска, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: адрес, находящийся на балансе администрации сельского поселения, актом межведомственной комиссии N 1 от 09.08.2013 года, созданного в соответствии с постановлением главы Администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ N... от 09.08.2013 г., признан аварийным и непригодным для проживания. С. проживает в адрес, по договору социального найма. По состоянию на 05.12.2014 года администрацией не принято решение о дальнейшем использовании дома. Жильцы продолжают проживать в доме, который предоставляет угрозу их жизни и здоровью. Просит признать незаконным бездействие администрации, выраженное в непринятии решения о дальнейшем использовании аварийного дома. Обязать администрацию сельского поселения принять решение о дальнейшем использовании аварийного дома и сроках его расселения и в 3-х месячный срок со дня принятия решения расселить жильцов дома, предоставив С. благоустроенное жилье по договору социального найма, в черте адрес РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в части неудовлетворенных требований ставит вопрос в апелляционной жалобе межрайонный прокурор Шакиров Д.Н., указывая на нарушение норм материального и процессуального права при его вынесении и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку указанный многоквартирный жилой дом имеет износ 72%, признан аварийным и подлежит сносу, обязанность по принятию решения о дальнейшем использовании аварийного дома и сроках расселения жильцов дома, предоставлению С. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте адрес РБ отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению возложены на администрацию муниципального района Дюртюлинский район РБ.
В апелляционной жалобе и.о. главы администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ ставится вопрос об отмене решения с указанием на то, что данный аварийный жилой дом находится в муниципальной собственности сельского поселения Семилетовский сельсовет; действия, указанные в п. 4.4 Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы должен осуществить собственник, т.е. администрация сельского поселения. Суд необоснованно пришел к выводу, что бездействует администрация муниципального района Дюртюлинский район РБ, а не сельского поселения.
Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, проверив решение суда в пределах доводов апелляционного представления на основании ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу п. 1 ст. 85 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Судом установлено, что в адрес и включенной в состав казны администрации сельского поселения, проживает С. на основании договора социального найма от 11 февраля 2014 года (л.д. 31-34, 52-53).
Заключением межведомственной комиссии от 9 августа 2013 года многоквартирный адрес по адрес РБ признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 17-19).
Согласно уведомлению Росреестра N... от 15 июля 2014 года сведения о зарегистрированных правах на квартиру адрес отсутствуют (л.д. 36).
Исходя из соглашения, заключенного между органами местного самоуправления муниципального района Дюртюлинский район РБ и сельского поселения Семилетовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ на 2014 год, утвержденного решением N 278 от 25 декабря 2013 года, в ведение муниципального района Дюртюлинский район РБ переданы полномочия по жилищному контролю, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что администрация муниципального района обязана контролировать исполнение жилищного законодательства и принять решение о дальнейшем использовании дома, сроках расселения жильцов.
Отказывая в удовлетворении требований истца об обязании расселения жильцов адрес по указанному адресу и предоставлении С. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте адрес РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, суд указал, что вышеуказанным соглашением полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда не оговорены и соответственно остались в ведении администрации сельского поселения; ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не относит разрешение данных вопросов к компетенции муниципального района.
Данный вывод суда судебная коллегия признает необоснованным, поскольку в силу положений ст. ст. 57, 85, 89 Жилищного Кодекса РФ, требования прокурора в интересах С. подлежат удовлетворению.
Отсутствие в приведенных нормах Жилищного кодекса РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
В связи с изложенным, на основании п. 2 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда в данной части подлежит отмене с принятием в отмененной части нового решения об удовлетворении требований прокурора в интересах С. и установлении крайнего срока для расселения жильцов указанной квартиры - 3 месяца со дня принятия решения.
Доводы жалобы администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ о том, что вопросы о принятии решения о дальнейшем использовании дома, расселении жильцов дома, предоставлении С. благоустроенного жилья в пределах сельского поселения, относится к ведению органа местного самоуправления сельского поселения судом проверен и признан противоречащим вышеуказанным нормам. Кроме того, данный вывод отражен в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 октября 2014 года (л.д. 85-91).
Руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Дюртюлинского районного суда города Уфы от 29 декабря 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении требований Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах С. об обязании администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан расселить жильцов адрес адрес в течение трех месяцев со дня принятия решения и предоставить С. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Принять в этой части новое решение об удовлетворении требований Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах С. об обязании администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан расселить жильцов адрес в течение трех месяцев со дня принятия решения и предоставить С. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
В остальной части решение Дюртюлинского районного суда города Уфы от 29 декабря 2014 года оставить без изменения.

Председательствующий
З.Х.ОСЕТРОВА

Судьи
Р.Ф.ФАХРЕТДИНОВА
Н.Н.ЯКУПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)