Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 25.05.2015 N 33-8268/2015 ПО ДЕЛУ N 2-319/2015

Требование: О выселении из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, со снятием с регистрационного учета и предоставлением иного жилья по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Социальный наем жилого помещения; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 мая 2015 г. N 33-8268


Судья: Каримова Н.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Вашкиной Л.И.
судей Мелешко Н.В., Грибиненко Н.Н.
с участием прокурора Спассковой Т.А.
при секретаре Ш.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 мая 2015 года гражданское дело N 2-319/15 по апелляционной жалобе Администрации <...> района Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 февраля 2015 года по иску Администрации <...> района Санкт-Петербурга к Ш.Т., З., П. о выселении из жилого помещения с предоставлением жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Вашкиной Л.И., объяснения представителя администрации - Ф.О., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя ответчиков - Ф.А., возражавшего против жалобы, заключение прокурора Спассковой Т.А., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Администрация района обратилась в суд с иском к ответчикам о выселении, ссылаясь на то, что ответчики зарегистрированы и проживают в отдельной <...> квартире <адрес> на основании договора социального найма. Многоквартирный дом <адрес> заключением городской межведомственной комиссии от <дата> признан аварийным. Принято решение о реконструкции дома. Согласно акту обследования помещения и заключения N <...> от <дата> МВК <адрес> многоквартирном доме <адрес> непригодна для проживания. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.09.2014 N 906 "Об изъятии для государственных нужд Санкт-Петербурга земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, а также находящиеся в частной собственности жилые помещения в доме подлежат изъятию путем выкупа для государственных нужд Санкт-Петербурга. Ответчикам предоставлена для переселения квартира <адрес>, которая согласно акту обследования является пригодной для проживания, общая площадь квартиры <...> кв. метра, что является больше площади занимаемой квартиры <...> кв. метра. Истец на основании п. 3 ст. 85, ст. ст. 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации просил выселить ответчиков из квартиры <адрес> со снятием с регистрационного учета с предоставлением на условиях договора социального найма квартиры N <адрес>
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10.02.2015 в удовлетворении иска администрации отказано.
В апелляционной жалобе истец в лице представителя просит решение суда отменить, ссылаясь на его неправильность.
Ответчиками представлены возражения на апелляционную жалобу истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Спорным является занимаемое ответчиками по договору социального найма от <дата> и дополнительного соглашения жилое помещение - квартира N <адрес>.
Распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 02.04.2012 N 220-р вышеназванный дом на основании заключения городской межведомственной комиссии N <...> от <дата> признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2013 N 41-рп, утвержден адресный перечень многоквартирных домов, признанных аварийными, подлежащими сносу и реконструкции, подлежащих расселению в <...> году. Согласно п. 3 Жилищному комитету поручено определить из состава адресного перечня перечень многоквартирных домов, подлежащих реконструкции за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 11.04.2001 N 315-45, в перечень входит <адрес>.
Согласно Приложению 1 к распоряжению Администрации <...> района <дата> ответчикам предоставляется в связи с реконструкцией дома квартира <адрес>.
Письмом администрации ответчикам в рамках реализации распоряжения Правительства от 29.05.2013 N 41-рп предложено осмотреть квартиру <адрес>.
Согласно справке о регистрации и характеристике жилого помещения кв. <адрес> является свободной, общей площадью <...> кв. м, квартира является пригодной для проживания согласно акту обследования жилого помещения и заключению МВК от <дата>.
Отказывая в удовлетворении требований администрации, суд первой инстанции исходил из того, что в процессе рассмотрения дела заключением МВК <...> района от <дата> квартира ответчиков признана непригодной для проживания, однако в нарушение п. 47 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" после заключения от <дата> МВК <...> района о признании квартиры ответчиков непригодной для проживания, администрацией не было издано соответствующее распоряжение и принято решение о предоставлении иного жилого помещения ответчикам в соответствии с указанным основанием, а именно, в связи с признанием квартиры непригодной для проживания, в материалах дела имеется только распоряжение администрации о предоставлении ответчикам квартиры, принятое в связи с реконструкцией дома, до признания квартиры непригодной.
Вместе с тем, суд исходил из того, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности дальнейшего проживания ответчиков в спорном жилом помещении после его реконструкции, а наоборот из материалов дела следует, что дальнейшее использование дома планируется под жилые цели, что не исключает возможность возврата квартиры ответчикам после реконструкции дома, доказательств того, что спорное жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего ответчики могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления, не представлено. Сведения о предоставлении ответчикам жилого помещения маневренного фонда в материалах дела отсутствуют, как и сведения относительно согласия ответчиков на расторжение действующего договора социального найма и заключение нового договора.
С учетом изложенного суд пришел к выводу об отсутствии оснований для выселения ответчиков из занимаемой квартиры по основаниям п. 3 и п. 4 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанный вывод суда нельзя признать необоснованным.
Согласно ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: жилое помещение признано непригодным для проживания (п. 3); в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (п. 4).
В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда (ч. 1)
Если в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение, занимаемое нанимателем и членами его семьи по договору социального найма, не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления, другое жилое помещение должно быть предоставлено по договору социального найма наймодателем до начала капитального ремонта или реконструкции (ч. 3).
Согласно распоряжению Жилищного комитета Санкт-Петербурга от <дата> N 220-р и распоряжению Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2013 N 41-рп вышеназванный дом признан аварийным, подлежащим расселению и реконструкции за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье". При этом распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2013 N 41-рп предписано администрациям районов Санкт-Петербурга обеспечить предоставление гражданам, переселяемым из жилых помещений, других жилых помещений.
Указанные правовые акты Санкт-Петербурга не оспорены, не признаны недействительными.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.09.2014 N 906 постановлено изъять путем выкупа для государственных нужд Санкт-Петербурга земельный участок по спорному адресу, а также находящиеся в частной собственности жилые помещение в доме по указанному адресу.
В соответствии с п. 4.1.1 указанной выше целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" в рамках Программы ее участникам оказывается в частности такой вид государственной поддержки как возможность приобретения жилого помещения по стоимости, определяемой Правительством Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством, в рассрочку оплаты у оператора Программы - юридического лица, одним из участников (учредителей) которого является Санкт-Петербург, у оператора Программы за счет заемных средств, предоставленных оператором Программы, либо у инвестора - победителя торгов, проводимых при предоставлении Санкт-Петербургом объектов недвижимости для строительства (реконструкции) жилья на инвестиционных условиях. Согласно п. 10 Программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" в целях реализации Программы в части, касающейся строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также приобретения жилых помещений для молодежи, предполагается использовать следующий финансово-правовой механизм. Средства бюджета Санкт-Петербурга, предусмотренные на реализацию Программы, предоставляются оператору Программы в форме субвенций для использования указанных средств на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов недвижимости, а также на приобретение на конкурсной основе жилых помещений в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга, и в форме бюджетных инвестиций в уставный капитал указанного юридического лица. Оператор Программы привлекает участников Программы на договорной основе к участию в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и (или) приобретении жилья, при этом установлены требования об обязательном минимальном размере первоначального взноса участников Программы от стоимости приобретаемого в рамках Программы жилья с остальными выплатами по договору в рассрочку или единовременно за счет заемных средств, предоставленных оператором Программы.
Таким образом, дом, где находится квартира ответчиков, подлежит реконструкции (капитальному ремонту) в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" для дальнейшего заселения указанными участниками целевой программы, что подтверждено сообщением Жилищного комитета от <дата>, соответственно названным Постановлением не предусмотрено сохранение договоров социального найма с жильцами и заселение жилых помещений по договорам социального найма, а предусмотрено использование жилого дома после реконструкции под иные цели путем заселения дома по предусмотренной Законом Санкт-Петербурга целевой программе участниками такой Программы, т.е. невозможно возвращение ответчиков в спорную квартиру после реконструкции (капитального ремонта) дома.
Кроме того, заключением МВК от <дата> квартира, занимаемая ответчиками, в указанном доме признана непригодной для проживания как не отвечающая требованиям п. п. 10, 15 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, согласно п. 33 названного Положения.
Согласно п. п. 47, 48 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из предусмотренных п. 47 решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в частности: о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания. На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Требования п. п. 10 и 15 указанного Положения содержат требования к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения, в том числе входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к наружным ограждающим конструкциям жилого помещения, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 33 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в частности ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Согласно п. 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Истцом требования с учетом их уточнения основаны на обстоятельстве признания квартиры непригодной для проживания. Указанное заключение МВК в отношении квартиры ответчиков принято в установленном порядке, не оспорено, не признано недействительным, согласуется с тем обстоятельством, что дом признан аварийным.
При таком положении в силу ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчики подлежат выселению из спорного жилого помещения, признанного непригодным для проживания, находящегося в аварийном доме, решение о расселении которого было принято в установленном порядке.
С учетом изложенного доводы администрации о наличии правовых оснований для выселения ответчиков из спорного адреса являются обоснованными.
Согласно ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. (ч. 1)
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире (ч. 2).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в п. 37 Постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, суду следует проверить, в частности, не будут ли ухудшены жилищные условия граждан, выселяемых в предоставляемое жилое помещение.
Из содержания указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в порядке ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 5) общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, предоставление в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в общей площади вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в жилой площади этого жилого помещения по сравнению с ранее имевшимся.
В связи с этим предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по размеру общей площади жилых помещений не исключает обязанности органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений не только равнозначных по размеру общей площади, но и по размеру жилой площади, соотношением которых определяются потребительские свойства жилого помещения.
Как следует из материалов дела, взамен ранее занимаемого жилого помещения - трехкомнатной квартиры общей площадью 65,92 кв. м, в том числе жилой площадью 52,44 кв. м, предоставлено жилое помещение - трехкомнатная квартира общей площадью 79,40 кв. м, в том числе жилой площадью 42,70 кв. м. Таким образом, ответчикам предоставляется жилое помещение по размеру жилой площади меньше почти на 10 кв. м, чем занимаемое, что повлечет значительное ухудшение жилищных условий ответчиков с точки зрения потребительских свойств жилого помещения, в связи с чем является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований администрации.
По вышеназванным мотивам несостоятельны доводы апелляционной жалобы истца о том, что общая площадь квартиры, предоставляемой ответчикам взамен спорной квартиры, является больше общей площади занимаемой ими квартиры.
С учетом изложенного оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)