Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.07.2014

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2014 года


судья: Попова Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Акининой О.А.
Судей: Ефремовой Л.Н., Улановой Е.С.
При секретаре: И.
С участием прокурора Хлебниковой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Мэрии г.о. Тольятти К. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06 мая 2014 года, которым постановлено:
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить П.Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма из специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи один человек.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав заключение прокурора полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Автозаводского района г. Тольятти обратился в суд с иском в интересах П.Р. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения, как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ мать П.Р.- ФИО9 умерла, а его отец ФИО10 записан в свидетельство о рождении со слов матери, над П.Р. была установлена опека. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N П.Р. принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи 1 человек с ДД.ММ.ГГГГ года.
Поскольку органами местного самоуправления до настоящего времени П.Р. не предоставлено жилое помещение, то прокурор просил суд возложить на мэрию г.о. Тольятти обязанность по предоставлению П.Р. жилого помещения по договору найма из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи один человек.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Мэрии г.о. Тольятти К. просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что П.Р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с ДД.ММ.ГГГГ года, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится в порядке очередности с учетом даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях. Денежные средства из областного бюджета на предоставление истцу жилого помещения не поступали, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 1 ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которой ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в другой редакции, а именно, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце п. 1 ст. 8 указанного закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ст. 1 ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции закона от 29.02.2012 г.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 1 Закона Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" от 20.12.2012 г. N 135 ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 2 Закона Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" от 20.12.2012 г. N 135 ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета на осуществление государственных полномочий.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Судом установлено, что П.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ДД.ММ.ГГГГ его мать - ФИО9 умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти N от ДД.ММ.ГГГГ года, а сведения о его отце ФИО10 внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери, что подтверждается копией свидетельства о рождении П.Р.
ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Администрации Автозаводского района г. Тольятти от N опекуном несовершеннолетнего П.Р. был назначен дедушка ФИО12, впоследствии опекуном несовершеннолетнего назначена ФИО14, что следует из Распоряжения Главы Ставропольского района Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ года. Когда ФИО14 была освобождена от обязанностей попечителя П.Р., попечителем П.Р. - ФИО13, впоследствии ДД.ММ.ГГГГ попечителем несовершеннолетнего П.Р. снова назначена ФИО14, что подтверждается Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти N от ДД.ММ.ГГГГ года. поскольку П.Р. достиг совершеннолетия, то опека над ним прекращена.
Из материалов дела усматривается, что после окончания школы П.Р. проходил военную службу по призыву (копия военного билета N от ДД.ММ.ГГГГ года).
П.Р. в собственности и закрепленного жилого помещения не имеет, право приватизации в г. Тольятти и Ставропольском районе не использовал, что следует из справок, выданных ГУП "Центр технической инвентаризации", МП "Инвентаризатор", Управлением Росреестра по Самарской области.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ П.Р. с составом семьи 1 человек включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время П.М. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Таким образом, П.Р. не обеспечен Мэрией г.о. Тольятти жилым помещением.
При таких обстоятельствах с учетом норм действующего законодательства суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением П.Р. жилого помещения по договору найма из специализированного жилищного фонда, соответствующего всем требованиям.
Доводы заявителя в апелляционной жалобе о том, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, производится в порядке очередности с учетом даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях, а также доводы заявителя о том, что отсутствие субвенций из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории, не могут быть приняты во внимание, поскольку предоставление жилых помещений указанным категориям граждан не должно ставиться в зависимость от времени включения граждан в список, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предоставление жилых помещений нуждающимся в них лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.
Поскольку право на получение жилого помещения П.Р. до сих пор не реализовано, то прокурор Автозаводского района г. Тольятти предъявил обоснованный иск в защиту интересов П.Р.
Ссылка ответчика на недостаточность средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не может являться основанием для отказа в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06 мая 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Мэрии городского округа Тольятти К. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)