Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 22.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-10135/2014

Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец проживал в жилом помещении, которому впоследствии был присвоен статус служебного.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2014 г. по делу N 33-10135/2014


Судья Борисова Л.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Гаус Т.И.,
судей Абрамовича В.В., Елисеевой А.Л.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елисеевой А.Л.,
гражданское дело по иску Л.Н.С. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, 3 отделу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ - Р.,
на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 18.07.2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Признать за Л.Н.С., родившейся <дата> года, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру, общей площадью 60,5 кв. м, с кадастровым номером N, расположенную по адресу: <адрес>
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Л.Н.С. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, 3 отделу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании за ней права собственности в порядке приватизации на <адрес> (общей площадью 60,5 кв. м, с кадастровым номером N), расположенную по адресу: <адрес>. Свои требования истица мотивировала тем, что спорная квартира была предоставлена ей и ее супругу в <дата> году в период их работы в войсковой части N. <дата> на ее имя был выдан ордер на состав семьи из двух человек: К.Е. (дочь) и К.А. (внук). Она (истец) с дочерью и внуком продолжают проживать в спорном жилом помещении до настоящего времени. Военный городок, в котором находится указанная квартира, был отнесен к числу закрытых военных городков на основании приказа командующего войсками СибВО от <дата> года; по распоряжению Правительства РФ от <дата> N включен в перечень закрытых военных городков. Постановлением Администрации г. Енисейска от <дата> N все жилье на территории военного городка в г. Енисейске было признано служебным. Поскольку, на основании распоряжения Правительства РФ от <дата> N военный городок г. Енисейска исключен из списка закрытых военных городков, а договор найма служебного жилого помещения с ней не заключался, она проживает в спорной квартире на условиях социального найма, имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения, поэтому была вынужден обратиться в суд с данным иском.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ - Р. (действующая по доверенности от <дата> года), ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств по делу, просит отменить решение суда. Указывает, что нет оснований для передачи спорного жилого помещения в собственность Л.Н.С., так как отсутствует обязанность Министерства обороны при прекращении с сотрудником трудовых отношений предоставлять ему жилое помещение; кроме того, жилое помещение было предоставлено Л.Н.С. в статусе служебного, поэтому данное помещение не подлежит приватизации.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон: Л.Н.С., представителей Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения", 3 отделу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения"; третьих лиц: К.Е., К.А., представителей в/ч 14058, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела (л.д. 142-147), не сообщивших суду об уважительности неявки в суд.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, в пределах заявленных требований, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
На основании ч. 3 ст. 6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Статья 4 настоящего Закона устанавливает запрет на приватизацию квартир, находящихся в домах закрытых военных городков, а также на служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ст. 6 вышеуказанного Закона РФ, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. При этом, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (ст. 7 Закона).
На основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил РФ осуществляет Министерство обороны РФ.
Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций. Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
В силу пункта "и" ч. 2 настоящего Постановления, Министерство обороны РФ осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ" был изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.2005 года), жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
На основании пункта 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года. N 1301), государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Судом правомерно было установлено, что <дата> командиром в/ч N Л.Н.М. (в связи с работой в в/ч N и членам его семьи: Л.И. (жене) и дочери был выдан ордер N на трехкомнатную <адрес> (общей площадью 60,5 кв. м), расположенная по адресу: <адрес> Трудовые отношения у Л.Н.М. в войсковой части N были прекращены в связи с его смертью, <дата> года.
В <дата> года на основании решения жилищной комиссии войсковой части N спорная квартира была предоставлена Л.Н.С.
<дата> Красноярской КЭЧ Л.Н.С. и членам ее семьи: К.Е. (дочери), а также К.А. (внуку) был выдан ордер N на спорное жилое помещение.
Согласно выписке из домовой книги и справок <данные изъяты>", Л.Н.С. зарегистрирована в спорном жилом помещении с <дата> по настоящее время, дочь - К.Е. с <дата> и по настоящее время, внук - К.А. (<...> г.р.) с <дата> года.
Распоряжением Правительства РФ от <дата> N в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности был включен военный городок N в г. Енисейске.
Постановлением администрации г. Енисейска от <дата> N все жилые дома, расположенные на территории военного городска N в том числе жилой <адрес>, был признан служебным.
Однако, на основании распоряжения Правительства РФ от <дата> N были внесены изменения в раздел "Вооруженные силы РФ" Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной безопасности, подраздел "Красноярский край" из Перечня был исключен.
Таким образом, в настоящее время занимаемое истцом жилое помещение не относится к жилищному фонду закрытого военного городка.
Удовлетворяя исковые требования Л.Н.С., суд 1-й инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для передачи истцу спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, поскольку <адрес> военном городке N г. Енисейска в <дата> году предоставлялась семье Л.Н.М., как ведомственное жилье; выданный <дата> на имя Л.Н.С. ордер служебным не являлся; последующее присвоение квартире статуса "служебного жилья" (по постановлению от <дата> года) не может умалять жилищных прав истицы, поскольку на момент ее заселения квартира служебной не являлась.
Исходя из вышеизложенного, приведенных норм материального права следует, что само по себе предоставление гражданскому персоналу войсковой части ведомственного жилого помещения в военном городке не наделяет его статусом служебного. Для признания жилого помещения служебным было необходимо решение уполномоченного органа - исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, а в последующем местной администрации. Такого решения до вселения семьи Л-вых в спорную квартиру принято не было, постановление Администрации г. Енисейска N от <дата> о присвоении спорному жилому помещению статуса "служебного" жилья не может умалять жилищных прав истицы, до этого проживающего на условиях социального найма, в связи с чем, истец, при добровольном отказе К.Е. и К.А. от приватизации спорной квартиры, имеет право на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку на момент предоставления жилья оно "служебным" не являлось; в настоящее время квартира не относится к жилищному фонду закрытого военного городка.
Данные выводы соотносятся с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в Постановлении от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в соответствии с которыми, при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости производного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из вышеизложенного, довод апелляционной жалобы о невозможности приватизации спорной квартиры, в связи с наличием у нее статуса служебного жилья, не основан на фактически установленных обстоятельствах дела, предоставленных сторонами доказательствах и толковании норм материального права, изложенных выше.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Министерства обороны РФ обязанности в обеспечении жильем гражданского персонала, не имеющего связи с Министерством обороны, также не может служить основанием для отмены вышеуказанного решения, поскольку спорная квартира была предоставлена истцу в установленном законом порядке, законность заселения и проживания истца, в указанном жилом помещении ответчиками не оспаривалась.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы о необоснованности решения по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и обоснованно признанных несостоятельными. Доказательств, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено, решение суда является законным и обоснованным. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Енисейского районного суда Красноярского края от 18.07.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ - Р. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)