Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2014 N 06АП-3742/2014 ПО ДЕЛУ N А73-4542/2014

Разделы:
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2014 г. N 06АП-3742/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
- от Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства на территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства": Захаров А.В., представитель по доверенности от 20.06.2014 N 4/3688/2014;
- от Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства на территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства"
на решение от 16.06.2014
по делу N А73-4542/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.,
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства на территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства"
об оспаривании постановления от 17.03.2014 N 02-29/2014 по делу об административном правонарушении

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства на территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России", предприятие, застройщик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Инспекция, административный орган) N 02-29/2014 от 17.03.2014 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Суд первой инстанции решением от 16.06.2014 в удовлетворении заявления отказал.
ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" в апелляционной жалобе просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на несогласие с выводом суда о пренебрежительном отношении предприятия к своим обязанностям.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель предприятия настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Инспекция, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направила, что не явилось препятствием для рассмотрения дела без ее участия.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя предприятия, проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, Шестой арбитражный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" является застройщиком объекта капитального строительства "Микрорайон б. "Патрокл" в г. Владивостоке. I очередь строительства. Жилой дом N 1, N 2, N 3", расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Можайская, 5 (участок находится примерно в 180 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом по ул. Можайская, 5).
04.12.2013 Инспекцией застройщику выдано предписание N 02-111/13 об устранении в срок до 17.01.2014 нарушения, которым предписано представить в административный орган отчетность предприятия за 1 квартал 2013 года, оформленную в соответствии с Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645, и верно указать информацию об исполнении, неисполнении застройщиком договоров участия в долевом строительстве, сумме неисполненных обязательств по договорам за 1 квартал 2013 года в графе 11 приложения N 2 к Правилам представления ежеквартальной отчетности.
28.02.2014 на основании распоряжения Инспекции от 05.02.2014 N 121, в отношении предприятия проведена внеплановая документарная проверка исполнения им предписания от 04.12.2013 N 02-111/13, срок исполнения которого истек 18.02.2014.
О времени и месте проведения проверки предприятие извещено письмом от 07.02.201 N 52/02/04-01/571, полученным им 17.02.2014.
По результатам проверки административным органом составлен акт от 28.02.2014 N 02-35, в котором зафиксирован факт неисполнения вышеуказанного предписания.
28.02.2014 уполномоченным лицом административного органа по выявленному факту неисполнения в установленный срок законного предписания в отношении предприятия, в присутствии его представителя, составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководителем Инспекции 17.03.2014, в присутствии представителя предприятия, вынесено постановление N 02-29/2014. Данным постановлением ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" признано виновным в совершении административного правонарушения в области долевого строительства, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 111 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из наличия в действиях предприятия состава вмененного административного правонарушения и отсутствия существенных процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности.
Частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, урегулированы Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 23 Закона N 214-ФЗ уполномоченный орган вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Правила предоставления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность).
В состав отчетности включаются отчеты по формам, согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил определено, что отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
Согласно части 1 статьи 12 Закона об участии в долевом строительстве обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Графой 11 Приложения N 2 к Правилам установлено предоставление информации об исполнении застройщиком договоров участия в долевом строительстве: количество исполненных договоров; количество неисполненных договоров; общая сумма неисполненных обязательств по договорам (млн. рублей).
Пункт 8 Правил устанавливает, что при наличии неисполненных (просроченных) обязательств по договорам, предоставляется справка с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами, в составе отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, подлежит представлению сведения о неисполненных договорах, исполненных договорах и общая сумма неисполненных обязательств по договорам на основании данных бухгалтерского учета. При наличии неисполненных просроченных обязательств должна быть представлена справка с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств.
В рассматриваемом случае предприятию вменяется в вину неисполнение предписания 04.12.2013 N 02-111/13 в установленный срок. А именно: непредоставление уточненной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 1 квартал 2013 года, с указанием информации об исполнении, неисполнении застройщиком договоров участия в долевом строительстве, сумме неисполненных обязательств по договорам за 1 квартал 2013 год.
Как следует из материалов дела, срок исполнения требований указанного предписания установлен Инспекцией до 17.01.2014.
Факт неисполнения предприятием законного предписания Инспекции в установленный срок подтверждается материалами дела и по существу застройщиком не оспаривается. Уточненная отчетность поступила в административный орган только 18.02.2014, то есть с нарушением срока исполнения предписания на один месяц.
Следовательно, действия (бездействие) предприятия образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что предприятием были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения, равно ка и наличия каких-либо объективных причин, препятствующих исполнению в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, в деле не имеется.
По обоснованному выводу суда первой инстанции, обращение предприятия в Арбитражный суд Приморского края с ходатайством о приостановлении исполнения предписания от 04.12.2013 N 02-11/13 не освобождает юридическое лицо от обязанности исполнить требования данного предписания в установленный срок. Реализация права на приостановление исполнения предписания возможна только после принятия судом соответствующего судебного акта.
Таким образом, материалами дела доказано наличие в действиях ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений процедуры привлечения предприятия к административной ответственности судом не установлено. Предприятию в ходе административного производства обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями. Срок давности привлечения к ответственности соблюден.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о возможности признания совершенного предприятием правонарушения малозначительным по правилам статьи 2.9 КоАП РФ были рассмотрены судом первой инстанции. Оценив характер совершенного правонарушения, конкретные обстоятельств данного дела, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности данного правонарушения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и обоснованно отказал предприятию в удовлетворении заявленных им требований. Нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены принятого по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 16.06.2014 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-4542/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
И.И.БАЛИНСКАЯ

Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.А.ШВЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)