Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 16.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1003/2015

Требование: О признании незаконным постановления об отказе во включении в список на улучшение жилищных условий, признании нуждающимся в жилом помещении, обязании принять на учет и предоставить жилое помещение.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указывает, что он страдает заболеванием и имеет право на дополнительную жилую площадь.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 марта 2015 г. по делу N 33-1003/2015


Докладчик Юркина И.В.
Судья Филиппов О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Юркиной И.В.,
судей Нестеровой Л.В., Спиридонова А.Е.,
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску К.Ю. к администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления главы администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики об отказе во включении в список очередников на улучшение жилищных условий, о возложении обязанности признать нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
поступившее по апелляционной жалобе представителя истца К.Ю. - К.Е. на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 24 ноября 2014 года, которым постановлено:
"К.Ю. в иске к администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления главы администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от 27 июля 2014 года N 98 об отказе во включении в список очередников на улучшение жилищных условий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; об обязании ответчика признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как страдающему тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с собственником жилого помещения и членами семьи нанимателя в одной квартире невозможно, согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с собственником жилого помещения и членами семьи нанимателя в одной квартире невозможно, согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в черте п. Вурнары Вурнарского района Чувашской Республики, предоставляемое по договору социального найма как страдающему тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с собственником жилого помещения и членами семьи нанимателя в одной квартире невозможно, согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, отказать".
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения представителей истца К.Ю. - К.Е. и Ч., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

К.Ю. обратился в суд с иском к администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики с требованиями:
- признать незаконным постановление главы администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от 27 июля 2014 года N 98 об отказе во включении в список очередников на улучшение жилищных условий,
- признать нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно,
- возложить обязанность принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно,
- возложить обязанность предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Исковые требования обоснованы тем, что истец К.Ю. является..., в настоящее время признан инвалидом.... Истец обратился в администрацию Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики (далее - администрация Вурнарского городского поселения) с заявлением о включении в список очередников на улучшение жилищных условий по тем основаниям, что он страдает заболеванием.... Администрация Вурнарского городского поселения отказала истцу в удовлетворении заявления, указав, что представленные им документы не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а имеющееся в собственности жилое помещение превышает учетную норму жилья, установленную на территории Вурнарского городского поселения. Истец указывает, что он имеет заболевание, входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. Кроме того, истец страдает заболеванием, которое входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817. Истец проживает в... квартире... общей площадью... кв. м в доме..., которая на праве собственности принадлежит сыну истца.... Вместе с истцом в указанной квартире зарегистрированы и проживают его жена... и сын....
Истец полагает, что поскольку он страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и имеет право на дополнительную жилую площадь, то администрация Вурнарского городского поселения обязана принять его на учет для улучшения жилищных условий и предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Истец К.Ю. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, в котором указал, что исковые требования поддерживает полностью.
В судебном заседании представители истца К.Ю. - К.Е. и Я. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился, в представленном отзыве на иск указал на отсутствие оснований для удовлетворения иска.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем истца К.Ю. - К.Е. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец К.Ю. зарегистрирован и проживает в квартире..., вместе с ним в указанной квартиры зарегистрированы и проживают его супруга... и сын.... Общая площадь квартиры составляет... кв. м (л.д. 32 - 35).
Из имеющихся в деле медицинских документов следует, что К.Ю. является инвалидом..., имеет право на дополнительную жилую площадь согласно Перечню заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817, и страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 (л.д. 11, 14, 15).
16 июня 2014 года в администрацию Вурнарского городского поселения поступило заявление истца о принятии его с семьей из трех человек (он сам, супруга.... и сын....) на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 79).
Письмом от 27 июня 2014 года администрация Вурнарского городского поселения сообщила, что постановлением главы администрации Вурнарского городского поселения от 27 июня 2014 года N 98 истцу К.Ю. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы (л.д. 8, 9).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований К.Ю., суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Из изложенного следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, а предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанной категории граждан, для которых не требуется признания малоимущими, возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями.
Из изложенного следует, что для того, чтобы быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и получить жилое помещение по договору социального найма, необходимо соответствовать определенной категории, установленной федеральным законом, либо быть признанным малоимущим.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит ряд граждан, в том числе проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Но для отдельных категорий граждан часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрела возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На федеральном уровне обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривает иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для внеочередного обеспечения граждан, указанных в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо не только наличие у гражданина хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем заболеваний, но и одновременное наличие указанных в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации условий, а также признания гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением и.о. главы администрации Вурнарского городского поселения от 18 октября 2006 года N 57 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14 кв. м общей площади жилья на человека.
Имеющимися в материалах дела медицинскими документами подтверждается то обстоятельство, что истец страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Из материалов дела следует, что истец зарегистрирован и проживает со своими супругой... и сыном... в квартире общей площадью... кв. м. Указанная квартира принадлежит на праве собственности.... на основании договора участия в долевом строительстве от... года N 52. В квартире истец обеспечен общей площадью жилого помещения свыше учетной нормы, на каждого из проживающих приходится по... кв. м. При этом К.Ю. отнесен законом к членам семьи собственника в силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и проживает в квартире на правах члена семьи собственника. О наличии семейных отношений свидетельствует и заявление истца в администрацию Вурнарского городского поселения, в котором он просил принять его на учет с семьей из трех человек и указал, что членами его семьи являются супруга.... и сын.... Таким образом, в квартире проживает одна семья.
Также из материалов дела следует и установлено судом, что истец К.Ю. малоимущим не признан и до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации не состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что оснований для возложения обязанности на орган местного самоуправления принять истца на учет нуждающихся в жилых помещениях не имеется, в связи с чем не имеется оснований и для признания незаконным отказа в постановке его на учет нуждающихся в жилье. Поскольку оспариваемый отказ органа местного самоуправления соответствует требованиям жилищного законодательства, то суд обоснованно отказал и в удовлетворении остальных исковых требований К.Ю.
Доводы апелляционной жалобы о том, что наличие у истца права на дополнительную жилую площадь должно быть учтено при постановке на учет для улучшения жилищных условий, судебная коллегия во внимание не принимает как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Действительно, статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривалось, что право инвалида на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Однако данная редакция статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" действовала до 1 января 2005 года.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2005 года, редакция статьи 17 изменена, и согласно измененной редакции право на дополнительную жилую площадь может быть реализовано гражданином только при предоставлении ему жилого помещения при наличии общих оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть с 1 января 2005 года отсутствие у инвалида дополнительной жилой площади не является самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности его сыну, и другого жилья у истца не имеется, судебной коллегией отклоняются, поскольку изложенные доводы по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями для принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. В своем решении суд оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для другой оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда, поскольку, как следует из материалов дела и мотивировочной части решения суда, оспариваемое постановление об отказе истцу в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принято администрацией Вурнарского городского поселения 27 июня 2014 года, а не 27 июля 2014 года, как это указал суд первой инстанции в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу представителя К.Ю. - К.Е. на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 24 ноября 2014 года оставить без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 24 ноября 2014 года, изложив ее в следующей редакции:
"В удовлетворении иска К.Ю. к администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления главы администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от 27 июня 2014 года N 98 об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; о возложении обязанности признать его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма как страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире; о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма как страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отказать".

Председательствующий
И.В.ЮРКИНА

Судьи
Л.В.НЕСТЕРОВА
А.Е.СПИРИДОНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)