Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 21.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-13808/2015

Требование: О признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица и ее супруг приобрели в общую долевую собственность квартиру. До приобретения квартиры семья истицы была зарегистрирована в квартире, где было зарегистрировано в общей сложности 6 человек.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2015 г. по делу N 33-13808/2015


Судья Самойлова Е.В.
учет N 22

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Нурмиева М.М., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе
Ш. на решение Московского районного суда г. Казани от 21 июля 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Ш. к муниципальному казенному учреждению "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о признании незаконным распоряжения в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, возложении обязанности принять на учет в очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Ш. - Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя МКУ "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань" - П., возражавшей доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ш. обратилась к муниципальному казенному учреждению "Администрация кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее по тексту - Администрация Кировского и Московского районов г. Казани) с иском о признании незаконным распоряжения главы Администрации Кировского и Московского районов г. Казани от 09 февраля 2015 года N ... в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки и возложении обязанности принять на учет Ш. с семьей в составе трех человек, как нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
В обоснование требований указано, что оспариваемым распоряжением главы Администрации Кировского и Московского районов г. Казани истице отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Истица считает данное решение незаконным, вынесенным по формальным основаниям и без учета положения истца, чем нарушены права и интересы Ш. В распоряжении отсутствует правовое обоснование, не указано, в чем заключаются действия, в результате которых они не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В суде первой инстанции Ш., ее представитель иск поддержали.
Представитель Администрации Кировского и Московского районов г. Казани с заявлением не согласился.
Судом в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Ш. просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. Указывает, что действий, направленных на намеренное ухудшение жилищных условий, истица не совершала. Отмечает, что до 29 июня 2011 года ни у истицы, ни у ее мужа не было в собственности жилья, они были лишь зарегистрированы в жилом помещении, принадлежащем родителям супруга. Считает, что действия по приобретению квартиры в собственность не могли повлечь за собой ухудшение жилищных условий.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит частичной отмене.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На основании части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно пункту 3 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года N 190, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре предприятия.
В силу пункта 10 указанных Правил и порядка заявителю в постановке на учет отказывается в случаях, в том числе неполного истечения срока, предусмотренного пунктом 19 настоящих Правил и порядка.
В соответствии с пунктом 19 вышеназванных Правил и порядка заявители, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в государственной поддержке в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в системе социальной ипотеки не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела следует, что 30 декабря 2014 года Ш. обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее с семьей в составе трех человек, проживающих по адресу: <адрес>, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Распоряжением главы Администрации Кировского и Московского районов г. Казани от 09 февраля 2015 года N ... Ш. с семьей в составе трех человек (в том числе муж и сын), проживающей в по адресу: <адрес>, отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании пункта 19 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденного постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года N 190.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным распоряжения главы Администрации Кировского и Московского районов г. Казани в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, суд первой инстанции исходил из того, что с момента перерегистрации истицы и ее сына по месту жительства по адресу: <адрес> предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок не истек. При этом совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи истицы до 17 октября 2012 года составлял 22,53 кв. м.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 29 июня 2011 года Ш. и ее супруг приобрели в общую долевую собственность по 1/2 доли в праве собственности каждый квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 33,1 кв. м.
Ш. и ее сын ФИО1 до 17 октября 2012 года, а супруг истицы - ФИО2 до 26 ноября 2014 года были зарегистрированы по адресу: <адрес>, общей площадью 69 кв. м, где было зарегистрировано в общей сложности 6 человек. Совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи по данному адресу составлял 11,5 кв. м.
Таким образом, до 26 ноября 2014 года совокупный уровень обеспеченности на каждого члена семьи Ш. составлял 17,02 кв. м (69 кв. м + 33,1 кв. м / 6), то есть менее учетной нормы, установленной пунктом 3 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, судебная коллегия не усматривает в действиях Ш. и ее семьи, выразившихся в приобретении квартиры, снятии с регистрационного учета по прежнему места жительства и регистрации в квартире 55 <адрес> признаков намеренного ухудшения жилищных условий с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. К тому же, с момента регистрации Ш. и ее сына в доме <адрес> в 2008 году уровень обеспеченности общей площадью на каждого члена семьи истицы составлял менее учетной нормы, и даже после приобретения квартиры в г. Казани, уровень обеспеченности составлял менее учетной нормы.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления о наличии оснований для отказа истице в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) является ошибочным.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Ш.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда г. Казани от 21 июля 2015 года по данному делу отменить и принять новое решение.
Иск Ш. удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение главы Администрации Кировского и Московского районов г. Казани от 09 февраля 2015 года N ... в части отказа в постановке Ш. с семьей в составе трех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Возложить на муниципальное казенное учреждение "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" обязанность принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки Ш. семьей в составе трех человек с даты обращения с соответствующим заявлением, то есть 30 декабря 2014 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)