Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5439/2014

Требование: О признании незаконными распоряжений органов местного самоуправления, признании семьи заявителя нуждающейся в жилых помещениях, признании права на участие в подпрограмме.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Заявитель сослался на необоснованность отказа в постановке его семьи на учет для участия в подпрограмме в связи с отсутствием у семьи заявителя нуждаемости в жилых помещениях.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 ноября 2014 г. по делу N 33-5439/2014


Судья Оксенчук Ж.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А.,
судей Гарматовской Ю.В., Яковлева Н.А.,
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации ГО "Город Калининград" на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 28 августа 2014 года, которым удовлетворено заявление В.
Признано незаконным распоряжение администрации городского округа "Город Калининград" N от 30.04.2014 года об отказе в признании нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы молодой семье В. составом семьи 3 человека.
Признано незаконным распоряжение комитета по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград" от 08.07.2014 года N об отказе в признании молодой семьи В. участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Признано за молодой семьей В. составом семьи 3 человека право на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, с включением молодой семьи В. в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Заслушав доклад судьи Гарматовской Ю.В., пояснения представителя администрации ГО "Город Калининград" Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу В. и Г., судебная коллегия

установила:

В. обратилась в суд с заявлением, в котором, с учетом дополнения, просила признать незаконным распоряжение Администрации ГО "Город Калининград" N от 30.04.2014 года об отказе в признании нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, составом семьи 3 человека. Просила обязать Администрацию ГО признать ее семью нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме, признать незаконным распоряжение Комитета по социальной политике Администрации ГО "Город Калининград" от 08.07.2014 года N об отказе в признании молодой семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей, признать за ее семьей право на участие в подпрограмме.
В обоснование требований указала, что отказ органов местного самоуправления в постановке ее семьи на соответствующий учет для участие в указанной подпрограмме мотивирован отсутствием у семьи нуждаемости в жилых помещениях. С таким выводом она не согласна, поскольку ее семья, состоящая из трех человек, членами семьи Д. - родственницы супруга заявителя - Г., в квартире которой они зарегистрированы, не являются. В это жилое помещение они никогда не вселялись, совместно с семьей Д. не проживали, общего хозяйства с собственником квартиры не вели. В этой связи, при определении нуждаемости в жилье семьи заявителя, не подлежат учету жилые помещения, принадлежащие членам семьи Д.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО "Балтийский муниципальный район" просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении заявления В., настаивая на том, ее семья зарегистрирована постоянно в квартире, принадлежащей Д. - сестре Г., в качестве членов семьи, соответственно при расчете нуждаемости В. в жилье, администрацией обоснованно учтена суммарная площадь всех жилых помещений, принадлежащих семье В. и Д.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В целях названной выше подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом в силу части второй этой же нормы жилищного права, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, законом установлен порядок определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения при наличии у лица, претендующего на улучшение жилищных условий жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности, который предписывает определять этот уровень исходя из общей площади жилых помещений, имеющихся у гражданина и (или) членов его семьи.
Пунктом 1 Решения городского Совета депутатов Калининграда от 30.11.2005 N 408 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в г. Калининграде" утверждена учетная норма площади жилого помещения в г. Калининграде в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи, для граждан, проживающих в отдельных и коммунальных квартирах.
Как следует из материалов дела, а также из учетного дела N В., ее супруг - Г. с 29.12.2012 года являлся участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, с составом семьи - жена В., ДД.ММ.ГГГГ рождения и сын Л., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
17 мая 2013 года семья В. была постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит на праве собственности сестре Г. - Д. В этом жилом помещении помимо собственника квартиры, заявителя и ее семьи, зарегистрирован брат Д. - М., а также сын Т.
Желая принять участие в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и считая себя и членов своей семьи нуждающимися в жилье, В. обратилась с соответствующим заявлением в администрацию ГО "Город Калининград".
Однако, распоряжением Администрации ГО "Город Калининград" от 30.04.2014 года N В. было отказано в признании ее семьи нуждающейся, поскольку не представлены документы, которые подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
После чего, распоряжением Комитета по социальной политике Администрации ГО "Город Калининград" было издано распоряжение N об отказе молодой семьи В. в признании участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
При этом органами местного самоуправления учтено, что помимо указанной квартиры по <адрес> (общей площадью 43,7 кв. м), собственник данной квартиры Д. владеет жилым помещением площадью 33.8 кв. м, расположенным по адресу: <адрес>, а несовершеннолетнему сыну Д. - Т., принадлежит жилое помещение общей площадью 34.2 кв. м, в <...> д. N кв. N. Таким образом, с учетом суммарной площади указанных жилых помещений семья В. обеспечена жильем свыше учетной нормы в 12 кв. м.
Не соглашаясь с таким решением органа местного самоуправления, суд пришел к обоснованному выводу, что суждение о совместном проживании молодой семьи с семьей Д. является безосновательным, поскольку наличие регистрации по месту жительства в соответствии с действующим жилищным законодательством не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения.
Суд, с учетом пояснений свидетелей, установил, что фактически молодая семья никогда в квартиру Д., которая является не родной, а троюродной сестрой Г., не вселялась, проживает отдельно в квартире по <адрес> по договору коммерческого найма.
При этом суд обоснованно указал, что само по себе нахождение семьи В. в родстве в Д. не свидетельствует о том, что они могут быть признаны членами семьи собственника жилого помещения, в котором зарегистрированы.
Указанные выводы суда, вопреки доводам апелляционной жалобы являются верными.
Положениями ст. 31 ЖК РФ предусмотрено, что в целях решения вопросов, вытекающих их жилищного законодательства, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним супруг и дети. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом, вселенный член семьи собственника приобретет соответствующий жилищный статус в силу прямого указания закона на основании факта вселения в такое жилое помещение.
Между тем, доказательств вселения в квартиру и приобретения статуса члена семьи ее собственника, который не является близким родственником членам семьи В., не имеется. Указанное свидетельствует об отсутствии жилищных прав у В. в квартире Д.
При этом необходимо учитывать, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
С учетом изложенного, установив отсутствие у семьи В. жилых помещений как в собственности, так и в социальном найме, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, сделаны на основе представленных сторонами доказательств, при правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем постановленное судом решение следует признать законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Калининграда от 28 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)