Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 12.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3106/2015

Требование: О признании жилого помещения утратившим статус служебного и признании права долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Спорная квартира предоставлена истцу как военнослужащему. Иск мотивирован тем, что на момент предоставления квартира не была включена в специализированный жилищный фонд.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2015 г. по делу N 33-3106/2015


Судья Безруков С.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Быстрова О.В.,
судей Свечниковой Н.Г., Бостанова Ш.А.,
при секретаре Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 мая 2015 года апелляционную жалобу Т.В.Д.,
на решение Буденовского городского суда Ставропольского края от 05 февраля 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Т.В.Д., Т.Т.И. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (РОСИМУЩЕСТВО), Министерству обороны Российской Федерации о признании жилого помещения утратившим статус служебного и признании права долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Свечниковой Н.Г.,

установила:

Т.В.Д. и Т.Т.И. обратились в суд с исковым заявлением, в котором указывают, что Т.В.Д. является гражданином Российской Федерации и нанимателем, проживающим в государственной квартире по адресу: ..., со своей супругой Т.Т.И.
Данная квартира была предоставлена Т.В.Д. 05.04.1995 года Министерством обороны РФ через уполномоченный орган - Буденновскую квартирно-эксплуатационную часть района (КЭЧ), как военнослужащему.
В период его службы в МО РФ и после увольнения из армии договор найма служебного жилого помещения с апреля 1995 года до настоящего времени не заключался, что подтверждает факт постоянного проживания в данной квартире на условиях социального найма.
С военной службы Т.В.Д., уволен в запас 23 декабря 1997 года по истечении срока службы в связи с выходом на пенсию. В настоящее время он является пенсионером МО РФ, так как имеет более 22-х лет выслуги.
На дату предоставления спорной квартиры (05.04.1995 года), она служебной не являлась и не могла таковой являться, поскольку лишь в августе 1995 года Постановлением главы г. Буденновска Ставропольского края от 18.08.1995 года N ... спорная квартира была признана служебной. Статус "служебная" занимаемой квартире был присвоен в одностороннем порядке уже после того, как Т. были зарегистрированы и проживали в ней.
Согласно справке главы администрации г. Буденновска Ставропольского края N 3650 от 24.09.2012 года квартира N ... не является муниципальной собственностью и в реестре муниципальной собственности не значится.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В указанный перечень были включены и военные городки N 6 и 12, расположенные в г. Буденновске Ставропольского края.
Из представленных документов следует, что спорное жилое помещение на момент предоставления ему, Т.В.Д., в установленном законом порядке не включено в число специализированного жилищного фонда.
Из выписки из Единого реестра прав собственности и справки БТИ следует, что спорная квартира за период с 1995 года по настоящее время не прошла государственную регистрацию не только как служебное жилое помещение, но и как объект недвижимости вообще.
Относительно ордера, выданного 05.04.1995 года за N ... на простом (типовом) бланке, было прямо указано, что спорная квартира служебной не является.
Из этого следует, что в апреле 1995 года не мог быть выдан ордер на служебное жилье, так как спорное жилье служебным не являлось (еще не было постановления администрации), форма ордера на служебное жилье РСФСР еще не существовала.
О том, что существует Постановление N 1127, ему, Т.В.Д., стало известно лишь накануне обращения в суд в 2013 году.
Просят суд признать жилое помещение, расположенное по адресу: ..., утратившим статус служебного жилого помещения; признать за Т.В.Д. и Т.Т.И. право пользования указанным жилым помещением, признать за Т.В.Д. и Т.Т.И. по 1/2 доли за каждым в праве долевой собственности на квартиру в порядке приватизации; прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Министерства Обороны РФ на квартиру, расположенную по адресу: ...
Решением Буденовского городского суда Ставропольского края от 05 февраля 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Т.В.Д. подана апелляционная жалоба, в которой указывают на незаконность и необоснованность судебного акта.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель МО считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции представитель МО РФ, будучи надлежащим образом уведомленный о месте и времени апелляционного рассмотрения дела, не явился, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании Т.В.Д., Т.Т.И. и их представитель настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - закон РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 4 названного Закона РФ не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 6 того же Закона РФ передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
По положениям ст. 8 названного Закона РФ решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъясняется, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Как следует из материалов дела, Т.В.Д. проходил военную службу в Советской Армии в период с 31 октября 1971 года по 28 ноября 1973 года, с 06 июня 1979 года по 08 августа 1989 года, с 02 сентября 1993 года по 23 декабря 1997 года.
Общий срок военной службы составил 16 лет 04 месяца 01 день.
Количество лет выслуги на пенсию составляет 22 года 01 месяц 02 дня.
На основании ордера N ... от 05.04.1995 года, выданного КЭЧ Буденовского района СК военного округа, Т.В.Д. и членам его семьи была представлена квартира N ...
05 апреля 1995 года между Т.В.Д. и КЭЧ Буденовского района был заключен договор на обслуживание квартиры и предоставление коммунальных услуг.
Из выписки из домовой книги (поквартирной карточки) от 10.12.2012 г. N 2221, выданной Буденновским РЭР Ставропольского филиала ОАО "Славянка" и справке о составе семьи от 10.12.2012 г. N 2220 видно, что в квартире N ... постоянно зарегистрированы Т.В.Д. и Т.Т.И.
Согласно справке главы администрации г. Буденновска Ставропольского края N 3650 от 24.09.2012 года квартира ... не является муниципальной собственностью и в реестре муниципальной собственности не значится.
Согласно справке Буденновского филиала ГУП "Крайтехинвентаризация" СК от 10 декабря 2012 г. N 4435 Т.В.Д. и Т.Т.И. на территории города Буденновска и Буденновского района СК в приватизации не участвовали и собственниками недвижимого имущества не значатся.
Жилищные правоотношения с участием военнослужащих и членов их семьи регулируются нормами Жилищного кодекса РФ и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ним указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 5 Жилищного кодекса РФ). Жилищный кодекс РФ введен в действие с 01.03.2005 года, Федеральный закон от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" - 01.01.1998 года
Поскольку спорные жилищные правоотношения (предоставление истцу жилого помещения) возникли в апреле 1995 года, то при разрешении данного спора надлежит руководствоваться положениями статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), согласно которым к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, и положениями жилищного законодательства, действовавшего до 01.03.2005 года.
Как указано в статьях 42, 43, 47, 50, 101, 104, 105, 106 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей на 1986 год) и статьях 18, 24, 25, 26, 39 Основ жилищного законодательства Союза ССР (принятых Верховным Советом СССР 24.06.1981 года, в редакции, действовавшей на 1986 год) жилые помещения в домах ведомственного жилищного фонда предоставлялись гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения.
На основании принятого решения гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.
Согласно постановлению от 18.08.1995 года N 1127 главы администрации города Буденновска и Буденовского района Ставропольского края, спорной квартире присвоен статус служебного жилого помещения, то есть после предоставления квартиры истцу по ордеру.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищных фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации. В указанный перечень включены городки N 6 и N 12, расположенные в г. Буденновске Ставропольского края.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 N 1470-р, военные городки N 6 и 12 г. Буденновска исключены из перечня закрытых военных городков.
Таким образом, с момента снятия статуса закрытого военного городка, спорное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, утратило статус жилых помещений, не подлежащих приватизации.
Доказательств того, что в момент предоставления спорной квартиры военнослужащему Т.В.Д. и членам его семьи, и на момент возникновения у истцов права пользования этим жилым помещением, жилое помещение было включено в число служебных, суду не представлено.
Статус служебного жилого помещения и статус закрытого военного городка, на территории которого находится занимаемое истцами квартира, были присвоены после вселения в него истцов, что не влечет за собой изменение статуса жилого помещения и правовых оснований права истцов в пользования этим помещением.
Следовательно, к возникшим между сторонами правоотношениям о пользовании жилым помещением подлежат применению положения о договоре социального найма жилого помещения, поскольку доказательств то, что истцам жилое помещение было предоставлено на иных условиях, материалы дела не содержат.
Присвоение военному городку статуса закрытого военного городка, и присвоение этому жилому помещению статуса служебного жилья, не может изменить статус жилого помещения, в котором проживают истцы, поскольку они вселились в это помещение до утверждения Постановлением Правительства РФ Перечня закрытых военных городков и до принятия органом местного самоуправления распоряжения о присвоении статуса служебного.
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301), государственному учету подлежат независимо от формы собственности, в том числе, служебные жилые помещения.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.
Тогда как таких доказательств ответчиком не представлено.
Доводы представителя МО РФ о том, что Т.В.Д. на спорное жилое помещение был выдан служебный ордер, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку пометка на ордере "Служебный" не свидетельствует о включении указанной квартиры в число служебных в установленном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
С учетом установленных обстоятельств, исследованных доказательств, положений ст. ст. 17, 101, 105, 108 ЖК РСФСР, ст. ст. 6, 92, 99, 101 ЖК РФ, ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", принимая во внимание, что спорная квартира не используется как служебная с момента увольнения с военной службы Т.В.Д. (т.е. с 1997 года), статус "служебная" был присвоен после предоставления спорной квартиры в пользование Т.В.Д. и членам его семьи, наймодатель в течение длительного времени после возникновения оснований для освобождения жилого помещения не предъявлял соответствующих требований, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: ..., утратило статус служебного жилого помещения.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ), действовавшего на момент увольнения Т.В.Д., уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
В соответствии как со ст. 41 ЖК РФ, так и ранее действовавшими нормами ЖК РСФСР, жилое помещение по договору социального найма предоставляется как по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством (указанным в Жилищном Кодексе), так и по основаниям, указанным в иных законах.
Согласно ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", как в действующей редакции, так и в более ранних редакциях, предусматривала право военнослужащих не быть уволенным с военной службы без их согласия по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилого помещения.
Эта же обязанность органов военного управления по обеспечению военнослужащих, увольняемых в связи с организационно-штатными мероприятиями, жилыми помещениями для постоянного проживания была установлена ст. 22 (ч. 2 п. 1) Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 22.01.1993 N 4338-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 178-ФЗ).
Поскольку квартира была передана Т.В.Д. без установления срока, судебной коллегией признан факт утраты статуса "служебного" жилого помещения по адресу ..., Т.В.Д., как военнослужащий, имеющий выслугу 20 лет, уволенный с военной службы, имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма, занимаемая квартира не отнесена законом к перечню неподлежащих приватизации жилых помещений, - то истцы занимает квартиру фактически по договору социального найма с учетом положений ст. 60 ст. 61 ЖК РФ и имеют право на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Из материалов дела следует, что истцы обращались в ФГКУ "Южрегионжилье" МО РФ, Министерство обороны РФ с заявлениями о приватизации квартиры, однако заявление не было удовлетворено, поэтому следует признать, что они выразили свою волю на приватизацию занимаемой ими на основании ордера жилой площади и у истцов возникло право на обращение в суд в требованием о восстановлении нарушенного права.
Из материалов дела также следует, что истцы в приватизации жилья ранее участия не принимали, иной жилой площади не имеют, доводы, изложенные истцами в пояснениях суду, полностью нашли подтверждение в представленных документах о семейном положении, о трудовой деятельности, о службе в Вооруженных Силах РФ, о вселении в спорную квартиру, пользовании квартирой, несении расходов по ее содержанию.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о признании за Т.В.Д. и Т.Т.И. права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Обстоятельств, препятствующих удовлетворению заявленных требований, не имеется.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия признает необходимым решение суда первой инстанции, как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, при несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также как принятое с нарушением норм материального права, отменить, и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
При вынесении решения судебная коллегия также принимает во внимание, что протоколом N 2 заседания жилищной комиссии войсковой части 12901 от 06 мая 2006 года Т.В.Д. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, с 2006 года состоит в списке получателей государственного жилищного сертификата по в\\ч ..., который по настоящее время им не получен.
Невыполнение уполномоченными органами обязанностей по своевременному обеспечению истца жильем не должно ограничивать его право на получение жилья в настоящее время.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 1053 от 29 декабря 2008 года "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны РФ вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда

определила:

Решение Буденовского городского суда Ставропольского края от 05 февраля 2015 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Т.В.Д. и Т.Т.И. - удовлетворить.
Признать жилое помещение, расположенное по адресу: ..., утратившим статус служебного жилого помещения.
Признать за Т.В.Д. и Т.Т.И. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ..., на условиях социального найма.
Признать за Т.В.Д. право собственности на 1\\2 доли в праве долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ..., в порядке приватизации.
Признать за Т.Т.И. право собственности на 1\\2 доли в праве долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ..., в порядке приватизации.
Прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Министерства Обороны РФ на квартиру, расположенную по адресу: ...
Апелляционную жалобу - удовлетворить.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)