Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 28.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2251/15

Требование: О признании жилого помещения утратившим статус служебного жилья, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: По мнению истца, он фактически с момента вселения с семьей в спорную квартиру пользуется ею по договору социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу N 33-2251/15


Судья: Чулков В.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Берко А.В.,
судей краевого суда: Горкуна В.Н. и Киселева Г.В.,
при секретаре судебного заседания Ш.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С.О. на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 28 января 2015 года по делу по исковому заявлению С.О. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании жилого помещения утратившим статус служебного жилья и о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, по докладу судьи Горкуна В.Н.,

установила:

С.О. обратился в суд с указанным иском. Требования мотивировал тем, что он с семьей проживает в государственной квартире N... дома N... в микрорайоне "Северный" города Буденновска, предоставленной ему Министерством обороны Российской Федерации через уполномоченный орган - Буденновскую квартирно-эксплуатационную часть района (КЭЧ) на основании ордера от 26 сентября 2002 года N 1719, что он вышел в запас и он и его семья выселению из данной квартиры не подлежат без предоставления другого жилого помещения, что решением Буденовского городского суда Ставропольского края от 09 апреля 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23 июля 2013 года, ему было отказано в удовлетворении иска к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на данную квартиру в связи с тем, что с ним 25 октября 2002 года был заключен договор найма служебного жилого помещения и был выдан данный ордер на вселение в служебную квартиру, что ответчик, у которого данное жилое помещение находится в оперативном управлении, отказал ему в заключении с ним договора социального найма этого жилого помещения со ссылкой на то, что бывшее Буденовское КЭЧ района не передало ему полномочия по перезаключению ранее заключенных договоров социального найма и что в соответствии с Постановлением главы города Буденновска Ставропольского края N 784-а от 03 декабря 2001 года указанная квартира признана служебной, что этот отказ ответчика незаконен, так как указанное Постановление главы города Буденновска он не получал и поэтому не мог ранее его оспорить, что спорная квартира никогда не передавалась в хозяйственное ведение, в оперативного управление или в собственность администрации города Буденновска, а поэтому у главы администрации города Буденновска отсутствовали правовые основания для издания данного Постановления, что спорная квартира не значится на государственном учете со статусом "служебная", что фактически он с момента вселения с семьей в спорную квартиру пользуется ею по договору социального найма, а поэтому подлежит признанию за ним право пользования спорной квартирой на условиях социального найма.
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 28 января 2015 года в удовлетворении настоящего иска С.О. отказано.
В апелляционной жалобе С.О. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении его иска в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного решения суда, на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, на нарушение судом норм материального Закона и норм процессуального Закона, так как после его увольнения 29 января 2013 года с военной службы с выслугой 28 лет в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе действие договора служебного найма спорного помещении подлежит прекращению, но он и его семья в порядке статьи 108 ЖК РФ не подлежат выселению из квартиры без предоставления другого жилого помещения, на неправильную оценку судом собранных по делу доказательств, в частности, на отсутствие в материалах дела доказательств о государственной регистрации спорной квартиры в качестве служебной, а впоследствии в качестве специализированного жилищного фонда с выдачей соответствующей документации, с проведением технической инвентаризации и с паспортизаций спорного жилого дома, что военный городки N N 6 и 12 в городе Буденновске исключены из перечня закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации, что свидетельствует о ранее ведомственной принадлежности ответчику спорной квартиры, а ныне о принадлежности ответчику в лице ФГКУ "Северо- Кавказское ТУИМО" спорной государственной квартиры и о том, что спорная квартира не передавалась в собственность или оперативное управление города Буденновска или муниципального образования Буденовского района Ставропольского края, а поэтому у главы администрации города Буденновска отсутствовали законные основания для издания 03 декабря 2001 года указанного Постановления N 784-п.
Письменные возражения относительно доводов настоящей апелляционной жалобы не поступили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя администрации города Буденновска Буденовского района Ставропольского края М. о законности обоснованности решения суда, проверив законности и обоснованность обжалуемого решения судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В силу статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио-и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно статье 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции. /\\
Установлено, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года военные городки в городе Буденновске Ставропольского края включены в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Данное Постановление главы города Буденновска Ставропольского края от 03 декабря 2001 года N 784-п относительно признания квартиры N... в доме N... микрорайона "Северный" служебной С.О. оспорено.
На этот период времени помимо действия соответствующих норм Конституции РСФСР, гарантирующих права граждан, в том числе военнослужащих, на жилище, действовали нормы Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик (далее Основы), нормы Жилищного кодекса РСФСР (далее ЖК РСФСР), нормы Федерального закона Российской Федерации N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", а также положения подзаконных актов, которые подробно разъясняли порядок и условия предоставления служебному персоналу войсковых частей жилых помещений для проживания.
В соответствии со статьей 3 Жилищного кодекса РСФСР жилищные отношения в РСФСР регулируются Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и издаваемыми в соответствии с ними другими актами жилищного законодательства Союза ССР, настоящим Кодексом и иными актами жилищного законодательства РСФСР.
Согласно статье 3 указанных Основ жилищные отношения в СССР регулируются настоящими Основами и издаваемыми в соответствии с ними другими актами жилищного законодательства Союза ССР, жилищными кодексами и иными актами жилищного законодательства союзных республик.
Следовательно, при разрешении жилищных споров по состоянию на 2000 год приоритетными были нормы Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, так как иные нормы материальных законов, регулирующих жилищные отношения, не могли противоречить нормам указанных Основ.
Нормы этих Основ утратили силу 01 марта 2005 года с принятием новых норм Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).
Согласно абзацам 1 - 3, 8 статьи 4 действующих по состоянию на 01 июня 2000 года вплоть до 01 марта 2005 года данных Основ и статьям 5 и 6 ЖК РСФСР находящиеся на территории СССР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.
Жилищный фонд включает:
жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);...
Государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Дома ведомственного жилищного фонда в городах и поселках городского типа подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик.
Из прямого смыслового значения данных норм материальных законов государство на законодательном уровне закрепило четкое разграничение государственного жилищного фонда, находящегося в ведении местных Советов, отделив его от государственного жилищного фонда, находящегося в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд), с подлежащей постепенной передачи ведомственного жилищного фонда в городах и поселках городского типа в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик.
Эти установленные материальными законами порядок и условия свидетельствуют о невозможности управления органом местного Совета (в дальнейшем их правопреемниками) государственным ведомственным жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации без его передачи в установленном законом порядке от титульного владельца - Министерства обороны Российской Федерации в ведение указанного местного Совета, правопреемником которого в настоящее время является администрация города Буденновска.
Этот вывод подтверждается статьей 11 указанных Основ и статьей 17 ЖК РСФСР, согласно которым управление жилищным фондом местных Советов народных депутатов осуществляется их исполнительными комитетами и образуемыми ими органами управления.
Управление ведомственным жилищным фондом осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
Иной порядок управления государственным жилищным фондом нормами указанных материальных законов не был предусмотрен.
В силу действующей на тот момент статьи 105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В соответствии со статьей 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.
Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Из этих положений нормы материального закона следовало то, что законодатель установил отличный от предоставления жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда, изложенный в части 1 статьи 47 ЖК РСФСР, порядок выдачи ордеров на жилые помещения в военных городках.
Действующая по состоянию на 2000 год статья 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" лишь указывала на необходимость предоставления военнослужащим контрактникам служебных жилых помещений для проживания.
Однако, эта норма материального закона не регулировала и в настоящее время не регулирует подробный порядок и условия предоставления военнослужащим служебного жилья для проживания.
По состоянию на 2000 год действовала статья 39 данных Основ, которая регламентировала то, что в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Это не противоречило статье 104 ЖК РСФСР, согласно которой в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Следовательно, Совет Министров СССР мог определить порядок и условия предоставления отдельным категориям военнослужащих служебных жилых помещений для проживания.
Такой порядок и условия были установлены Советом Министров СССР еще 06 мая 1983 года в Постановлении N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения", которые действовали вплоть до 01 марта 2005 года.
Так, согласно пунктам 1 и 2 данного Постановления N 405 1. Установить, что военнослужащим Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск жилые помещения, находящиеся в обособленных военных городках при воинских частях, расположенных вне черты населенных пунктов, и в закрытых военных городках с системой пропусков, расположенных в населенных пунктах, предоставляются по распоряжению командования соответствующих воинских частей. В закрытых и обособленных военных городках, находящихся в ведении органов Комитета государственной безопасности СССР, предоставление жилых помещений военнослужащим этих органов производится по распоряжению руководства соответствующего органа.
Рабочим и служащим жилые помещения в закрытых и обособленных военных городках предоставляются по совместному решению командования воинской части Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск или руководства органа Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) и соответствующего профсоюзного комитета.
2. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
3. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках, не перечисленных в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляется исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов.
Из прямого смыслового содержания данного Постановления следует, что военнослужащим советской Армии (далее Вооруженных сил Российской Федерации) могли быть предоставлены жилые помещения, как социального назначения, так и служебные жилые помещения.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что в данном Постановлении четко определено то, что управление и предоставление ордеров на жилые помещения в обособленных военных городках при воинских частях, расположенных вне черты населенных пунктов, и в закрытых военных городках с системой пропусков, расположенных в населенных пунктах, предоставляются по распоряжению командования соответствующих воинских частей. Иными словами выдача ордеров на указанные жилые помещения, в том числе в закрытых военных городках, предшествовало обязательное принятие командованием соответствующих воинских частей распоряжений (в дальнейшем совместно с сознанными в войсковых частях жилищными комиссиями, а также профсоюзными комитетами).
Судебная коллегия также учитывает то, что Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 г. N 285 не исключалась возможность обеспечения лиц служебного персонала Вооруженных Сил, как служебным жильем, так и жильем по найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
Следовательно, во владении Министерства обороны Российской Федерации находились в военных городках не только ведомственные служебные помещения, но и ведомственные жилые помещения социального назначения, предназначенные для предоставления служебному персоналу (военнослужащие, рабочие служащие) войсковых частей для проживания.



















































































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)