Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-486/2015

Требование: О признании права пользования служебным жилым помещением.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Администрация, нарушив законные права истца, отказала в заключении с ним договора служебного найма на спорное жилое помещение, чем необоснованно препятствует в проживании в нем.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 2015 г. по делу N 33-486/2015


Судья: Зайцева Е.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Ольховского В.Н.
судей Уосис И.А., Алферовой Г.П.
при секретаре М.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 28 января 2015 года апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Советский городской округ" Калининградской области на решение Советского городского суда Калининградской области от 13 октября 2014 года, которым исковые требования Д. к администрации муниципального образования "Советский городской округ" Калининградской области о признании права пользования служебным жилым помещением, исковые требования ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ к администрации муниципального образования "Советский городской округ" Калининградской области о признании права на повторное распределение и заселение жилого помещения военнослужащим, проходившим военную службу в Вооруженных Силах РФ удовлетворены.
За ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ признано право на повторное распределение и заселение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах РФ.
За Д. признано право пользования двухкомнатной квартирой N дома N по <адрес> на условиях договора найма служебного жилого помещения.
На администрацию муниципального образования "Советский городской округ" Калининградской области возложена обязанность в установленном порядке заключить с Д. договор найма служебного жилого помещения в отношении квартиры N дома N по <адрес>.
Взысканы с администрации муниципального образования "Советский городской округ" Калининградской области в пользу Д. расходы по оплате государственной пошлины - <данные изъяты> руб.
Заслушав доклад судьи Уосис И.А., пояснения представителей администрации муниципального образования "Советский городской округ" Калининградской области - М.Н. и П., поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия

установила:

Д. обратился с иском, указав, что он является военнослужащим войсковой части N и проходит военную службу в п. Д. г. Советска Калининградской области. В 2014 году решением отдела N ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ему на состав семьи из одного человека распределено служебное жилое помещение - квартира N дома N по <адрес> общей площадью 46,4 кв. м. В адрес главы администрации Советского городского округа Калининградской области направлено отношение для заключения с ним договора служебного найма указанного жилого помещения. Ранее это жилое помещение занимал военнослужащий Н., которому органами военного управления предоставлено жилое помещение по договору социального найма в г. Санкт-Петербурге. Администрация, нарушив его законные права, отказала в заключении с ним договора служебного найма на указанное жилое помещение, чем необоснованно препятствует в проживании в нем. Просит признать за ним право пользования спорным жилым помещением на условиях договора служебного найма и обязать ответчика в установленном порядке заключить с ним договор служебного найма.
Третье лицо - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ обратилось в суд с самостоятельным иском, приводит в обоснование иска аналогичные указанным в иске Д. обстоятельства. Ссылается на то, что действующее законодательство предусматривает реализацию права военнослужащего на обеспечение служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Право муниципальной собственности на жилое помещение в данном случае ограничено требованиями пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, и поэтому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Просит признать за ним право на повторное распределение и заселение жилого помещения - квартиры N дома N по <адрес> военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах РФ.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Советский городской округ" Калининградской области просит решение отменить и принять новое решение. Считает, что оснований для удовлетворения иска Д. не имелось.
Ссылается на то, что вывод суда о нарушении администрацией городского округа права истца не соответствует действительности. Указывает на нарушение судом норм процессуального права и неправильное применение норм материального права. Считает, что суд необоснованно применил положения ст. 49 ЖК РФ при разрешении спора в отношении жилого помещения специализированного жилищного фонда. Действующее законодательство допускает возможность предоставления военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда только по договору социального найма и только в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями. Полагает необоснованным вывод суда о том, что ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ обладает полномочиями по повторному заселению военнослужащими квартир, в которых ранее проживали военнослужащие, независимо от нахождения их в государственной и муниципальной собственности. Тогда как решение о предоставлении военнослужащему служебного жилого помещения и заключение договора найма служебного жилого помещения отнесено действующим законодательством к компетенции структурного подразделения уполномоченного Министерством Обороны РФ органа. Возложение на администрацию обязанности заключить с Д. договор найма считает незаконным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ - с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
Ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно п. 5 ст. 15 указанного закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
В силу ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
При вынесении решения об удовлетворении исковых требований Д., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что двухкомнатная квартира N дома N по <адрес>, являющаяся объектом муниципальной собственности Советского городского округа, включенная в состав служебных помещений специализированного жилищного фонда, ранее также занимаемая военнослужащим, предоставлена военнослужащему Д. в связи с прохождением военной службы на основании решения о предоставлении служебного жилого помещения от 02 июня 2014 года Отдела N (г. Калининград) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ.
По данным регистрирующих органов Калининградской области отсутствуют сведения о наличии у Д. и членов его семьи зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества.
Исходя из установленных обстоятельств и приведенных правовых норм, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности отказа администрации городского округа в заключении с Д. договора найма служебного жилого помещения, поскольку в силу прямого указания п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Отсутствие нарушения прав органов местного самоуправления при реализации данной нормы подтверждено Определением Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 года N 453-О.
Верно применив указанные выше правовые нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о распределении спорного жилого помещения военнослужащему Д., принято в соответствии с законом, и правовые основания для отказа в заключении с Д. договора найма служебного жилого помещения у администрации отсутствовали.
Доводы жалобы о том, что администрация городского округа не является лицом, уполномоченным заключать такой договор, основаны на ошибочном толковании закона, поскольку по смыслу приведенных выше правовых норм право заключать договор найма специализированного жилого помещения принадлежит лишь собственнику жилого помещения либо действующему от его имени уполномоченному органу государственной власти или местного самоуправления.
Ошибочная ссылка суда в решении на положения ст. 49 ЖК РФ, на правильность решения не повлияла и основанием для его отмены не является.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие возникшие отношения, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского городского суда Калининградской области от 13 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)