Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-10794/2015

Требование: О предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что их семья принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с включением в список для внеочередного предоставления жилья, в составе которой имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2015 г. по делу N 33-10794/2015


Судья: Бородько Л.Д.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Филиппова А.Е.,
судей Сеник Ж.Ю., Фетинга Н.Н.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Е., С.Т., действующей с согласия законного представителя С.А., действующего в своих интересах и в интересах С.Д.А. к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица Департамент координации строительства и перспективного развития Администрации г. Ростова-на-Дону, Администрация Кировского района г. Ростова-на-Дону о предоставлении благоустроенного жилого помещения, по апелляционной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 апреля 2015 г.
Заслушав доклад судьи Сеник Ж.Ю., судебная коллегия

установила:

С.Е., С.Т., действующая с согласия законного представителя С.А., действующего в своих интересах и в интересах С.Д.А. обратились в суд с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица Департамент координации строительства и перспективного развития Администрации г. Ростова-на-Дону, Администрация Кировского района г. Ростова-на-Дону о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, как семье, имеющей в составе ребенка-инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
В обоснование заявленных исковых требований истцы указали на то, что распоряжением Главы Администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН семья С-вых принята на учет с составом семьи 4 человека: муж С.А., жена - С.Е., дочь - С.Т., сын - С.Д., в качестве нуждающейся в жилом помещении с включением в список для внеочередного предоставления жилья как семье, в составе которой имеется больной - С.Д.А. страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Истцы просили суд обязать ответчиков предоставить им на состав семьи 4 человека вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 70 кв. м с учетом права на дополнительную площадь, состоящее не менее чем из 3-х комнат.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 апреля 2015 г. требования истцов удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация г. Ростова-на-Дону обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Апеллянт выражает несогласие с возложением на него обязанности по обеспечению истцов жилым помещением.
В жалобе указывает на то, что судом при вынесении решения применено Постановление Правительство РФ от 21.12.2004 года N 817, изданное в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов РФ", согласно которого меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, в связи с чем, по мнению апеллянта, применение судами специального законодательства об обеспечении жилыми помещениями инвалидов исключает основания для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на орган местного самоуправления.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истцов, третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя С.Т., действующей в своих интересах и интересах С.Д.А., Б., которая просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, представителя администрации г. Ростова на Дону К., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцы С.А., С.Е. и двое несовершеннолетних детей С.Т.А., С.Д.А. зарегистрированы и проживают по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН фактически пользуются одной комнатой, в остальных комнатах проживает другая семья.
С.Д. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, что подтверждено представленными медицинскими документами.
Распоряжением Главы администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН С.А. с составом семьи 4 человека: он, супруга и двое несовершеннолетних детей включены в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом имеющегося у С.Д.А. заболевания, наличия у него права на дополнительную площадь, семья истцов в составе 4 человека подлежит внеочередному обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее 70 кв. м (по 15 кв. м на 1 члена семьи и права С.Д.А. на дополнительную площадь), состоящим не менее чем из трех комнат в муниципальном округе "город Ростов-на-Дону".
С данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
В рассматриваемом деле, только С.Д.А. относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, остальные члены семьи С-вых таким правом не обладают. При таких обстоятельствах, вывод суда о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи С-вых, состоящей из 4 человек, противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Следовательно, обязанность по внеочередному обеспечению жилым помещением всей семьи С-вых на ответчика возложена быть не может.
Ссылка суда на статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" как на основание для внеочередного обеспечения семьи С-вых в составе из четырех человек жилым помещением по договору социального найма, необоснованна.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является отсылочной нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Порядок предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке этот пункт Правил не устанавливает, а факт постановки семьи С-вых в составе четырех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подтвержден Распоряжением главы администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону от 20.10.2014 N 461, и никем не оспаривался.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
Таким образом, являясь получателем жилищной льготы, С.Д.А. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь.
Суд первой инстанции указанные положения закона при рассмотрении дела не учел, обязал ответчика обеспечить жилым помещением всю семью С-вых, как имеющую право на внеочередное обеспечение жилым помещением, что нормами закона не предусмотрен. В связи с изложенным решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 апреля 2015 года, постановленное по делу, не может быть признано законным, а следовательно оно подлежит отмене по основаниям ч. ч. 1, 2 ст. 330 ГПК РФ.
В силу п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Принимая по делу новое решение, судебная коллегия учитывает изложенные выше положения закона, а также право С.Д., как лица страдающего тяжелой формой хронического расстройства, при котором, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
В силу ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органа местного самоуправления.
Согласно п. п. 1.6.2, п. 1 ст. 46 Устава г. Ростова на Дону, администрация города в лице ее органов и внутренних подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления под руководством и контролем главы Администрации города в следующих сферах и отраслях:
Полномочия в области жилищного дорожного хозяйства, торгового и коммунально-бытового обслуживания населения: ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставление специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда.
С.Д.А. является инвалидом и страдает заболеванием, которое указано в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, имеет право на дополнительную площадь. Обеспечение С.Д.А. жильем по договору социального найма во внеочередном порядке относится к полномочиям Администрации города Ростова-на-Дону, на территории которого он проживает.
С учетом изложенного, судебная коллегия возлагает на Администрацию города Ростова-на-Дону обязанность предоставить С.Д.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, отдельное жилое помещение в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь.
Поскольку, только С.Д.А. относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, остальные члены семьи таким правом не обладают, в удовлетворении требований С.Е., С.Т., С.А. по обеспечению жилым помещением судебная коллегия отказывает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что истец относится к иным категориям граждан, определенным федеральным законом, которым жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления только в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, а ответчик, как орган местного самоуправления, данными полномочиями не наделен, основаны на ином толковании норм жилищного законодательства, которое нельзя признать верным.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцам не может быть возложена на Администрацию города Ростова-на-Дону, поскольку отнесена к полномочиям РФ, не может быть принят судебной коллегией, поскольку в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Поэтому предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью в соответствии со статьей 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в статьях 14, 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения содержатся в статьях 14 и 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает доводы жалобы администрации г. Ростова на Дону о безосновательном возложении на нее обязанности по предоставлению жилого помещения, необоснованными.
Основываясь на изложенном, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ судебная коллегия,

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22 апреля 2015 г., отменить.
Постановить по делу новое решение, которым обязать Администрацию г. Ростова на Дону предоставить С.Д.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В удовлетворении остальной части иска отказать.

Мотивированное определение изготовлено 29.07.2015 г.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)