Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 19.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-733/2014

Требование: Об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что она как сирота должна была быть обеспечена жилым помещением вне очереди.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2014 г. по делу N 33-733/2014


Докладчик Шумилов А.А.
Судья Ермолаева Т.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,
судей Шумилова А.А., Блиновой М.А.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску С. к администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики о признании оставшейся без родительского попечения, о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, поступившее по апелляционной жалобе истца С. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 декабря 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований С. отказано.
Заслушав доклад судьи Шумилова А.А., судебная коллегия

установила:

С. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации Ленинского района г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование своих требований она указала, что ее мать - ФИО - по решению Московского районного суда г. Чебоксары от 12 апреля 1984 года была лишена родительских прав, в связи с чем она воспитывалась сначала в Ядринском детском доме, а затем - в Канашском детском доме.
В 1994 году после окончания учебы она переехала к отцу - ФИО 1. в квартиру <адрес>, где зарегистрировалась по месту жительства в 1995 году. Между тем ее отец страдал психическим заболеванием, неоднократно находился на принудительном стационарном лечении, злоупотреблял спиртными напитками, нигде не работал и помощи своим детям не оказывал.
В 1998 году ее отец умер.
В настоящее время в названной квартире зарегистрировано восемь человек. В общей очереди нуждающихся в жилом помещении она состоит с 2011 года.
Однако как сирота она должна была быть обеспечена жилым помещением вне очереди.
В связи с этим С. просила возложить на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанность предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании истица и ее представитель Г. иск поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары Н. иск не признала, указав, что впервые с заявлением о постановке на учет истица обратилась в администрацию Ленинского района в 2011 году и была поставлена в общую очередь в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее установленной нормы. О своем праве на льготное обеспечение жильем на основании Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истица не заявляла и нуждающейся в жилом помещении по этому основанию не признавалась.
Представители администрации города Чебоксары в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истцом С. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истицы С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу указанных положений гарантированная данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, должна предоставляться до достижения ими возраста 23 лет, и указанный срок является пресекательным сроком, истечение которого прекращает право лица. Поэтому пропуск данного срока влечет прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
Как следует из материалов дела, после окончания пребывания в образовательном учреждении Чувашской Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истица вселилась в квартиру <данные изъяты>, предоставленную ее отцу - ФИО1 (умершему 17 ноября 1998 года) на основании ордера N от 24 января 1984 года, и с 05 апреля 1995 года по настоящее время зарегистрирована в ней по месту жительства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно указал, что у С. отсутствует право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке как лица из категории детей-сирот, поскольку на момент ее обращения в администрацию Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики и постановки на жилищный учет ей исполнилось 34 года.
Кроме того, как верно отметил суд, применительно к положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), действующим законодательством не предусмотрено право сирот на внеочередное получение жилья по договору социального найма.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, (действовавшего также до 1 января 2013 года), действительно предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Между тем Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем только по договорам найма специализированного жилого помещения, а не по договорам социального найма.
Данное обстоятельство, как верно указал суд первой инстанции, является самостоятельным и достаточным основанием к отказу в иске С. о возложении обязанности на районную администрацию предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что истица дважды обращалась после смерти отца в 1998 году в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с устными заявлениями о постановке на жилищный учет, никакими доказательствами по делу не подтверждены. Ответчики данный факт отрицают.
Доводы апелляционной жалобы о сохранении права на льготное получение жилья по истечении 23-летнего возраста являются несостоятельными, поскольку противоречат положениям статей 1 и 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При этом, как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 N 1282-О-О, "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ш. на нарушение ее конституционных прав статьями 1 и 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.
Тем самым Конституционный Суд Российской Федерации констатировал отсутствие нарушения прав граждан положениями закона, ограничивающими право детей-сирот на льготное получение жилья определенным сроком - до достижения ими 23-летнего возраста.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска, поскольку истец не реализовал предоставленное ему право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста, установленного вышеназванным Законом, и заявил требования, не подлежащие удовлетворению по нормам ныне действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном понимании норм материального права, сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств, не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу истца С. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 декабря 2013 года оставить без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)