Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.08.2014 N 33-8064/2014

Требование: О восстановлении в очереди в качестве граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, признании жилищного права на получение жилого помещения по договору социального найма, обязании получить жилое помещение.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу было отказано в предоставлении жилого помещения, так как жилье, подходящее для его семьи по норме жилой площади, у ответчика отсутствовало.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2014 г. N 33-8064/2014


Судья: Крючков С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Прилуцкой Л.А.,
судей Крятова А.Н., Маркатюк Г.В.,
при секретаре Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крятова А.Н.
дело по иску В.М., В.В., В.А., В.Ю., В.А. к администрации г. Норильска, Управлению жилищного фонда администрации г. Норильска о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, восстановлении в очереди в качестве граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, признании права находиться в очереди в качестве граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, признании права на получение жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности на первоочередное получение жилого помещения по договору социального найма
по апелляционным жалобам В.М., В.В., В.А., В.Ю., В.А.
на решение Норильского городского суда Красноярского края от 17 января 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований В.М., В.В., В.А., В.Ю., В.А. к Администрации города Норильска и Управлению жилищного фонда Администрации города Норильска о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, восстановлении в очереди в качестве граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, признании жилищного права находиться в очереди в качестве граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, признании жилищного права на получение жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности на получение жилого помещения по договору социального найма - отказать в полном объеме".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,

установила:

В.М., В.В., В.А., В.Ю., В.А. обратились в суд с иском к администрации г. Норильска и Управлению жилищного фонда администрации г. Норильска о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, восстановлении в очереди в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, признании жилищного права находиться в очереди в качестве нуждающихся, признании жилищного права на получение жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности на получение жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что 29 апреля 2004 года В.М. прибыла в г. Норильск для прохождения службы в УВД по г. Норильску.
По ходатайству УВД г. Норильска В.М. и членам ее семьи: В.В., В.А., В.Ю. и В.А. для проживания была предоставлена комната в общежитии, где В.М. и члены ее семьи были зарегистрированы 23 ноября 2004 года.
03 ноября 2006 года В.М. включена в единую очередь нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории муниципального образования г. Норильск, по дате подачи заявления - 02 сентября 2004 года, номер в единой очереди - 1984.
18 марта 2005 года В.М. выдано удостоверение многодетной матери, в связи с чем она должна быть включена в очередь на получение жилья в первую очередь.
27 марта 2007 года В.М. и члены ее семьи вселились в предоставленную им служебную квартиру по адресу: г<адрес> являвшуюся собственностью УВД г. Норильска.
После этого В.М. неоднократно предлагались для заселения четырех- и пятикомнатные квартиры площадью не менее 18 кв. м на каждого члена семьи. От заселения в предложенные в районах Талнах, Оганер и Кайеркан квартиры В.М. отказалась.
В декабре 2011 года В.М. дала согласие на вселение в квартиру по адресу: <адрес> но жилищная комиссия отказала ей в предоставлении указанного жилого помещения в связи со значительным превышением нормы жилой площади для семьи из пяти человек, а иное жилье, подходящее для семьи по норме жилой площади у ответчика отсутствовало.
В феврале 2012 года из предложенных четырех- и трехкомнатной квартир В.М. выбрала для заселения трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>
Распоряжением главы г. Норильска от 25 апреля 2012 года В.М. и члены ее семьи сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Полагают, что получив жилое помещение площадью 71,4 кв. м, они имели и имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 18 кв. м или однокомнатной квартиры, соответственно, снятие истцов с учета нуждающихся незаконно.
Ответчика известно, что В.М. проходила службу в органах внутренних дел, уволена в 2001 году по болезни, поэтому норма предоставления жилого помещения на каждого члена семьи по ст. 7 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ составляет 18 кв. м.
Просили (с учетом уточнений) восстановить положение, существовавшее до нарушения жилищного права, обязав органы местного самоуправления МО г. Норильск восстановить В.М., В.В., В.А., В.Ю. и В.А. в очереди в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального наймов в муниципальном образовании город Норильск с даты подачи заявления от 02 сентября 2004 года; признать жилищное право истцов находиться в очереди нуждающихся, до получения данной семьей жилого помещения общей площадью не менее 18,6 квадратных метров и жилой площадью не менее 16,4 кв. м; признать жилищное право истцов на получение жилых помещений по договору социального найма общей площадью 90 кв. м и жилой площадью 60 кв. м; обязать администрацию г. Норильска, Управление жилищного фонда администрации г. Норильска предоставить истцам одно жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 18,6 кв. м и жилой площадью не менее 16,4 кв. м в первоочередном порядке; заключить дополнительное соглашение к договору социального найма N 664 от 14 июня 2012 года.
Судом первой инстанции постановлено выше приведенное решение.
В апелляционной жалобе В.М., В.В., В.А., В.Ю., В.А., а также в дополнительной жалобе В.М., В.А., В.Ю., В.А. просят отменить решение суда. Указывают, что право истцов на получение жилья недостающей площадью не отпало, в связи с чем снятие истцов с учета граждан, нуждающихся жилье по договору социального найма незаконно. Суд не дал оценку доводам истцов о том, что В.М. уволена из органов внутренних дел по болезни, что дополнительно дает ей право на получение жилья общей площадью не менее чем 18 кв. м на каждого члена; а также о том, что В.В., является ветераном боевых действий и также имеет право на получение жилья не менее чем 18 кв. м на каждого члена семьи в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О ветеранах".
Судом не разрешены ходатайства истцов о предоставлении ответчиками: книги учета граждан, нуждающихся в предоставлений жилых помещений по договорам социального найма в МО г. Норильск за 2004-2013 г.г.; решения, протоколы, подтверждающие предоставление ответчиками многодетным семьям г. Норильска жилье по договору социального найма в виде четырехкомнатных или пятикомнатных квартир; документы; подтверждающие факт передачи уполномоченными сотрудниками УВД по г. Норильску - ответчикам списков очереди граждан (сотрудников ОВД), нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе заказными письмами с уведомлением о вручении под роспись (т. 3 л.д. 117-125); в судебное заседание не явились, что не может служить препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
В силу ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном указанным Кодексом порядке.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ иным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным ЖК РФ или федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются по договорам социального найма жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
На основании п. 10 ч. 1 ст. 14 и ч. 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения в муниципальном жилищном фонде могут предоставляться определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях за счет муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, а также с учетом интересов граждан (статья 58 ЖК РФ).
Частью 2 ст. 50 ЖК РФ определено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, В.М. (на основании собственного заявления) постановлением Главы г. Норильска "О формировании единой очереди граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" от 03 ноября 2006 года N 2279 была включена в очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории муниципального образования г. Норильск, с даты подачи заявления - 02 сентября 2004 года под N 1984.
Решением Норильского Городского Совета от 19 декабря 2005 года N 59-837 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования "г. Норильск" норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории МО г. Норильск установлена в размере 14 кв. м общей площади на человека.
01 марта 2012 года В.М. дала письменное согласие на вселение в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>м., которое предоставлено ей органами местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
25 апреля 2012 года распоряжением администрации г. Норильска N 1687 утвержден протокол жилищной комиссии МО г. Норильск от 03 апреля 2012 года N 11 в части снятия В.М. с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, в связи с предоставлением ей жилого помещения по адресу: <адрес>.
14 июня 2012 года В.М. заключила с Управлением жилищного фонда администрации г. Норильска договор N 664 социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> кв. м на семью из пяти человек: В.М., В.В. - супруг, В.А., 1993 г. р. - дочь, В.Ю., <...> г.р. - сын, В.А., <...> г.р. - сын.
При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции, на основании совокупности всех представленных суду доказательств, и руководствуясь положениями закона, подлежащими применению к возникшим правоотношениям сторон, обоснованно исходил из того, что В.М. по ее заявлению ответчиками предоставлено жилое помещение на условиях договора социального найма, в котором на каждого члена семьи предоставлена площадь по 14,28 кв. м, при норме предоставления - 14 кв. м; поэтому она была снята с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, в установленном законом порядке.
Право на получение жилого помещения из муниципального жилищного фонда истицами реализовано в полной мере.
Так как нарушений прав истцов не установлено, не имеется оснований и для восстановления их на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также первоочередном предоставлении им дополнительного отдельного жилого помещения общей площадью не менее 18,6 квадратных метров и жилой площадью не менее 16,4 кв. м.
Как верно указал суд первой инстанции, требования истцов основаны на неверном толковании положений ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
В силу части 1 указанной статьи сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, норма предоставления жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
Однако, как следует из положений ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, а также ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями за счет муниципального жилищного фонда.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно определены юридически значимые обстоятельства и применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, анализ представленных суду доказательств, их оценка подробно изложены в обжалуемом решении суда.
В связи с чем судебная коллегия считает необходимым согласиться с решением.
Доводы апелляционных жалоб истцов со ссылкой на то, что они не утратили право на улучшение жилищных условий по норме предоставления, установленной ст. 7 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и являться основанием для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции, так как ответчики не обеспечивают реализацию таких прав в силу закона.
Ссылка а апелляционной жалобе на положения ст. 55 ЖК РФ основана на неверном толковании приведенной нормы, так как органы местного самоуправления при принятии решения о снятии граждан с учета, руководствуются нормой предоставления жилых помещений, установленной на территории муниципального образования.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на фактический отказ суда в истребовании дополнительных документов судебной коллегией оцениваются как необоснованные, так как сведения, о необходимости которых указывают истцы, в предмет доказывания по настоящему делу не входят.
Иные доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными в связи с неверным толкованием норм материального права.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Норильского городского суда Красноярского края от 17 января 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы В.М., В.В., В.А., В.Ю., В.А. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)