Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 12.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-44459

Требование: Об оспаривании решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан города Москвы.

Разделы:
Инвестирование в строительство; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Заявитель полагает, что он соответствует критериям отнесения граждан к числу пострадавших.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 ноября 2014 г. по делу N 33-44459


судья: Ю.О. Котенко

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.М. Харитонова
судей В.В. Лукьянченко, Н.В. Сисиной,
при секретаре Ч., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе представителя Москомстройинвеста по доверенности О.А. *** на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 27 августа 2014 года по делу по заявлению И.К. *** об оспаривании решения Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от 29.05.2014 года N 77-08-328/4-1 об отказе во включении ее в реестр пострадавших граждан города Москвы, которым заявление удовлетворено частично,
установила:

Заявитель И.К. *** обратился в суд с указанным выше заявлением.
В обоснование заявления указал, что считает незаконным решение Москомстройинвеста от 29.05.2014 года N 77-08-329/4-1, которым ему было отказано во включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в связи с "непредоставлением вступившего в законную силу решения (определения) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица". Считает решение незаконным и необоснованным, поскольку полагает, что он соответствует критериям отнесения граждан к числу пострадавших, установленным указанным Приказом Министерства регионального развития РФ.
Решением Зеленоградского районного суда г. Москвы от 27 августа 2014 года постановлено: Заявление *** *** об оспаривании решения Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) от 29 мая 2014 года N 77-08-328/4-1 об отказе во включении *** *** в Реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства включить *** *** в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
В апелляционной жалобе представителя Москомстройинвеста по доверенности О.А. *** ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии заявитель И.К. ***, его представители по доверенностям О.И. ***, А.С. *** доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Москомстройинвеста по доверенности О.А. ***, просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что между Правительством Москвы и ООО "ВИРОМ - инвест" заключен инвестиционный контракт 20.06.2003 года, предметом которого является реализация инвестиционного проекта по строительству жилого дома с пристройкой по адресу: ***, мкр. 9, корп. 901А с ориентировочным объемом инвестиций *** млн. долларов США (около *** млн. рублей); в рамках реализации инвестиционного проекта инвестор обязуется за счет собственных (заемных и (или) привлеченных) средств произвести строительство жилого дома общей площадью 11000 кв. м с пристройкой общей площадью 370 кв. м по указанному выше адресу; дата ввода объекта в эксплуатацию декабрь 2004 года. С учетом дополнительного соглашения N 3 от 25.09.2012 года, установлен срок действия контракта до 01 февраля 2014 года.
25.10.2005 года между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ООО "ВИРОМ - инвест" заключен договор краткосрочной аренды земельного участка N М-10-505085, предметом которого является земельный участок площадью 0, 98 га, имеющий адресные ориентиры: ***, 9-й микрорайон, предоставленный в пользование на условиях аренды для проектирования и начала строительства.
12.12.2012 года застройщику ООО "ВИРОМ - инвест" выдано разрешение на строительство, срок действия которого истек 01.12.2013 года.
Согласно протоколу заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы N 8 от 06 марта 2014 года, принято решение о прекращении реализации инвестиционного проекта по адресу: ***, мкр. 9, корп. 901 А (ЗелАО), предельный срок проекта истек и на основании статьи 8 инвестиционного контракта от 20.06.2003 года N ДЖП.ОЗ.ЗЕЛ.00447 обязательства сторон но инвестиционному контракту прекратились с 02.02.2014 года.
Между И.К. *** и ООО "Агентство недвижимости "ДОМОСТРОЙ-2000" 31.03.2005 года заключен договор N Зел/901 а/1-6-42 о привлечении финансовых средств в строительство жилья, в соответствии с которым, инвестор принимает участие в инвестировании строительства однокомнатной квартиры N 42 на площадке 8 в секции N 1 в подъезде N 1 на 6-м этаже, суммарной площадью 40, 15 кв. м, в строящемся жилом доме, расположенном по адресу: г. Москва, ***, мкр. 9, корп. 901 А, сумма инвестиций составляет *** долларов США.
И.К. *** в соответствии с условиями указанного договора передал денежные средства в полном объеме в размере *** долларов США, которые впоследствии перечислены на расчетный счет ООО "ВИРОМ - инвест" Постановлением от 26 мая 2014 года Старшего следователя СЧ СУ УВД по Зеленоградскому АО ГУ МВД России по городу Москве майора юстиции М.Ю. *** И.К. *** признан потерпевшим по уголовному делу N 49088. Из данного постановления следует, что данное уголовное дело возбуждено 08.04.2013 года в отношении неустановленных лиц по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. Предварительным следствием установлено, что неустановленные лица в период с 2004 года по 30 декабря 2007 года, имея умысел на хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, действуя от имени ООО "ВИРОМ - инвест", не имея реальных намерений и возможности исполнять свои обязательства по заключенным договорам, заключали с юридическими и физическими лицами договоры различных форм, предметом которых являлось инвестирование строительства жилого дома по адресу: г. Москва, ***, мкр. 9, корп. 901 А на основании инвест-контракта, заключенного между ООО "ВИРОМ - инвест" и Правительством Москвы 20 июня 2003 года. При этом, неустановленные лица, действующие от имени ООО "ВИРОМ - инвест", свои обязательства по заключенным договорам не выполнили, а полученные от инвесторов денежные средства в качестве инвестиционных взносов последним не вернули. До настоящего времени корп. 901 А ***а не построен, проект по строительству указанного корпуса не реализован. Причиненный И.К. *** материальный ущерб составляет *** долларов США, что эквивалентно 870925 руб. 77 коп.
16.05.2014 года И.К. *** обратился в Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства с заявлением о включении его в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по объекту долевого строительства, расположенному по адресу: г. Москва, ***, мкр. 9, корпус 901 А, приложив к заявлению документы, подтверждающие наличие договорных отношений по соинвестированию строительства многоквартирного дома, документы об оплате по договору о привлечении финансовых средств в строительство жилья, о признании его потерпевшим в рамках уголовного дела.
Решением Москомстройинвеста от 29.05.2014 года N 77-08-328/4-1 И.К. *** отказано во включении в Реестр пострадавших граждан города Москвы на основании п. 2 ст. 14 раздела IV Приложения N 2 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года N 403, в связи с непредоставлением документов, предусмотренных в п. 6 ст. 10 раздела III Приложения N 2 к указанному Приказу.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявление, суд руководствовался тем, что решение Москомстройинвеста об отказе во включении И.К. *** в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, вынесено с нарушением закона, Приказом Минрегионразвития N 403 от 20.09.2013 г. не предусмотрено предоставление в обязательном порядке заявителем документов, указанных в пп. 6 пункта 10 раздела III приложения N 2 к данному Приказу, при этом из системного толкования положений данного Приказа усматривается, что гражданин подлежит включению в Реестр пострадавших при наличии одного или нескольких критериев, предусмотренных пунктом 2 Приложения N 1 к указанному Приказу.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с п. 1 раздела I Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 157-ПП, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - Комитет) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации строительства в рамках комплексного градостроительного развития территорий города Москвы, государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N 1), и правила ведения реестра таких граждан (приложение N 2).
В соответствия с п. 3 раздела I Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных указанным выше Приказом N 403 от 20.09.2013 года, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующий орган), в соответствии с данными Правилами.
Пунктом 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года N 403, установлены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, в том числе: привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления (пп. 1); просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (пп. 3); прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства (пп. 5); признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов (пп. 6).
В соответствии с п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минрегионразвития N 403 от 20.09.2013 года (Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены), включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к данному Приказу (далее - заявители).
В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения N 2 к указанному Приказу, включение в Реестр осуществляется на основании заявления. Пунктом 10 того же раздела установлен перечень документов: 1) копия документа, удостоверяющего личность; 2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; 3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; 4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); 5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии); 6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии). Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлинников документов должностному лицу контролирующего органа.
Правильный анализ указанных выше правовых норм, позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о незаконности обжалуемого решения, вынесенного "Москомстройинвестом" и вынести законное и обоснованное решение. Действительно, заявитель полностью соответствует критериям, предъявляемым Приказом Минрегиона N 403 от 20.09.2013 г. к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Предоставление заявителем документа, предусмотренного пп. 6 п. 10 раздела III Приказа N 403 Минрегиона России от 20.09.2013 г., а именно вступившего в законную силу решения (определения) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица, не являлось обязательным для заявителя, поскольку она не обращалась с таким требованием в суд. В данном пункте указано, что к заявлению прилагается указанный документ при его наличии, поэтому, в случае отсутствия такого документа, он к заявлению не прилагается, о чем обоснованно указал суд первой инстанции.
Таким образом, заявитель в полном объеме соответствовал критериям и действовал в рамках предусмотренной указанным Приказом процедуры включения заявителя в Реестр.
Оценивая довод апелляционной жалобы, касающийся незаконности решения суда в части включения заявителя в Реестр, поскольку действующее законодательство относит к исключительной компетенции "Москомстройинвест", а понуждение к совершению указанных действий является ограничением права "Москомстройинвеста" на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
Так, в соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
Вместе с тем, в данном деле, решение "Москомстройинвест" уже было принято и его позиция осталась неизменной, оно было обоснованно признано судом первой инстанции незаконным, поэтому вынесение решения об обязании Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контроль в области долевого строительства включить И.К. *** в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены также не противоречит требованиям действующего законодательства.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:

решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 27 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)