Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3772

Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему и его семье на основании договора найма служебного помещения предоставлено жилое помещение, в указанном жилом помещении они продолжают проживать по настоящее время, несмотря на то, что трудовые отношения с организацией, предоставившей занимаемое жилое помещение, прекращены. Занимаемое жилое помещение не находится в аварийном состоянии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 апреля 2015 г. по делу N 33-3772


Судья: Тимофеева Е.С.
Докладчик: Корытникова Г.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Корытниковой Г.А.,
судей Потловой О.М., Ворожцовой Л.К.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Корытниковой Г.А.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального Государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в лице представителя Д.М. (доверенность N от дата без права передоверия, сроком по дата - л.д. <данные изъяты> с оборотом)
на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 15 января 2015 года
по иску С.Н. и С.А.В., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних С.А.Н. и С.К., к Администрации города Юрга Кемеровской области, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" и федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации

установила:

С.Н. и С.А.В., действующие в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей С.А.Н. и С.К., обратились с исковым требованием к Администрации города Юрга Кемеровской области, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" и федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права общей долевой собственности в порядке приватизации за С.Н., С.А.В., С.А.Н. и С.К., по <данные изъяты> доли за каждым, на <адрес>.
Требования мотивированы тем, что в 1994 году С.Н. трудоустроился в Воинскую часть 96216 на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда. дата уволен по пункту 5 статьи 29 КЗоТ РФ в порядке перевода по согласованию с командиром Воинской части <данные изъяты> дата принят электромонтером в Воинскую часть <данные изъяты> в порядке перевода по согласованию с командиром воинской части <данные изъяты>. дата уволен по собственному желанию.
дата принят в Юргинскую КЭЧ электромонтером 6 разряда. дата переведен электромонтером оперативно выездной бригады РЭС б разряда. дата переведен электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования РЭС 6 группы. дата переведен электромонтером оперативно выездной бригады РЭС 6 группы. дата уволен по сокращению штата (пункт 2 статьи 81 ТК РФ).
дата на состав семьи 3 человека (С.Н., супруге С.А.В. и сыну С.К.) на основания договора найма служебного помещения N от дата предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, в которое они заселились и зарегистрировались по месту жительства.
дата у них родился сын - С.А.Н. дата наймодатель - Юргинская КЭЧ заключила со С.Н. договор найма служебного помещения <данные изъяты> на жилое помещение по адресу: <адрес>.
В указанном жилом помещении продолжают проживать по настоящее время в составе семьи 4 человека: С.Н., С.А.В., С.К. и С.А.Н., несмотря на то, что трудовые отношения с организацией - Юргинской КЭЧ, предоставившей занимаемое жилое помещение прекращены. Занимаемое жилое помещение не находится в аварийном состоянии. Военный городок N 5, на территории которого находится занимаемое жилое помещение по адресу: <адрес> стал значиться открытым. Занимаемое истцами жилое помещение не может считаться служебным жилым помещением.
По сообщению жилищного отдела администрации города Юрга Кемеровской области отсутствуют сведения о признании служебным жилого помещения <адрес>. Установленный законодательством запрет на приватизацию служебных жилых помещений является действительным только в том случае, если жилое помещение зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве служебного жилого помещения. В противном случае, граждане имеют право реализовать свое право на приватизацию данного жилого помещения независимо от того обстоятельства, что оно предоставлялось им в связи с трудовой деятельностью в государственном или муниципальном учреждении.
На момент заключения с С.Н. договора найма от дата служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, не отнесено к определенному виду жилых помещений (специализированному), в отношении него не направлено распоряжение в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение 3-х рабочих дней с даты принятия такого решения. Регистрация спорного помещения в качестве служебного не проведена. Они приняли решение приобрести в общую долевую собственность в порядке приватизации жилое помещение, полученное по договору социального найма (по <данные изъяты> доли каждому).
В соответствии со ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4.07.1991 г. N 1541-1 никто из них не пользовался разовым правом бесплатной приватизации.
В целях реализации своего права на приобретение в собственность жилого помещения С.Н. обратился к Главе администрации города Юрга Кемеровской области; в Министерство обороны Российской Федерации, в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации; в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ; ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения"; ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с заявлениями о заключении с ними договора о передачи в собственность жилого помещения в порядке приватизации.
Администрацией города Юрга Кемеровской области о разрешении приватизации жилого помещения N в <адрес> разъяснено, что многоквартирный дом по <адрес>, находился на территории закрытого военного городка N 5 г. Ю.; объекты, находящиеся на территории военного городка N 5 г. Юрги, Министерством Обороны не передавались, в связи, с чем нет оснований для заключения с ними договора передачи в собственность жилого помещения <адрес> КО.
В результате рассмотрения направленных ими заявлений о передаче занимаемого ими жилого помещения в собственность в порядке приватизации в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (г. Новосибирск), сообщено, что заявление направлено ненадлежащему лицу.
На аналогичное заявление в ФГКУ "Центррегионжилье" указал, что жилое помещение не подлежит приватизации.
ФГКУ "Сибирским территориальным управлением имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации сообщено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации. Министерство обороны РФ вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд и исключении из специализированного фонда. ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации руководствуется уставом, не наделено полномочиями по принятию решений связанных с приватизацией жилых помещений. На направленные заявления в Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (г. Кемерово) о передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ответов так и не последовало.
На основании статьи 6 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статья 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
При этом статьями 6 и 7 указанного Закона установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 года N 8 (ред. от 02.02.2007 года) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. Истцы являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Кемеровской области по указанному выше адресу. Дом, в котором находится квартира, является собственностью государства, но не зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество сведения о правообладателе на занимаемую ими квартиру по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Представитель истцов Ц., поддержала исковые требования по основаниям, указанном в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.
С.Н. и С.А.В., извещенные о времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом (л.д. <данные изъяты>), не явились.
Представители ответчиков: Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центрального регионального управления жилищного обеспечения" и ФГКУ "Сибирского территориального управления имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, извещенные о времени и месте рассмотрения дела (л.д. <данные изъяты>), не явились.
Представитель ответчика - ФГКУ "Сибирского территориального управления имущественных, отношений" Министерства обороны РФ - М. просила провести судебное заседание без участия представителя ответчика, в представленных возражениях просила отказать в удовлетворении иска (<данные изъяты>).
Представитель Администрации города Юрги Д.К. возражала против исковых требований, полагая Администрацию города Юрги ненадлежащим ответчиком.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 15 января 2015 года постановлено:
Удовлетворить частично исковое заявление С.Н. и С.А.В., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних С.А.Н. и С.К., к Администрации города Юрга Кемеровской области, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" и федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Признать в порядке приватизации право общей долевой собственности на <адрес> за С.Н., дата года рождения, С.А.В., дата, С.А.Н., дата года рождения, и С.К., дата рождения, за каждым по <данные изъяты>) доли в праве общей долевой собственности.
Отказать в части удовлетворения исковых требований С.Н. и С.А.В., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних С.А.Н. и С.К., к Администрации города Юрга, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В апелляционной жалобе Федерального Государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в лице представителя Д.М. просит решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 15 января 2015 года отменить, указывает, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации, С.Н. не является военнослужащим и не имеет права на получение жилого помещения в собственность по линии Министерства обороны РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Федерального Государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в лице представителя Д.М., заслушав представителя истцов Ц., возражавшего по доводам апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к следующему.
Пункт 5 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ содержит указание о том, что безусловным основанием для отмены судебного постановления, в частности, является факт его не подписания судьей или кем-либо из судей.
Из материалов дела следует, что настоящее гражданское дело по иску С.Н. и С.А.В., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних С.А.Н. и С.К., к Администрации города Юрга Кемеровской области, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" и федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации было рассмотрено судьей <данные изъяты>
Однако, имеющееся в деле решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 15 января 2015 года судьей не подписано, что в соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены принятого судебного постановления.
Учитывая то, что судом было допущено существенное нарушение норм процессуального права, решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 15 января 2015 года законным признано быть не может.
Приведенные выше, допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права повлияли на исход дела, они являются существенными, непреодолимыми, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов, участвующих в деле лиц.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 15 января 2015 года подлежит безусловной отмене по процессуальным основаниям, а также по нижеприведенным материальным основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что жилое помещение отдельная 2-комнатная <адрес>, общей площадью <данные изъяты> в том числе жилой площадью <данные изъяты> находится в военном городке, который перестал быть закрытым на основании Распоряжения Правительства РФ от 11.10.2011 года N 1779-р, по настоящее время является федеральной собственностью и передано в ведение и распоряжение Министерства обороны Российской Федерации. Данное обстоятельство никем не оспаривалось.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что истцы проживают в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> в том числе жилой площадью <данные изъяты> на основании договора служебного найма, но ни ответчиком, ни Министерством обороны Российской Федерации, привлеченным судом к участию в деле в качестве третьего лица, не представлено доказательств того, что на момент предоставления С.Н. этой квартиры она в установленном законом порядке была отнесена к специализированному жилищному фонду.
Следовательно, использоваться, как служебная квартира не могла и может быть приватизирована истцом на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" как занимаемая на условиях социального найма.
Судебная коллегия считает, что вынесенное судебное постановление принято без учета норм действующего законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <данные изъяты> <адрес>, общей площадью <данные изъяты> в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв. м, предоставлена С.Н. по договору найма служебного жилого помещения в связи с трудовыми отношениями истца с Юргинской квартирно-эксплуатационной частью.
Договор найма служебного жилого помещения заключен на время трудовых отношений.
Согласно частям 1, 3 статьи 92, части 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения отнесены к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Запрет на отчуждение (приватизацию) является общим и главным признаком специализированных жилых помещений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
В соответствии с подп. "м" п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Судом первой инстанции установлено, что дата между Юргинской КЭЧ и С.Н. заключен договор N найма служебного помещения в виде отдельной 2-комнатной <адрес>, общей площадью <данные изъяты> в том числе жилой площадью <данные изъяты>, совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: С.А.В. и С.К. (л.д. <данные изъяты>).
дата между Юргинской КЭЧ и С.Н. в связи с увеличением состава семьи заключен договор N найма служебного помещения на туже квартиру, также на срок трудовых отношений. Спорное жилое помещение в установленном законом порядке к служебному отнесено не было.
Однако суд не учел, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, С.Н. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Указанная квартира предоставлена истцу во временное пользование на период работы в Юргинской КЭЧ", на основании личного заявления и договора найма служебного помещения N которые С.Н. в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
Запрет на приватизацию жилых помещений в домах закрытых военных городков, а также служебных жилых помещений установлен ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
По смыслу вышеприведенных положений действующего законодательства, жилая площадь закрытых военных городков предназначена для обеспечения жильем военнослужащих и других лиц, состоящих в связи с Вооруженными Силами Российской Федерации, исключительно на период их службы или работы. Жилые помещения, находящиеся на территории военного городка, исходя из их назначения и правового режима, имеют статус служебных.
При этом утрата военным городком, в котором находятся жилые помещения, статуса закрытого, не влечет прекращение статуса служебного жилого помещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам находит, что решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 15 января 2015 года является незаконным и по существу спора, нарушения норм права являются существенными, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации.
Оценив указанные обстоятельства и руководствуясь приведенными нормами права, Принимая решение по существу спора, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требование истца о признании права собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение удовлетворению не подлежит, поскольку спорное жилое помещение предоставлялось С.Н. и членам его семьи в качестве служебного и не утратило данного статуса до настоящего времени.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия,

определила:

Решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 15 января 2015 года по гражданскому делу по иску С.Н. и С.А.В., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних С.А.Н. и С.К., к Администрации города Юрга Кемеровской области, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" и федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований С.Н. и С.А.В., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних С.А.Н. и С.К., к Администрации города Юрга Кемеровской области, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" и федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.

Председательствующий
Г.А.КОРЫТНИКОВА

Судьи
О.М.ПОТЛОВА
Л.К.ВОРОЖЦОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)