Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1821/2013

Требование: О понуждении к заключению договора найма служебного жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: После неоднократного продления срока заключения договора найма ответчиком в заключении договора истице было отказано в связи с передачей муниципальных учреждений здравоохранения в собственность субъекта РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 марта 2013 г. по делу N 33-1821/2013


Председательствующий: Елисеев Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Чукреевой Н.В.
судей Моисеевой Л.А., Магденко И.Ю.
при секретаре Х Я.А.
рассмотрела в судебном заседании 20 марта 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя В. - С.
на решение Ленинского районного суда города Омска от 27 декабря 2012 года, которым постановлено:
"В. в удовлетворении исковых требований к Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о понуждении к заключению договора найма служебного жилого помещения отказать".
Заслушав доклад судьи Моисеевой Л.А., пояснения представитель В. - С., судебная коллегия

установила:

В. обратилась в суд с иском к департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о возложении обязанности заключить договор найма.
В обоснование иска указала, что с целью предоставления служебного жилого помещения как работнику муниципальной сферы здравоохранения, в августе 2010 была вселена ответчиком в квартиру в жилом доме по ул. З в пос. Ч в г. Омске. Правоотношения по владению и пользованию жилым помещением оформлены договором о сохранности жилого помещения, действие которого установлено до 27.07.2011. В согласованные сроки договор найма заключен не был, однако решение о предоставлении жилого помещения в качестве служебного ответчиком было принято. После неоднократного продления срока заключения договора найма ответчиком в заключении договора отказано в связи с передачей муниципальных учреждений здравоохранения в собственность Омской области.
Просила обязать ответчика заключить договор найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании В., ее представитель С. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Г. в судебном заседании исковые требования не признала, указав на отсутствие в настоящее время правовых оснований для предоставления жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель В. - С. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, обязательство по заключению договора найма служебного жилого помещения ответчиком длительное время исполнено не было; считает, что изменение формы собственности медицинского учреждения на жилищные права истца негативное влияния оказывать не может; ссылается на предпринятые истцом действия по ремонту жилого помещения; указывает, что нарушение сроков заключения договора найма субъективными действиями истца не обусловлено.
Рассмотрев дело, изучив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, которым наряду с другими правами и свободами человека и гражданина определяется деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и для осуществления которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия (статья 18; статья 40, части 1 и 2), в том числе путем предоставления жилища малоимущим и иным нуждающимся в нем гражданам, указанным в законе, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов (статья 40, часть 3).
Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 года N 8-П, жилые помещения, входящие в состав перечисленных в статье 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации жилищных фондов, имеют социальное предназначение; осуществляя регулирование носящих публично-правовой характер отношений по поводу находящихся в собственности муниципальных образований таких необходимых непосредственно для жизнеобеспечения населения объектов недвижимости, их использования и сохранения их целевого назначения, федеральный законодатель тем самым осуществляет и распределение между разными уровнями публичной власти функций социального государства (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Жилищный кодекс Российской Федерации относит к числу жилых помещений специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям) служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92), которые имеют специальное назначение: в частности, служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления (статья 93).
Действовавшим до 1 января 2012 года законодательством полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в Российской Федерации в сфере оказания медицинской помощи населению были разграничены следующим образом:
- - к компетенции органов государственной власти субъектов РФ относилась организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) (п. 21 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ);
- - к компетенции органов местного самоуправления городского округа относилась организация оказания на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов (п. 14 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ).
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 31.01.2009 г. В. была принята на работу в Муниципальное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 4" медицинской сестрой участковой терапевтического отделения поликлиники N 1.
В соответствии с Решением Омского городского Совета от 07.02.2007 г. N 430 "О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Омска", служебные жилые помещения предоставляются гражданам на период их трудовых отношений соответствующим органом местного самоуправления города Омска.
21.06.2010 г. Администрация г. Омска направила Главному врачу МУЗ "Медико-санитарной части N 4" Ф Ю.В. сообщение о включении В. в список граждан, желающих заключить договор найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда города Омска. В письме указано, что вопрос о предоставлении истцу служебного жилого помещения будет рассмотрен при наличии свободного жилого помещения в муниципальном специализированном жилищном фонде г. Омска в порядке очередности.
Впоследствии Администрация города предложила В. квартиру в жилом доме по улице З в поселке Ч города Омска путем заключения договора по обеспечению сохранности данного имущества на время подготовки Постановления о включении указанного имущества в муниципальный специализированный жилищный фонд города Омска.
28.07.2010 г. Департамент жилищной политики Администрации г. Омска заключил с В. договор, по условиям которого истица приняла на себя обязательство сроком до 27.07.2011 г. обеспечить сохранность квартиры в жилом доме по ул. З в поселке Ч в г. Омске на период подготовки документов, необходимых для заключения договора найма служебного жилого помещения.
Департамент жилищной политики Администрации г. Омска принял на себя обязательство по подготовке проекта договора найма при встречном обязательства В. предоставить документы, необходимые для подготовки проекта договора, по требованию Департамента.
17.11.2011 г. Управлением Росреестра по Омской области оформлено свидетельство о государственной регистрации права собственности Муниципального образования городской округ город Омск Омской области на квартиру по адресу: г. Омск, ул. З.
По заявлению Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФБУ "Центр гигиены и эпидемиологии Омской области" провело испытания параметров микрофлоры, световой среды в данной квартире и соответствие жилого помещения СаНПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СаНПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест".
Получено заключение межведомственной комиссии от 28.04.2012 г. о признании жилого помещения по адресу: поселок Ч, ул. З пригодным для проживания.
Федеральным законом N 313-ФЗ от 29 ноября 2010 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" внесены следующие изменения в указанные нормы:
- - согласно п. п. 21 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);
- - согласно п. 14 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2012 года.
Из приведенных положений закона следует, что с 1 января 2012 года законом изменено разграничение полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с отнесением к компетенции соответствующих органов государственной власти организации оказания любого вида медицинской помощи на территории субъекта РФ, а к компетенции органов местного самоуправления - лишь создание условий для оказания медицинской помощи.
Согласно ч. 1 ст. 26.11 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2 - 26.3, 26.3.1 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
- если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Механизм безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления согласно ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ включает в себя, в частности, принятие решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества. Такие решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
В связи с вышеуказанным изменением разграничения полномочий в области оказания медицинской помощи на основании распоряжения Правительства Омской области от 02.11.2011 г. N 152-рп "О безвозмездной передаче в собственность Омской области учреждений здравоохранения, находящихся в собственности муниципальных образований Омской области" Муниципальное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 4" передано в собственность Омской области.
Согласно Уставу БУЗОО "МСЧ N 4", утвержденному распоряжением Министерства здравоохранения Омской области от 26.12.2011 г., в связи с передачей в собственность Омской области Муниципальное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 4" переименовано в БУЗОО "Медико-санитарная часть N 4".
Как следует из ответа Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 19.10.2012 г. в связи с длительностью процедуры оформления права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, подготовка необходимых документов завершилась 28.04.2012 г. Поскольку с 01.01.2012 г. учреждения здравоохранения переданы на региональный уровень, работники здравоохранения прекратили трудовую деятельность в муниципальных учреждениях, в связи с чем, отсутствуют основания для заключения договора найма служебного помещения муниципального специализированного жилищного фонда г. Омска. В. предложено встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма либо заключить договор коммерческого найма.
Проверив обоснованность требований В. к Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о понуждении к заключению договора найма служебного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Отказывая в иске, суд правильно указал, что при заключении договора на обеспечение сохранности квартиры от 28.07.2010 г. В. являлась работником муниципального учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 4". В настоящее время МУЗ "МСЧ N 4" переименовано в БУЗОО "Медико-санитарная часть N 4", то есть В. не состоит в трудовых отношениях с муниципальным учреждением города Омска, поэтому законных оснований для заключения договора найма служебного жилого помещения, собственником которого является муниципальное образование, не имеется.
До 01.01.2012 г. (момента вступления в силу указанных выше изменений законодательства) право пользования спорным жилым помещением (на основании договора найма) истице не было и не могло быть предоставлено, поскольку документы о праве муниципальной собственности на квартиру и заключение межведомственной комиссии о пригодности помещения для проживания находились в стадии оформления.
Оснований предполагать уклонение Департаментом жилищной политики от подготовки проекта договора найма квартиры, затягивания сроков и нарушения прав и законных интересов истицы не усматривается.
Из материалов дела видно, что ответчиком было оформлено свидетельство о государственной регистрации права муниципальной собственности, получены протоколы испытаний и экспертные заключения на квартиру, заключение межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания, без которых не представляется возможным заключить договор найма служебного помещения.
При таких обстоятельствах ссылка представителя истца на необходимость применения к данным отношениям п. 14 ст. 100 ФЗ от 21.11.2011 г. N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" правильно отклонена районным судом как необоснованная, так как сохранение права пользования служебными жилыми помещениями предусмотрено только для медицинских работников, которым такое право предоставлено в период работы в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения.
В целях правильного рассмотрения и разрешения заявленных исковых требований суд первой инстанции обоснованно руководствовался регламентированным Конституцией Российской Федерации правом каждого на жилище (ст. 40), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст. ст. 92, 93, 99, 100).
Судебная коллегия находит, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено, выводы суда первой инстанции по существу спора соответствуют материалам дела, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Ссылка апелляционной жалобы на несение В. расходов на проведение ремонта в спорном жилом помещении не является основанием для признания за ответчиком права на заключение договора найма. В случае причинения В. убытков, она не лишена возможности требовать их возмещения в ином порядке.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Омска от 27 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя В. - С. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)