Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-12215/2014

Требование: О заключении договора социального найма жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 декабря 2014 г. по делу N 33-12215/2014


Судья: Панкова М.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Гороховика А.С.,
судей Шилова А.Е., Вачковой И.Г.,
при секретаре О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Кировского районного суда г. Самары от 10 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

установила:

Ш. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, администрации городского округа Самара о заключении договора социального найма жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что является нанимателем однокомнатной квартиры N, расположенной по адресу: <адрес>. По указанному адресу он зарегистрирован постоянно с 25.12.2001 г.
Данная квартира является единственным жильем истца.
Жилое помещение предоставлялось Ш. (матери Ш.) в 1993 г. как работнику Кировского ПЖРП.
В 1995 году жилой дом, расположенный по указанному адресу, передан в муниципальную собственность городского округа Самара.
В августе 2013 года истец обратился в Департамент управления имуществом городского округа Самара по вопросу исключения жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда и заключения с ним договора социального найма жилого помещения с целью последующей приватизации.
20.08.2013 г. истцу отказано в заключении договора социального найма и исключении занимаемого жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда, что нарушает его жилищные права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Ш. просил суд исключить квартиру N площадью 12,7 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, из состава служебных жилых помещений, обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара заключить с ним договор социального найма жилого помещения, расположенного по указанному адресу.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 10 октября 2014 года исковые требования Ш. о заключении договора социального найма жилого помещения удовлетворены, на Департамент управления имуществом городского округа Самара возложена обязанность заключить с Ш. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 12,7 кв. м, жилой площадью 7,8 кв. м, подсобной площадью 4,9 кв. м.
В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара - Г. доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить.
Истец Ш. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Согласно ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) - ч. 1 ст. 62 ЖК РФ.
Из материалов дела видно, что Ш. зарегистрирован и проживает в квартире N, находящейся <адрес>
Для оплаты расходов по содержанию жилья и коммунальных услуг открыт лицевой счет N 07169.
Установлено, что истец надлежащим образом вносит платежи на содержание жилого помещения и коммунальные услуги.
Согласно справке N 6622 ГУП Самарской области "ЕИРРЦ" от 09.06.2014 г., Ш. зарегистрирован по указанному адресу с 25.12.2001 г. Законность вселения истца в жилое помещение и проживания в нем на законных основаниях ответчиком не оспаривалась.
С 1993 г. по 2013 г. в жилом помещении была зарегистрирована мать истца - Ш.
09.07.2013 г. Ш. снята с регистрационного учета в связи со смертью (л.д. 7).
Жилое помещение представлялось Ш. в связи с работой на 9-ГПЗ им. В.В. Куйбышева в ЖЭУ N 2, что подтверждается архивной справкой ОАО "Самарский подшипниковый завод" (л.д. 42).
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 26.12.1995 г. N 823, указанный жилой дом передан в муниципальную собственность на основании акта приема-передачи от 29.12.1999 г. (л.д. 36).
По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости: квартира, расположенная по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д. 11).
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных жилых помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Вводный закон не содержат.
Однако исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что отсутствие решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами этого документа.
Доказательств, свидетельствующих о том, что после передачи спорной квартиры в муниципальную собственность она была включена в специализированный жилищный фонд со статусом "служебной", ответчиком не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что статус спорного жилого помещения изменился и к нему подлежат применению нормы, установленные для жилых помещений по договорам социального найма, в связи с этим обоснованно удовлетворил исковые требования Ш. о заключении договора социального найма жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы Департамента управления имуществом городского округа Самара о том, что жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, являлись предметом проверки и оценки суда первой инстанции и по изложенным выше основаниям правильно признаны несостоятельными.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г. Самары от 10 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)