Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2014 ПО ДЕЛУ N А40-49058/2014

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. по делу N А40-49058/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кораблевой М.С.,
судей Савенкова О.В., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петуховой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Филиала Коммерческой Компании БВО "ЛИТНИУМ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 июля 2014 г.,
принятое судьей Дудкиным В.В. по делу N А40-49058/2014
по иску Филиала Коммерческой Компании БВО "ЛИТНИУМ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД" (127473, г. Москва, Краснопролетарская, д. 36)
к ответчикам: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), Правительство Москвы,
третьи лица: Департамент городского имущества г. Москвы, ООО "Аванта"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости
при участии в судебном заседании представителей:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчиков: от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен; от Правительства Москвы - Пестерикова А., по доверенности от 02.06.2014
- от третьих лиц: от Департамента городского имущества г. Москвы - Шестерикова А.В., по доверенности от 27.12.2013; от ООО "Аванта" - не явился, извещен;

- установил:

Филиал Коммерческой Компании БВО "ЛИТНИУМ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД" (далее - истец) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительству г. Москвы (далее - ответчики) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004002:112, с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Краснопролетарская, вл. 36, общей площадью 3 325 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 279 165 000 руб. по состоянию на 01.01.2013 г. и обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости названного земельного участка в размере 279 165 000 руб., ссылаясь на ст. 66 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 24.19 и 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 АПК РФ).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле были привлечены: Департамент городского имущества города Москвы, ООО "Аванта".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2014 г. в удовлетворении иска отказано.
Истец, не согласившись с указанным судебным актом, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, считает, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, что имеются основания для удовлетворения иска.
По мнению заявителя жалобы, внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются права истца как плательщика арендной платы, исчисляемой от кадастровой стоимости. Определение рыночной стоимости земельного участка является основанием для установлений его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в судебном порядке.
В судебное заседание не явились надлежаще извещенные истец, ответчик, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", третье лицо - ООО "Аванта". Дело рассмотрено в их отсутствие указанных лиц, по правилам ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев дело, считает, что оснований для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2014 не имеется.
Как следует из материалов дела, истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004002:112, с адресными ориентирами: г. Москва, 1-й Щемиловский пер., вл. 23, площадью 3 920 кв. м для строительства и последующей эксплуатации многофункционального делового центра, что подтверждается договором аренды от 30.03.2014 г. N М-01-026199.
В соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды от 12.04.2012 предметом аренды является земельный участок площадью 3 325 кв. м из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер 77:01:0004002:112, имеющий адресные ориентир: г. Москва, ул. Краснопролетарская, вл. 36.
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета ведет кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц - публичные кадастровые карты. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети "Интернет".
В соответствии с информацией, размещенной в сети Интернет, кадастровая стоимость земельного участка составляет 409 884 686 руб. 75 коп.
Согласно п. 3.4. договора аренды N М-01-026199 размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы полномочным органом государственной власти РФ и/или г. Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор. При этом, в случае принятия таких актов исчисление и уплата арендной платы осуществляется на основании договора и письменного уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы. В соответствии с уведомлением от 14.01.2014 г. N 33-А-2375/14-(0)-0 об изменении (введении) ставки арендной платы, полученным истцом, годовой размер арендной платы за земельный участок рассчитывается исходя из 1,5% ставки от размера кадастровой стоимости земельного участка и составляет 6 148 270 руб. 30 коп.
Полагая, что завышенная кадастровая стоимость влечет необоснованное увеличение арендных платежей, исчисляемых от кадастровой стоимости, истец обратился с настоящим иском в суд.
Согласно п. 1 части 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Как следует из положения п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса, для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом определяемой действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Соответственно стороны договора аренды обязаны руководствоваться теми ставками арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая предписана соответствующим нормативным актом.
Заключив договор аренды, истец (арендатор) согласился с ценой договора, в том числе с порядком его определения. Установление кадастровой стоимости арендатором, есть не что иное, как попытка изменения в одностороннем порядке условий договора.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" в отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из указанной нормы следует, что право на определение кадастровой стоимости земельного участка принадлежит его собственнику. Истцу (арендатору) право на совершение сделок непосредственно с объектом оценки (земельным участком) законодательством не предоставлено, он вправе совершать сделки сопряженные с правом аренды.
Правовой режим спорного участка исключает его свободное обращение на рынке в условиях конкуренции, устанавливать индивидуальную рыночную стоимость этого участка при наличии законов г. Москвы и условий заключенного договора аренды нельзя, экономическая характеристика земельного участка, вносимая в государственный кадастр недвижимости, не может быть определена иным способом, кроме кадастровой оценки, являющейся основой расчета выкупной цены.
Согласно п. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Аналогичные определенные ценовые ограничения также установлены Федеральным законом N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Как установлено судом первой инстанции, в обоснование своих требований общество представило отчет ООО "Аванта" N 04/0114 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004002:112, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснопролетарская, вл. 36, а также положительное экспертное заключение N 198/05/014 от 28.05.2014 г., согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 279 165 000 руб. 00 коп.









































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)