Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 18.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2011

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июня 2014 г. по делу N 33-2011


Судья Рабдаева Н.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Кротовой Л.М.
судей Гончиковой И.Ч., Холонгуевой О.Р.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.Н.В., П.С. к Администрации МО "город Северобайкальск", Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ о признании незаконными действий (бездействия) по невынесению решения об использовании субсидий на предоставление социальной выплаты по подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы, признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты, понуждении вынести решение о разрешении использовать субсидии на предоставление социальной выплаты, предоставить социальную выплату
по апелляционным жалобам первого заместителя Министра Министерства строительства К. и представителя и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, представителя Администрации МО "г. Северобайкальск" Л. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 19 марта 2014 г.
которым постановлено: Признать действия (бездействие) государственного заказчика - главного распорядителя бюджетных средств подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по невынесению решения об использовании субсидий на предоставление социальной выплаты незаконными.
Обязать государственного заказчика - главного распорядителя бюджетных средств подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011-2015 годы в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия вынести решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты собственникам П.Н.В., П.С. по Подпрограмме, как собственникам ветхого и аварийного жилья.
Признать письмо (решение) Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 20.11.2013 г. N 0609-и033-3956/13 об отказе в получении социальной выплаты незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования "город Северобайкальск" предоставить социальную выплату по подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы собственникам жилого помещения П.Н.В., П.С. при наличии средств в местном бюджете, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Кротовой Л.М., выслушав пояснения представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Б., представителя МО "г. Северобайкальск" Л., действующей на основании доверенности, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Обращаясь в суд, П.Н.В., П.С. просили признать незаконными действия (бездействие) Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ по невынесению решения об использовании субсидий на предоставление социальной выплаты по подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы, признать незаконным решение об отказе в предоставлении социальной выплаты, понуждении вынести решение о разрешении использовать субсидии на предоставление социальной выплаты, обязать ответчиков Администрацию МО "город Северобайкальск", Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ предоставить социальную выплату, ссылаясь на то, что 07.11.2013 они обратились в администрацию МО "г. Северобайкальск" согласно порядка предоставления социальной выплаты с заявлением о предоставлении им социальной выплаты, предоставили необходимый пакет документов. Их учетное дело было направлено в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ для вынесения решения об использовании субсидии на предоставление им социальной выплаты. Однако 24.11.2013 г. было получено сообщение Администрации города, из которого следовало, что Министерством строительства и модернизации отказано в получении социальной выплаты в связи с тем, что на момент приватизации квартиры она являлась аварийной. Считают отказ незаконным и необоснованным, поскольку договор приватизации не был признан недействительным.
В судебном заседании представитель П.Н.В. - С., действующий на основании доверенности поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель Администрации МО "город Северобайкальск" Л. не возражала против удовлетворения исковых требований, заявленных к Министерству строительства и модернизации ЖКК РБ, однако полагала, что основания для удовлетворения требований в отношении Администрации отсутствуют, так как Администрацией было принято решение о предоставлении социальной выплаты истцам, однако социальная выплата не могла быть ими в связи с отказом Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ в использовании субсидии на ее предоставление.
Представитель Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на исковое заявление просил отказать в иске, указав, что жилищной комиссией Администрации МО "город Северобайкальск" было принято решение о предоставлении истцу социальной выплаты с нарушением федерального законодательства, так как была осуществлена приватизация аварийной квартиры, что противоречит Закону "О приватизации". Кроме того, указал, что в соответствии с постановлением Правительства РБ от 21.01.2014 г. N 15 постановление Правительства РБ от 25.04.2011 г. N 185 "О республиканской целевой программе "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы" утратило силу.
Районный суд постановил вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе первый заместитель Министра строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ К. просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований, заявленных к Министерству, ссылаясь на доводы, которыми возражал против удовлетворения иска в суде первой инстанции представитель ответчика. Дополнительно указал, что предоставление социальных выплат гражданам, жилые помещения которым переданы муниципальным образованием в собственность с нарушением федерального законодательства, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ является нецелевым использованием бюджетных средств. Кроме того, суд не учел, что Республиканская целевая программа "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы с 2014 г. утратила силу, финансирование в республиканском бюджете на указанные цели не предусмотрено.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО "город Северобайкальск" Л. просит отменить решение суда в части отказа в обязании Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ предоставить субсидию для предоставления истцу социальной выплаты по подпрограмме, и в части удовлетворения требования об обязании Администрации МО "г. Северобайкальск" предоставить истцу социальную выплату. Считает, что при вынесении решения судом были допущены нарушения норм материального и процессуального права, при этом автор жалобы указывает, что без предоставления субсидий Министерством строительства и модернизации ЖКК РБ и без вынесения решения Минстроем об использовании субсидии социальная выплата Администрацией не может быть предоставлена.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ Б., и представитель Администрации МО "город Северобайкальск" Л. поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
П-ко просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав истца и представителей ответчиков, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в части, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что П.Н.В., П.С. являются собственниками жилого помещения по адресу: РБ <...> на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 25.02.2013 г. Указанное жилое помещение заключением межведомственной комиссии МО г. Северобайкальск от 16.04.2008 г. признано аварийным и подлежащим сносу.
07.11.2013 г. П-ко обратились в Администрацию МО "г. Северобайкальск" с заявлением о предоставлении социальной выплаты в соответствии с Подпрограммой "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия", являющейся частью Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы, представив для этого все необходимые документы, в том числе свидетельствующее об отсутствие другого жилья для проживания.
11.11.2013 года жилищной комиссией администрации МО "город Северобайкальск" принято решение предоставлении истцам социальной выплаты в размере <...> руб., учетное дело о предоставлении социальной выплаты, сформированное в соответствии с Подпрограммой, направлено в Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ для принятия решения об использовании субсидии на предоставление социальной выплаты.
Однако письмом Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ в адрес главы Администрации МО "г. Северобайкальск" от 20.11.2013 г. N 06/09-и033-3956\\13 в предоставлении социальной выплаты было отказано в связи с несоответствием договора приватизации, которым квартира передана в собственность истцов, нормам Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ".
Оценивая действия ответчиков, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований П-ко о признании незаконными действий (бездействия) Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ по невынесению решения об использовании субсидий на предоставление социальной выплаты, а также письма Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ от 20.11.2013 г. N 06/09-и033-3956\\13 об отказе в получении социальной выплаты. Судебная коллегия находит данный вывод обоснованным, соответствующим нормам материального права.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (с последующими изменениями) утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Данной программой предусмотрены мероприятия по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 процентов).
Правилами предоставления указанного вида субсидий установлено, что субсидии предоставляются на софинансирование мероприятий, предусмотренных в региональных целевых программах субъектов Российской Федерации при соблюдении следующих условий:
а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на исполнение которого предоставляется субсидия;
б) наличие утвержденной региональной целевой программы субъекта Российской Федерации, предусматривающей мероприятия;
в) обязательство высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечить соответствие значений показателей, устанавливаемых региональной программой, указанной в подпункте "б" настоящего пункта, значениям показателей результативности предоставления субсидии, установленным соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым ежегодно Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашение).
Постановлением Правительства РБ N 185 от 25.04.2011 г. была утверждена Республиканская целевая программа "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы, в рамках которой действовала подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия".
Подпрограмма предусматривает возможность направления субсидии на:
а) приобретение муниципальными образованиями жилых помещений эконом-класса, в том числе на вторичном рынке жилья;
б) строительство муниципальными образованиями жилых помещений эконом-класса, в том числе завершение ранее начатого строительства;
в) предоставление муниципальными образованиями социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, для приобретения жилых помещений.
Порядок предоставления муниципальными образованиями социальных выплат собственникам жилых помещений, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда зоны БАМа установлен разделом II подпрограммы.
Пунктами 2.4., 2.5. указанного Порядка установлено, что для получения социальной выплаты граждане, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, подают в муниципальные образования по месту проживания заявления с приложением следующих документов: копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина; копий правоустанавливающих документов на занимаемое жилое помещение; копии финансового лицевого счета или выписки из домовой книги; обязательства о безвозмездном отчуждении гражданином принадлежащего ему на праве собственности или ему и членам его семьи на праве общей собственности и свободного от обязательств жилого помещения в муниципальную собственность. По запросу Министерства муниципальные образования представляют сформированные и заверенные учетные дела граждан, в том числе содержащие: акты проверки жилищных условий граждан, оформленные согласно приложению N 2 к Порядку; заключения межведомственной комиссии муниципального образования о признании жилых помещений непригодными для проживания/жилых домов аварийными и подлежащими сносу.
Из материалов дела следует, что все необходимые документы были Карман представлены в орган местного самоуправления, на основании представленных документов жилищная комиссия муниципального образования оформила решение о предоставлении социальной выплаты в соответствии со списком, который вместе с сформированным учетным делом был направлен в Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ.
Основания исключения из списков установлены пунктом 2.2. указанного Порядка, в частности из списков исключаются граждане: умершие; ранее получившие бюджетные средства на приобретение или строительство жилого помещения, в том числе жилищные субсидии.
Между тем, Министерством строительства и модернизации ЖКК РБ при рассмотрении учетного дела П-ко такие основания для исключения из списков установлены не были, поводом к отказу в предоставлении социальной выплаты послужила незаконная, по мнению Министерства, приватизация жилого помещения.
Однако в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, полномочиями по оценке законности сделки, на основании которой возникло зарегистрированное право собственности, данный орган государственной власти не наделен, это право предоставлено только суду.
Следует также отметить, что решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 10.01.2014 г. были оставлены без удовлетворения исковые требования Администрации МО "город Северобайкальск" о признании недействительным договора от 25.02.2013 г. о передаче жилого помещения в собственность К. Решение суда вступило в законную силу.
Таким образом, установленные законом основания для отказа в предоставлении П-ко социальной выплаты у Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ отсутствовали.
С учетом изложенного следует признать верным вывод суда первой инстанции о том, что указанный орган государственной власти нарушил порядок реализации Подпрограммы, что явилось основанием признания действий (бездействия), а также письма Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ незаконными.
Вместе с тем, возлагая на Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ обязанность вынести решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты П-ко, как собственникам ветхого и аварийного жилья, а также обязывая Администрацию МО "город Северобайкальск" предоставить социальную выплату истцам суд не учел, что на момент рассмотрения дела постановление Правительства Республики Бурятия от 25.04.2011 г. N 185, которым была утверждена республиканская целевая программа "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы утратило силу в соответствии с п. 1.334 постановления Правительства РБ от 21.01.2014 г. N 15, то есть на момент рассмотрения дела подпрограмма Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия не действовала, финансирование из республиканского бюджета на указанные мероприятия на 2014 г. отсутствует, что в свою очередь исключает и предоставление средств из федерального бюджета.
Согласно п. 1 ст. 416 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
В соответствии с п. 1 ст. 417 ГК РФ если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 настоящего Кодекса.
Таким образом, поскольку в результате издания постановления правительства РБ нормативно-правовой акт, в соответствии с которым должна была быть предоставлена социальная выплата, утратил силу, обязательство органа местного самоуправления и распорядителя бюджетных средств предоставить соответствующую социальную выплату прекратилось.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене в части возложения на Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ обязанности вынести решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты П-ко, как собственникам ветхого и аварийного жилья, а также в части возложения обязанности на Администрацию МО "город Северобайкальск" предоставить социальную выплату истцам.
Изложенное не препятствует истцам в защите нарушенных прав в ином порядке, в том числе с учетом положений ст. ст. 13, 417, 1069 ГК РФ - посредством возмещения причиненных истцам убытков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

определила:

Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 19 марта 2014 года отменить в части возложения на Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ обязанности вынести решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты П.Н.В., П.С. как собственникам ветхого и аварийного жилья, а также в части возложения обязанности на Администрацию МО "город Северобайкальск" предоставить социальную выплату собственникам жилого помещения П.Н.В., П.С.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.М.КРОТОВА

Судьи
И.Ч.ГОНЧИКОВА
О.Р.ХОЛОНГУЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)