Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.07.2014 N 4Г/8-6502

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2014 г. N 4г/8-6502


Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу С., поступившую 06 июня 2014 года, на решение Таганского районного суда г. Москвы от 10 октября 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 декабря 2013 года по делу по иску С. к Военному учебно-научному центру Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации", Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве о признании права на приватизацию жилого помещения, признании отказа в приватизации незаконным, обязании передать жилое помещение в собственность,

установил:

С. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве о признании права на приватизацию жилого помещения, признании отказа в приватизации незаконным, обязании передать жилое помещение в собственность.
В обоснование своих требований истица указывала на то, что с 1986 г. является нанимателем комнаты N 1, расположенной в квартире коммунального заселения по адресу: ***. Комната предоставлена С. исполнительным комитетом Калининского районного совета народных депутатов г. Москвы 18.02.1986 г., как сотруднику Академии им. Куйбышева, на основании ордера N ***. Комната находится в ведомстве Министерства обороны. С момента предоставления жилого помещения с 14.03.1986 г. истица постоянно зарегистрирована и проживает на спорной жилой площади по настоящее время, выполняет обязанности нанимателя по содержанию и ремонту жилого помещения, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, финансовый лицевой счет на комнату оформлен на имя истицы. Истица указывала, что она приняла решение приватизировать занимаемую комнату, в связи с чем 08.02.2012 г. обратилась в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением о бесплатной передаче в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения, однако Министерство обороны РФ письмом от 16.02.2013 г. N *** отказало истице в передаче занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации, сославшись на то, что в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации, С. рекомендовано обратиться в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Ссылаясь на то, что спорная комната не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, является федеральной собственностью, право на приватизацию истицей ранее не использовано, истица просила суд признать за ней право на приватизацию комнаты N ***, расположенной в квартире коммунального заселения по адресу: ***, признать отказ в приватизации квартиры недействительным, обязать ответчика передать комнату в ее собственность, заключив договор передачи квартиры в собственность по правилам ст. 7 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 10 октября 2013 года в удовлетворении исковых требований С. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 декабря 2013 года решение Таганского районного суда г. Москвы от 10 октября 2013 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе С. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О приватизации Жилищного фонда а Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Судом установлено, что спорная жилая площадь представляет собой изолированную комнату N *** площадью 13 кв. м в коммунальной квартире, расположенной по адресу: ***.
На данной жилой площади зарегистрирована постоянно по месту жительства истица С. - с 14.03.1986 г. по настоящее время.
Данная жилая площадь была предоставлена С. на основании ордера N ***, серия ***, выданного исполнительным комитетом Калининского районного совета народных депутатов г. Москвы 18.02.1986 г., как сотруднику Академии им. Куйбышева, на основании решения исполкома N *** от 05.02.1986 г.
Согласно справке филиала "Лефортовский" ОАО "Славянка" N *** от июля 2013 г., N *** от 18.07.2013 г. С. вселена в жилое помещение, расположенное по адресу: ***, площадью 13 кв. м, на основании ордера N ***, серия ***, выданного исполнительным комитетом Калининского районного совета народных депутатов г. Москвы 18.02.1986 г. для постоянного проживания, метраж жилой комнаты 11,2 кв. м в ордере указан ошибочно, с момента выделения жилой изолированной комнаты в размере N *** был метраж 13 кв. м и оплачивался за 13 кв. м.
Согласно справки Центрального ТБТИ в данной квартире жилая изолированная комната 13 кв. м.
Задолженности по оплате коммунальных услуг по состоянию на 01.08.2013 г. не имеется.
Решением Исполнительного комитета Калининского районного совета народных депутатов г. Москвы N *** от 01.08.1985 г. дом N *** по *** (жилая площадь 4383,9 кв. м, общая площадь 7778,5 кв. м) включен в слушательский фонд академии им. В.В. Куйбышева, используемый для заселения слушателями и адъюнктами академии и их семьями на время учебы.
22 августа 1985 года ВИА им. В.В. Куйбышева выдан единый ордер на дом ***.
Распоряжением Правительства РФ от 10.04.2006 г. N *** произведена реорганизация государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военно-инженерная академия" (г. Москва) и государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Общевойсковая академия Вооруженных сил РФ" (г. Москва) путем присоединения первого ко второму в качестве структурного подразделения.
Правопреемником ВИА им. В.В. Куйбышева является Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ.
Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ N *** от 03.12.2002 г. утвержден перечень недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Военно-инженерной академией, в который включен жилой дом по адресу: ***.
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 22 ноября 2006 года N *** (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 28 апреля 2007 года N ***) жилой дом по адресу: ***, закреплен на праве оперативного управления за государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Общевойсковой академией Вооруженных сил РФ.
Согласно справки от 03.09.2013 г. *** Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы сведения о зарегистрированных по состоянию на 31.01.1998 г. правах на жилое помещение - квартиру N ***, расположенную по адресу: ***, - отсутствуют.
Согласно справки *** Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы сведения о зарегистрированных по состоянию на 31.01.1998 г. правах на жилое помещение С. - отсутствуют.
Согласно данных БТИ, указанная квартира имеет общую площадь 76,3 кв. м, жилую площадь 52,6 кв. м и состоит из 3-х изолированных комнат: N *** площадью 13 кв. м, N *** - 18,2 кв. м, N *** - 21,4 кв. м.
Ранее С. обращалась в суд с иском к ответчикам Военному учебно-научному центру Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ", Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма на комнату N *** в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ***.
В обоснование исковых требований С. указывала, что вышеуказанное жилое помещение было предоставлено ей по ордеру, как сотруднику Академии им. Куйбышева, однако в документах архивного фонда сведений о предоставлении жилой площади С. не сохранилось. С момента предоставления жилого помещения с 14.03.1986 г. истица постоянно зарегистрирована и проживает на спорной жилой площади по настоящее время, выполняет обязанности нанимателя по содержанию и ремонту жилого помещения, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, финансовый лицевой счет на комнату оформлен на имя истца. Право собственности, право оперативного управления либо обременения в отношении спорной жилплощади в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы. Истица намерена оформить договор социального найма в отношении указанной комнаты, однако ответа из Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ на свои обращения не получила.
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 22.05.2012 г. исковые требования С. удовлетворены: за С. признано право пользования жилым помещением в виде комнаты N *** площадью 13 кв. м в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ***; на Военный учебно-научный центр сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" возложена обязанность заключить с С. договор социального найма на жилое помещение в виде изолированной комнаты N *** площадью 13 кв. м в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ***.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.12.2012 г. решение Таганского районного суда г. Москвы от 22.05.2012 г. отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований С. к Военному учебно-научному центру Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации", Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма - отказано.
Как установлено Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.12.2012 г., решением исполнительного комитета Калининского районного Совета народных депутатов г. Москвы N *** от 05.02.1986 г. утверждено предоставление жилой площади академии им В.В. Куйбышева, на отдел учета и распределения жилой площади возложена обязанность выдать ордера, в том числе С., на комнату N ***, жилой площадью 11,2 кв. м, расположенной в квартире N ***, по адресу: ***, которая включена в число служебных.
Истица была вселена в спорное жилое помещение на основании ордера, выданного на основании указанного решения Исполкома.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что статус предоставленного С. жилого помещения определен в качестве служебного.
В связи с чем Апелляционная инстанция пришла к выводу, что есть основания полагать, что спорное жилое помещение было включено в число служебных в соответствии с требованиями жилищного законодательства, действующего в данный период времени, и предоставлено истице в качестве служебного как работнику квартирно-эксплуатационного отдела академии.
Также установлено, что к органам военного управления для принятия ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий С. не обращалась, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не признана, трудовые отношения с ВИА им. В.В. Куйбышева прекратила в 1991 году.
Кроме того, Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 22.11.2006 г. N *** (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 28.04.2007 г. N 1241-р), согласно которому жилой дом по адресу: ***, закреплен на праве оперативного управления за государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Общевойсковой академией Вооруженных сил РФ, не содержит сведений о том, что жилые помещения, расположенные в данном доме, исключены из числа специализированных.
Суд апелляционной инстанции также указал, что Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N *** "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" определено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Этим же Постановлением установлено полномочие Министерства обороны принимать решение об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда. Решения об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда Министром обороны РФ не принималось. Военный учебно-научный центр Сухопутных Войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ" с учетом требований приказа Министра обороны РФ от 15.10.2009 г. N *** о запрете исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда, Приказов Министра обороны РФ N 1280, 1455, 1550, не правомочен без разрешения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ заключить договор социального найма на жилое помещение.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 07.10.2008 г. N *** указанный объект недвижимости внесен в реестр федерального имущества.
08.02.2013 г. С. обратилась в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением о бесплатной передаче в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения.
Письмом от 16.02.2013 г. N *** Министерство обороны России сообщило истцу, что в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации, о чем заявитель будет проинформирован дополнительно.
Одновременно заявителю разъяснено право на обращение в суд с иском о признании права собственности на занимаемое жилое помещение.
Отказывая в удовлетворении исковых требований С., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что занимаемое истцом жилое помещение является служебным, что установлено Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.12.2012 г., а потому в силу Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" данное жилое помещение приватизации не подлежит.
Оснований для иного вывода не имеется.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, указанным доводам дана надлежащая правовая оценка, правом переоценки суд кассационной инстанции не наделен.
Доводы кассационной жалобы основаны на ином толковании норм права и сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, при их вынесении существенных нарушений норм материального или процессуального права допущено не было.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,

определил:

в передаче кассационной жалобы С. на решение Таганского районного суда г. Москвы от 10 октября 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 декабря 2013 года по делу по иску С. к Военному учебно-научному центру Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации", Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве о признании права на приватизацию жилого помещения, признании отказа в приватизации незаконным, обязании передать жилое помещение в собственность, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.

Судья
Московского городского суда
А.И.КЛЮЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)