Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.09.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3024/2014Г.

Требование: О предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Дом, в котором проживают истцы, признан непригодным для проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 сентября 2014 г. по делу N 33-3024/2014г.


Судья Петрова И.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Чурбановой М.В., Маслюкова П.А.,
с участием прокурора Николаевой Н.А.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 апреля 2014 года, по которому постановлено:
Иск прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах П.С., П.Л., О.И., К.О., О.М., К.В., удовлетворить.
Обязать администрацию города Ульяновска предоставить П.С. на состав семьи 6 человек: П.С., П.Л., О.И., К.О. О.М. К.В., по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 59,31 кв. м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Ульяновска.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах П.С., П.Л., О.И., К.О., несовершеннолетней О.М., несовершеннолетнего К.В. к администрации г. Ульяновска об обязании предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г. Ульяновска.
В обоснование иска указал, что в прокуратуру района от граждан-нанимателей жилых помещений многоквартирного дома N *** по ул. П*** г. Ульяновска поступило обращение по вопросу их переселения из данного аварийного дома. По данному факту прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований жилищного законодательства при переселении граждан - нанимателей жилых помещений из аварийного многоквартирного дома N *** по ул. П*** в ходе которой, было установлено, что многоквартирном жилом доме N *** по ул. П*** расположено 54 квартиры, из них 44 находятся в собственности граждан, 10 квартир в муниципальной собственности. П.С. по договору социального найма предоставлено жилое помещение - трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <...> д. *** кв. ***, на основании ордера N ***, выданного отделом по учету и распределению жилой площади администрации Засвияжского района г. Ульяновска ***. В указанном жилом помещении зарегистрированы наниматель - П.С., *** года рождения, жена нанимателя - П.Л., *** года рождения, дочь нанимателя - О.И., *** года рождения, дочь нанимателя - К.О., *** года рождения, внучка нанимателя - несовершеннолетняя О.М., *** года рождения, внук нанимателя - несовершеннолетний К.В., ***года рождения.
Согласно Акту межведомственной комиссии от 14.12.2012 N *** жилой м по ул. П*** находится в недопустимом состоянии, дальнейшая безаварийная эксплуатация дома невозможна, так как создает угрозу жизни и здоровью проживающих граждан.
В связи с непригодностью для проживания используемого П.С. и его детьми жилого помещения и неисполнением в течение длительного времени обязательства по ее переселению, на администрацию города Ульяновска должна быть возложена обязанность по предоставлению П.С. и членам его семьи благоустроенного жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в черте г. Ульяновска.
Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Таким образом, полномочиями в области жилищных правоотношений наделены органы местного самоуправления в лице администрации города Ульяновска.
Просил возложить на администрацию г. Ульяновска обязанность предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г. Ульяновска, на состав семьи из шести человек: П.С. (наниматель), П.Л. (жена), О.И. (дочь), К.О. (дочь), несовершеннолетнюю О.М. (внучка), несовершеннолетнего К.В. (внук).
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что учитывая остроту сложившейся ситуации, жильцам дома по адресу: ул. П***, до предоставления жилых помещений взамен занимаемых, предложены жилые помещения маневренного фонда для временного проживания, а также разъяснен порядок переселения из аварийного дома. Исковые требования по сути заявлены в целях понуждения органа местного самоуправления в судебном порядке к осуществлению деятельности в рамках решения вопросов местного значения. Ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 N 389-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Омска на нарушение конституционных прав и свобод статьей 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", в котором администрации г. Омска проиграла, суд отказал в признании неконституционности нормы об обязанности органов местного самоуправления провести капитальный ремонт, указывает, что органы местного самоуправления самостоятельны в выборе средств осуществления закрепленных за ними обязанностей, и сами определяют объем расходов местных бюджетов на те или иные мероприятия и сроки решения поставленных задач. Любые акты контрольно - надзорных либо судебных органов, ограничивающие данную самостоятельность, противоречат Конституции РФ и являются незаконными. В данном случае, администрацией города было издано постановление от 30.09.2013 N *** "Об отселении из аварийного многоквартирного дома N *** по ул. П*** в Засвияжском районе города Ульяновска", в котором предусмотрен ряд мер по переселению граждан в течение 2014 года. Между тем, на сегодняшний день, сроки, установленные в постановлении от 30.09.2013 N ***, не истекли, следовательно, оснований для удовлетворения иска не имелось. Кроме того, считает, что признание указанного выше дома аварийным и подлежащим сносу не является основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В данной ситуации жильцы данного дома должны быть отселены в сроки, установленные постановлением Администрации г. Ульяновска от 30.09.2013 N ***. Данные сроки не истекли.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что П.С., *** года рождения, П.Л., *** года рождения, О.И., *** года рождения, К.О., *** года рождения, О.М., *** года рождения, К.В., ***года рождения., являются нанимателями трехкомнатной квартиры общей площадью 59,31 кв. м, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. П***.
Заключением межведомственной комиссии города Ульяновска от 14.12.2012 многоквартирный дом N *** по улице П*** в г. Ульяновске признан аварийным и подлежащим сносу.
Администрацией города 30.09.2013 г. издано постановление от N *** "Об отселении из аварийного многоквартирного дома N *** по ул. П*** в Засвияжском районе города Ульяновска", в котором предусмотрены сроки переселения граждан из указанного дома в течение 2014 года.
В силу статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, когда жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Руководствуясь названными нормами закона, на основании установленных по делу обстоятельств, с учетом того, что жилое помещение, которое в настоящее время занимают истцы, непригодно для проживания, иного жилого помещения истцы не имеют, районный суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на администрацию города Ульяновска обязанности по предоставлению П.С., П.Л., О.И., К.О., О.М., К.В., вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящемуся в черте города Ульяновска.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что не истек срок предоставления жилья при отселении из аварийного дома, установленный постановлением администрации города, не может являться основанием для отмены судебного решения, как не имеющий правового обоснования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, в связи с признанием жилого дома, в котором расположено занимаемое ими жилое помещение.
Доводы жалобы на отсутствие права на внеочередное предоставление жилья у истцов, не состоящих на учете нуждающихся в получении жилья, несостоятельна.
Указанные доводы противоречат положениям ст. ст. 85 и 87 ЖК РФ, которые не связывают право гражданин на предоставление жилого помещения по договору найма в связи с признанием жилого дома аварийным, непригодным для проживания и признания их малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в той части, что проживание в жилом доме, признанном непригодным для проживания, создает угрозу жизни и здоровья граждан, а поскольку согласно имеющимся в деле сведениям истцы другого жилого помещения не имеют, следовательно, у органов местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить им жилое помещение по договору социального найма.
Других оснований для отмены постановленного судом решения апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)