Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2104/2014

Разделы:
Инвестирование в строительство; Сделки с недвижимостью; Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2014 г. по делу N 33-2104/2014


Судья: Цыганкова В.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Бочкаревой И.Н.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Е. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 20.02.2014, которым исковые требования Е. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя Е. Ф. по доверенности, судебная коллегия

установила:

<ДАТА> между ООО "..." (инвестор) и Е. (субинвестор) заключен договор N ... инвестирования строительства жилого дома со строительным N ... (по генплану) в ... мкр на <адрес>, согласно которому инвестор обязался построить и передать субинвестору квартиру общей площадью ... кв. м со строительным номером N ... на ... этаже.
Е. произвела частичную оплату по указанному договору в сумме ... рублей.
<ДАТА> между ООО "..." и Е. заключен договор N ... участия в долевом строительстве, предметом которого являлась указанная выше квартира. В тот же день соглашением, заключенным между ООО "..." и Е., договор N ... от <ДАТА> расторгнут.
Обязательства по договору N ... от <ДАТА> ООО "..." перед истцом не исполнило.
В ... году ООО "... и ООО "..." ликвидированы в связи с банкротством, сведения о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц внесены <ДАТА> и <ДАТА> соответственно.
Вступившим в законную силу приговором Череповецкого городского суда от 24.09.2012 генеральный директор ООО "..." К.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159, частью 4 статьи 160, частью 1 статьи 201 Уголовного кодекса Российской Федерации, с К.В. в пользу Е. взыскано в счет возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, ... рублей.
<ДАТА> в мэрию г. Череповца поступило коллективное обращение участников долевого строительства жилого дома со строительным номером N ... в ... мкр на <адрес> о защите нарушенных прав, как обманутых дольщиков, и внесения их в реестр участников долевого строительства, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений в городе Череповце.
Письмом мэрии города Череповца N ... от <ДАТА> обманутым дольщикам по строительству дома N ... в ... мкр на <адрес> отказано во включении в реестр участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, по причине отсутствия зарегистрированного в установленном законом порядке договора участия в долевом строительстве.
Полагая отказ незаконным, <ДАТА> Е. обратилась в суд с иском к мэрии города Череповца, в котором просила обязать ответчика включить ее (Е.) в реестр граждан - участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений в городе Череповце.
В обоснование требований указала, что соответствует критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403, и подлежит включению в реестр участников долевого строительства, формируемый Комитетом по управлению имуществом города Череповца.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом города Череповца, в качестве третьего лица - Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области.
Определением суда от 20.02.2014 прекращено производство по делу в части исковых требований к мэрии города Череповца, в связи с отказом истца от иска.
Истец Е. в судебном заседании исковые требования к Комитету по управлению имуществом г. Череповца поддержала.
Представители ответчика Комитета по управлению имуществом г. Череповца, третьего лица Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. В представленном суду отзыве Комитет по управлению имуществом г. Череповца с заявленными требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении. Указал на отсутствие оснований для включения истца в реестр участников строительства, установленных Законом области "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области", а именно участниками долевого строительства многоквартирного дома некоммерческая организация для защиты их прав не создана. Приказ Министерства регионального развития от 20.09.2013 N 403 устанавливает критерии граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших исключительно в целях ведения реестра таких граждан, ведение которого осуществляет Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Е. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву неправильного применения норм материального права, и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. Указывает на несоответствие законодательства области федеральному законодательству в части оснований (критериев) включения в реестр пострадавших граждан от недобросовестных застройщиков. Полагает, что указанные основания должны быть едиными, в связи с чем, в данной части должны применяться критерии, утвержденные Приказом N 403 Минрегион России.
В возражениях на апелляционную жалобу Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области просит отказать в ее удовлетворении.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (часть 2); уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и Правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (часть 4).
Приказом Министерства регионального развития от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии).
Пунктом 1 Критериев закреплено, что установлены они исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
Таким органом на территории Вологодской области является Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области (пункт 1.1 Положения об Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.06.2008 N 1211).
Как следует из материалов дела, Е. с соответствующим заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, как это предусмотрено пунктом 9 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403, в Инспекцию государственного строительного надзора Вологодской области на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не обращалась.
Отношения, связанные с защитой прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области регулируются Законом Вологодской области от 06.05.2013 N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области".
Согласно части 1 статьи 4 вышеназванного Закона уполномоченный орган исполнительной государственной власти области осуществляет: прием заявления некоммерческой организации о признании многоквартирного дома соответствующим требованиям, установленным абзацем вторым части 1 статьи 2 настоящего Закона области; принятие решения о признании многоквартирного дома соответствующим требованиям, установленным абзацем вторым части 1 статьи 2 настоящего Закона области; формирование реестра участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений; проведение конкурса по определению юридического лица, обязующегося предоставить участникам строительства жилые помещения; заключение с победителем конкурса соглашения в соответствии с частью 3 статьи 9 настоящего Закона области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 10.06.2013 N 599 утвержден Порядок ведения реестра граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области (далее Порядок).
Согласно пункту 1.4 Порядка ведение (формирование) реестра осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.
Мэрия города Череповца, как исполнительно-распорядительный орган городского округа, постановлением от 30.01.2014 N 566 "О возложении функции по реализации отдельных государственных полномочий" передала Комитету по управлению имуществом города полномочия, в том числе по формированию реестра участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений.
В соответствии со статьей 5 Закона Вологодской области от 06.05.2013 N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области" меры по защите прав участников строительства, предусмотренные статьей 3 настоящего Закона области, предоставляются при соблюдении следующих условий: принятие решения всеми участниками строительства о создании некоммерческой организации для защиты своих прав; заключение соглашения между всеми участниками строительства и застройщиком, содержащего: обязательства всех участников строительства уступить победителю конкурса права требования жилых помещений по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома, доли в праве собственности на многоквартирный дом (права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме); обязательство застройщика передать победителю конкурса права на многоквартирный дом, проектную документацию и земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного дома.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, предусмотренная Законом Вологодской области от 06.05.2013 N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области" процедура для включения в реестр граждан - участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, истцом соблюдена не была.
Участниками долевого строительства многоквартирного дома N ... по <адрес> в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона области, некоммерческая организация для защиты прав участников долевого строительства не создана. С заявлением о признании многоквартирного дома N ... по <адрес> соответствующим требованиям, установленным абзацем 2 части 1 статьи 2 Закона области, в Комитет по управлению имуществом города такая некоммерческая организация не обращалась.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Е. требований.
При этом суд обоснованно отклонил доводы истца о том, что для включения в реестр, формируемый Комитетом по управлению имуществом города, должны применяться критерии, установленные для реестра, формируемого Инспекцией Государственного строительного надзора Вологодской области по Приказу Минрегионразвития России N 403, поскольку указанные реестры имеют различные критерии и цели формирования.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 20.02.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Е. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА

Судьи
О.В.ЖИДКОВА
И.Н.БОЧКАРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)