Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.11.2014

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 ноября 2014 года


Самарский областной суд
в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Ф.,
с участием прокурора Устиновой Т.А.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению ООО "К" о признании недействующим нормативного правового акта в части,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "К" обратилось в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим лесохозяйственный регламент Волжского лесничества Самарской области в новой редакции, утвержденной приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 17.08.2012 N 215, в части отнесения кварталов 93, 94, 95, 96, 97, 98 Чапаевского участкового лесничества Волжского лесничества к категории "лесопарковые зоны", свои требования Общество обосновало следующим.
13.12.2001 ОАО "А" выиграло конкурс по приобретению права аренды лесного фонда в Самарской области и получило в аренду лесные участки для ведения охотничьего хозяйства сроком на 49 лет в Самарском лесхозе, Чапаевском лесничестве, кварталы с 93 по 98 (Колыванское хозяйство). Право было зарегистрировано в ЕГРП, был заключен договор аренды данного земельного участка 17.03.2003. По условиям договора аренды Арендодатель (Самарский лесхоз) обязался предоставить Арендатору (ОАО "А") за плату во временное пользование участок лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства сроком на 49 лет. Впоследствии, в целях приведения договора аренды лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ от 31.12.2008 указанный выше договор аренды был перезаключен 31.12.2008 между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и ОАО "А" и прошел государственную регистрацию. В новом договоре местоположение лесного участка было указано: "Самарская область, Волжское лесничество, Чапаевское участковое лесничество, кварталы 93, 94, 95, 96, 97, 98 площадь 956,0 га.
С 2011 года ООО "К" является универсальным правопреемником ООО "А", в которое было преобразовано ОАО "А". После замены Арендатора на ООО "К", были внесены соответствующие изменения в договор аренды.
Во исполнение договора аренды (п. 13) по заказу ООО "К" был разработан проект освоения лесов и представлен на экспертизу в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Экспертная комиссия дала отрицательное заключение на данный проект, сделав несколько замечаний, указав также, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов по объему и содержанию не соответствует целям и видам освоения лесов. А именно, что на основании лесохозяйственного регламента Волжского лесничества, утвержденного приказом Министерства от 17.07.2012 N 215, кварталы 93 - 98 Чапаевского лесничества относятся к категории лесов "лесопарковые зоны". Поэтому лесной участок не может быть использован для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании договора аренды лесного участка.
Заявитель полагает, что отнесение арендуемого участка леса для ведения охотничьего хозяйства к категории "лесопарковые зоны" является незаконным, т.к. нарушает права ООО "К", являющего лицом, имеющим возможность пользоваться объектами животного мира, в том числе и на осуществление охоты, по разовым лицензиям, которые по его требованию выдает МУП "Защита". По условиям договора аренды Общество также имеет право использовать предоставленный земельный участок для ведения охотничьего хозяйства.
Принятие Министерством оспариваемого положения об отнесение кварталов 93 - 98 Чапаевского лесничества к "лесопарковой зоне" было произведено с нарушением полномочий, поскольку изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны, в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ и Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1007, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Кроме того, такой нормативно-правовой акт принимается по результатам рассмотрения соответствующей проектной документации, в данном случае такая документация не готовилась.
Также заявитель ссылается на противоречие оспариваемой нормы статье 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", предусматривающей продолжение осуществления охотопользования лицами, имеющими долгосрочные лицензии.
В судебном заседании представитель ООО "К" - Б. заявленные требования поддержала в полном объеме, по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - П. заявленные ООО "К" требования не признала, пояснив, что оспариваемый приказ был принят в пределах полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства. Оспариваемым приказом N 215 статус кварталов 93 - 98 Чапаевского участкового лесничества не менялся. Леса зеленой зоны вокруг городов Куйбышевской области были выделены на основании Постановления Совнаркома СССР от 23.04.1943 N 430. Впоследствии на территории лесничества осуществлялись лесоустроительные мероприятия, последнее из которых было в 1995 году, где оспариваемые кварталы были уже определены как лесопарковые части лесов зеленой зоны.
Представитель департамента охоты и рыболовства Самарской области - К. пояснила, что департамент разрешение настоящего заявления ООО "К" оставляет на усмотрение суда, поскольку принятие судом судебного акта по настоящему делу не может повлиять на права и обязанности департамента по отношению к сторонам по делу. ООО "К" не является охотопользователем, поскольку не имеет долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира.
Суд, выслушав стороны, мнение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, изучив материалы дела, пришел к выводу, что требования ООО "К" не могут быть удовлетворены, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно пунктам "д" и "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды, лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются законы Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов.
Лесным кодексом Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества (статья 81). К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон (статья 82).
В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 04.04.2012 N 126 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" предусмотрено, что в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственный регламент должен содержать следующую информацию: краткую характеристику лесничества (лесопарка), включающую: наименование и местоположение лесничества, лесопарка (далее - лесничество); общую площадь лесничества и участковых лесничеств; распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов.
Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 (действовавшим на момент принятия оспариваемого приказа) установлено, что министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим разработку и реализацию основных направлений региональной политики в области природопользования и охраны окружающей среды, в сфере лесного хозяйства. На министерство возлагается реализация переданных Самарской области полномочий Российской Федерации в области лесного хозяйства.
В ведении министерства находятся, в т.ч.: разработка нормативных правовых актов Самарской области в сфере охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; организация разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов, а также проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Таким образом, учитывая требования действующего законодательства, оспариваемый в части приказ министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 17.08.2012 N 215 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на территории Самарской области, в новой редакции", был принят министерством в пределах установленных законом полномочий. Приказ был опубликован в изданиях "Волжской коммуны" в период с 01.11.2012 по 05.12.2012 (по Волжскому лесничеству в номере 410 (28338) от 07.11.2012).
В силу статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Лесоустройство включает в себя, в т.ч.: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.
В соответствии со статьей 85 Лесного кодекса Российской Федерации лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Составом лесного плана субъекта Российской Федерации и Порядком его подготовки, утвержденными приказом Рослесхоза от 05.10.2011 N 423, лесной план включает в себя информацию о состоянии лесов, в том числе, об их целевом назначении по лесничествам и лесопаркам. В состав лесного плана входят тематические карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков. Лесной план подготавливается на основании материалов лесоустройства.
До принятия оспариваемого лесохозяйственного регламента Волжского лесничества, постановлением Губернатора Самарской области от 09.04.2012 N 36 был утвержден Лесной план Самарской области.
В разделе Лесного плана Самарской области N 1.1.2.2 установлено, что с 1996 г. все леса области с учетом экологической обстановки переведены в первую группу (сейчас это категория защитных лесов), что изменило порядок лесопользования.
В таблице "распределение площадей лесных насаждений по категориям защищенности" указано, что к лесопарковым зонам относится 27689,3 га земель Волжского лесничества из общей его площади 34535,5 га, остальная площадь данного лесничества отнесена к иным категориям защищенности.
На основании приказа Самарского управления лесами от 29.04.1997 N 56 "Об утверждении проектов лесоустройства" были утверждены материалы лесоустройства Волжского лесничества 1995 года, это самое позднее лесоустройство Волжского лесничества. Данное лесоустройство содержало таксационные описания лесничества. Согласно данным описаниям спорные кварталы Чапаевского участкового лесничества уже относились к лесопарковой части лесов зеленых зон.
Лесопарковая часть лесов зеленой зоны выделена на основании решений Куйбышевского облисполкома от 07.04.1972 N 187 и от 05.08.1977 N 481. С указанного времени категория оспариваемых кварталов 93 - 98 не изменялась.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что границы лесопарковой зоны были установлены и существовали до дня введения лесохозяйственного регламента Волжского лесничества, утвержденного оспариваемым в части приказом N 215. В самом тексте оспариваемого лесохозяйственного регламента Волжского лесничества (раздел: Информационная база для составления лесохозяйственного регламента) имеется ссылка, что при разработке лесохозяйственного регламента использовались материалы лесоустройства 1995 года.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, а также требования действующего законодательства, на которое указано выше, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части лесохозяйственный регламент, утвержденный приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 17.07.2012 N 215, был утвержден министерством в пределах установленных полномочий с учетом требований статей 68, 87 Лесного кодекса Российской Федерации и приказа Рослесхоза от 04.04.2012 N 126.
Статьей 8 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации
Статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к защитным лесам относятся лесопарковые зоны.
Согласно Федеральному закону от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию, соответственно, в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в Положении об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007.
Согласно действующему Лесному кодексу РФ лесопарковые зоны являются самостоятельным видом лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, изымаются из хозяйственного использования и имеют ограниченный режим природопользования.
Так, частью 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень видов деятельности, среди которых ведение охотничьего хозяйства, осуществление которых в лесопарковых зонах запрещается.
Такого ограничения Лесной кодекс, действовавший до введенного в действие 01.01.2007 Лесного кодекса Российской Федерации, не содержал.
Только Лесной кодекс Российской Федерации, введенный в действие 01.01.2007, установил запрет на предоставление лесных участков лесопарковых зон для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела, судом было установлено, что статус лесных кварталов 93 - 98 Чапаевского участкового лесничества Волжского лесничества, оспариваемым в части приказом министерства N 215, не менялся. Именно данное обстоятельство послужило причиной обращения заявителя в суд с заявлением об оспаривании данного приказа.
На основании изложенного, суд не усмотрел наличие противоречий оспариваемого в части приказа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 17.08.2012 N 215 действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем, основания для удовлетворения требований ООО "К" отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:

В удовлетворении требований ООО "К" о признании противоречащим законодательству и недействующим лесохозяйственного регламента Волжского лесничества Самарской области в редакции, утвержденной приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области N 215 от 17.08.2012 в части отнесения кварталов 93, 94, 95, 96, 97, 98 Чапаевского участкового лесничества Волжского лесничества к категории "лесопарковые зоны" - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)