Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1026

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2014 г. по делу N 33-1026


судья Стрыгина Л.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Кургановой И.В.,
судей Сенчуковой Е.В., Ходаковой Л.А.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П. на решение Алексинского городского суда Тульской области от 12 февраля 2014 года по иску администрации муниципального образования Алексинский район Тульской области к П. о выселении из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, по встречному иску П. к администрации муниципального образования Алексинский район о признании права пользования квартирой по договору социального найма, обязании заключить договор социального найма, признании права приватизации квартиры, обязании заключить договор передачи квартиры в собственность в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Сенчуковой Е.В., судебная коллегия

установила:

истец администрация МО Алексинский район Тульской области обратился в суд с иском к ответчику П. о выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, указав в обоснование исковых требований, что постановлением главы администрации МО Алексинский район N от ДД.ММ.ГГГГ П., находившемуся в трудовых отношениях с МУЗ <данные изъяты>, на состав семьи два человека, включая жену П., было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с П. был заключен договор найма служебного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ П. умер. Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ <данные изъяты> трудовые отношения с П. прекращены.
На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий П. и П. не состояли. Оснований для сохранения за П. права пользования спорным служебных жилым помещением не имеется.
На основании изложенного администрация МО Алексинский район Тульской области просила выселить П. из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения и снять ее с регистрационного учета по указанному адресу.
П. обратилась в суд со встречными исковыми требованиями к администрации МО Алексинский район Тульской области о признании права пользования квартирой по договору социального найма, обязании заключить договор социального найма, признании права приватизации квартиры, обязании заключить договор передачи квартиры в собственность в порядке приватизации.
В обоснование встречных требований П. указала, что П. состоял в трудовых отношениях с МУЗ <данные изъяты> в должности.
<данные изъяты>. Спорная квартира предоставлена ему в связи с работой в должности врача <данные изъяты> МУЗ <данные изъяты>. Анализируя данные обстоятельства, приходит к выводу, что спорное жилое помещение было предоставлено П. не в связи с трудовыми отношениями, а по договору социального найма. Ссылаясь также на отсутствие государственной регистрации спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения, указывает, что спорная квартира не имеет статуса служебной, в связи с чем П. имеет право на ее приватизацию.
На основании изложенного, П. просила суд признать за ней право пользования квартирой по адресу: <адрес> по договору социального найма; обязать администрацию МО Алексинский район заключить с ней договор социального найма; признать за П. право на приватизацию спорной квартиры и обязать ответчика заключить с ней договор передачи квартиры в собственность.
В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному иску) администрации МО Алексинский район Тульской области по доверенности И. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить; встречные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать ввиду необоснованности.
Ответчик (истец по встречному иску) П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представила.
Представитель П. по ордеру адвокат Шевякова И.Н. требования администрации МО Алексинский район не признала, просила в иске отказать, встречные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным во встречном иске, просили их удовлетворить.
Представитель третьего лица отделения Управления Федеральной миграционной службы Тульской области в Алексинском районе в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не предоставлено.
В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Решением Алексинского городского суда Тульской области от 12.02.2014 г. исковые требования администрации МО Алексинский район Тульской области удовлетворены, в удовлетворении встречных исковых требований П. отказано в полном объеме.
- Суд решил: выселить П. из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения и снять ее с регистрационного учета по указанному адресу;
- взыскать с П. в бюджет МО Алексинский район Тульской области государственную пошлину в размере... руб.
В апелляционной жалобе П. ставит вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принятии по делу нового решения, которым просит встречные исковые требования удовлетворить, в удовлетворении исковых требований администрации МО Алексинский район Тульской области отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя П. по ордеру адвоката Шевяковой И.Н., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения на нее представителя администрации МО Алексинский район Тульской области по доверенности И., судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований администрации МО Алексинский район Тульской области и отказе в удовлетворении встречных исковых требований П. Эти выводы подробно мотивированы судом в постановленном по делу решении, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречат требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> на основании постановления главы <адрес> и <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ "О приеме жилищного фонда в муниципальную собственность", постановления главы администрации МО <адрес> "О передаче муниципальному образованию <адрес> в безвозмездное пользование имущества для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения" N от ДД.ММ.ГГГГ г., постановления главы МО <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ г., произведена государственная регистрация права собственности МО <адрес> на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Постановлением главы администрации МО Алексинский район от ДД.ММ.ГГГГ N "О признании жилых помещений специализированным жилищным фондом" квартира по указанному адресу включена в специализированный жилищный фонд с отнесением ее к служебным жилым помещениям.
ДД.ММ.ГГГГ между МУЗ <данные изъяты> (работодатель) и П. (работник) был заключен трудовой договор N, по условиям которого (п. 1) П. принят на работу на должность врача <данные изъяты> группы <данные изъяты> в МУЗ <данные изъяты>.
Данный трудовой договор является бессрочным (п. 1.2).
Работник обязан приступить к работе ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.4).
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в том числе с государственным или муниципальным учреждением.
Постановлением главы администрации МО Алексинский район N от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству главного врача МУЗ <данные изъяты> П. предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>, на состав семьи 2 человека, в том числе супругу П.
ДД.ММ.ГГГГ между П. (наниматель) и администрацией МО Алексинский район (наймодатель) заключен договор найма служебного жилого помещения, по условиям которого жилое помещение предоставлено в связи с работой в должности врача функциональной диагностики МУЗ <данные изъяты> (п. 2). Договор заключен на время трудовых отношений с МУЗ <данные изъяты> согласно трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ (п. 5).
Анализируя противоречия относительно наименования должности П. и места его работы, имеющиеся в постановлении главы администрации МО Алексинский район N от ДД.ММ.ГГГГ г., договоре найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и трудовом договоре N от ДД.ММ.ГГГГ г., суд первой инстанции, дав надлежащую оценку предоставленным доказательствам, пришел к правильному выводу о том, что служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлена П. на период его трудовых отношений с МУЗ <данные изъяты>, согласно трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ Указание в постановлении N от ДД.ММ.ГГГГ г., договоре найма от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении П. служебного жилого помещения в связи с работой в должности врача функциональной диагностики МУЗ <данные изъяты> является ошибочным. При этом судебная коллегия исходит из того, что в трудовых отношениях с данным медицинским учреждением П. никогда не состоял, а в договоре найма служебного жилого помещения имеется ссылка на трудовой договор N от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенный между П. и МУЗ <данные изъяты>.
Возражая относительно исковых требований администрации МО Алексинский район Тульской области, ответчик П. ссылается на то обстоятельство, что спорное жилое помещение не было зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение, соответственно жилое помещение по адресу: <адрес> не приобрела статус служебного жилого помещения.
Давая оценку данному доводу ответчика, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данное обстоятельство не может являться доказательством обоснованности возражений ответчика по существу предъявленных к ней исковых требований.
То обстоятельство, что постановление главы администрации МО Алексинский район Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N о признании спорной квартиры специализированны жилищным фондом не зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество, не означает, что спорная квартира не имеет статуса служебного жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Во исполнение указанных положений Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, в соответствии с п. 12 которых включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с п. 14 Правил решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Таким образом, основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не государственная регистрация данного решения.
Как видно из материалов дела, решение об отнесении спорной квартиры к специализированному жилищному фонду (служебное жилое помещение) принято органом, осуществляющим управление муниципальным жилищным фондом - администрацией Алексинского района Тульской области, в соответствии с установленным законом порядком и требованиями.
Следовательно, постановление главы администрации МО Алексинский район Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О признании жилых помещений специализированным жилищным фондом" принято администрацией Алексинского района как уполномоченным собственником в отношении принадлежащего ему на праве собственности имущества, а государственная регистрация в данном случае выполняет лишь функцию учета, но не является основанием для возникновения или прекращения статуса служебного жилого помещения.
Кроме того, при принятии решения о предоставлении П. спорной квартиры она уже имела статус служебного жилого помещения, в этом же статусе она существовала и при заключении с П. договора найма специализированного служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Данный договор П. не оспаривался, недействительным в установленном законом порядке не признан, что свидетельствует о том, что наниматель знал о предоставлении ему данного жилого помещения именно как служебного и был с этим согласен.
Договор социального найма в отношении спорного жилого помещения сторонами не заключался. Решения о предоставлении П. и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма не принималось.
Довод апелляционной жалобы о нарушении порядка предоставления ответчикам служебного жилого помещения противоречит материалам дела, из которых видно, что процедура отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, как верно указано судом, соблюдена, соответствует положениям ст. 92 ЖК РФ и полномочиям лица, принявшего решение о включении квартиры в число служебных.
ДД.ММ.ГГГГ П. умер, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ г., выданным отделом ЗАГС администрации МО <адрес>.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения между П. и МУЗ <данные изъяты> прекращены в связи со смертью работника.
С ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени на регистрационном учете по адресу: <адрес> состоит П., которая фактически проживает в спорном жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений. Прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
Согласно п. п. 3 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение и который умер.
В соответствии с ч. 2 ст. 102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение, а также его передача в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
Как установлено судом первой инстанции, П. не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем оснований для применения п. п. 3 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не имеется, также не установлено оснований для применения ч. 2 ст. 102 ЖК РФ, которые бы давали основание для сохранения за П. права пользования спорным жилым помещением.
Предусмотренных законодательством правовых оснований для установления судом факта утраты спорной квартирой статуса служебного жилья не имеется.
К категории лиц, не подлежащих выселению из служебного жилого помещения (ч. 2 ст. 103 ЖК РФ), ответчик не относится.
Поскольку в добровольном порядке ответчик спорное жилое помещение не освобождает, а законных оснований для сохранения за ней права пользования спорным служебным жилым помещением не имеется, то в соответствии с вышеизложенным положениями Жилищного кодекса РФ, ответчик П. подлежат выселению из него.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования администрации МО Алексинский район Тульской области, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорное жилое помещение относится к жилому помещению специализированного жилищного фонда, является служебным, предоставлено П. в связи с трудовыми отношениями с ГУЗ <данные изъяты>.
<данные изъяты> и в связи со смертью нанимателя договор найма квартиры считается прекращенным, а член семьи П. - супруга П. подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.
Судебная коллегия выводы суда считает правильными, мотивированными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и установленным судом обстоятельствам.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Поскольку права членов семьи нанимателя по пользованию служебной жилой площадью, производны от прав последнего, то законных оснований для сохранения за П. такого права также не имеется.
До настоящего времени решения об исключении спорной квартиры из числа служебного жилья не принято.
Таким образом, П. не имеет права на приватизацию спорной квартиры, поскольку не имеет никаких прав, в том числе и права проживания, в отношении данного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы П. фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, не установлено.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены или изменения постановленного по делу судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Алексинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)