Судебные решения, арбитраж
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.06.2014 по делу N А82-6644/2014, принятое судом в составе судьи Красновой Т.Б.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Модуль" (ОГРН 1037601402717, Ярославская область, Ростовский район, с. Пужбол)
к государственной жилищной инспекции Ярославской области (Ярославская область, г. Ярославль, переулок Октябрьский, д. 3),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Модуль" (далее - заявитель, Общество, ООО "Модуль") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Ярославской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 19.08.2013 N ДС-71-05-02/13 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 125000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 03.02.2014 N 33-639/2014 не решен вопрос о применении последствий недействительной сделки; публично-правовая обязанность по представлению ежеквартальной отчетности застройщика не может находиться в зависимости от применения последствий недействительности сделки.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.07.2013 Инспекцией в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ (л.д. 42-43). Из указанного протокола следует, что Общество осуществляет строительство 48-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ростов, микрорайон N 2. Деятельность ООО "Модуль" связана с привлечением денежных средств граждан на основании договоров участия в долевом строительстве, в том числе договора участия в долевом строительстве от 29.05.2012 N 33 (зарегистрирован 20.06.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области) (л.д. 50-52). Указанный объект строительства в эксплуатацию не введен. Обязательства по договорам застройщиком не исполнены. Таким образом, Общество должно было представить в контролирующий орган отчетность, предусмотренную пунктом 3 части 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об участии в долевом строительстве), постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" за 1 квартал 2013 года в срок до 30.04.2013. Отчетность в Инспекцию в указанный срок не представлена.
19.08.2013 Инспекцией вынесено постановление N ДС-71-05-02/13 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 125000 рублей (далее - постановление от 19.08.2013) (л.д. 9-11).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что судебной коллегией по гражданским делам Ярославского областного суда вынесено определение от 03.02.2014 N 33-639/2014, которым признаны недействительными договоры долевого участия в строительстве и применены последствия недействительности ничтожных сделок.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
В соответствии с частью 3 статьи 14.23 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно частям 1, 2, пункту 3 части 5 статьи 23 Федерального закона об участии в долевом строительстве государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (часть 1). Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган) (часть 2). Контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 части 5).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 5 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645, застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность). В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 2). Отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор), или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору (пункт 3). Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала. Датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в уполномоченный орган (пункт 4). Отчетность составляется по состоянию на последний календарный день квартала календарного года (пункт 5).
Согласно пункту 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Ярославской области, утвержденного постановлением правительства Ярославской области от 01.11.2011 N 840-П, государственная жилищная инспекция Ярославской области (далее - инспекция) является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, региональный государственный жилищный надзор и уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом об участии в долевом строительстве.
Таким образом, отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовали договоры участия в долевом строительстве, заключенные застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по данным договорам.
Материалами дела подтверждено, что, привлекая Общество к административной ответственности, Инспекция исходила из того, что в 1 квартале 2013 года у Общества имелись неисполненные обязательства по договорам участия в долевом строительстве объекта недвижимости - многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ростов, микрорайон N 2; указанный объект в эксплуатацию не введен, обязательства по договору застройщиком не исполнены. Общество не представило в Инспекцию в установленный срок отчетность за 1 квартал 2013 года по указанному объекту.
Между тем, из материалов дела следует, что указанные договоры долевого участия признаны недействительными, что следует из определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 03.02.2014 N 33-639/2014.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно пункту 1 статьи 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. Отсутствие события административного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В рассматриваемой ситуации событие вменяемого Обществу административного правонарушения отсутствует, что свидетельствует о незаконности обжалуемого постановления административного органа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 03.02.2014 N 33-639/2014 не решен вопрос о применении последствий недействительной сделки; публично-правовая обязанность по представлению ежеквартальной отчетности застройщика не может находиться в зависимости от применения последствий недействительности сделки, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемой ситуации договоры долевого участия признаны судом недействительными, в силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка недействительна с момента ее совершения и не влечет юридических последствий, следовательно, обязанность по предоставлению отчетности не может быть обусловлена ничтожными договорами долевого участия в строительстве.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по жалобе в силу положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.06.2014 по делу N А82-6644/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2014 ПО ДЕЛУ N А82-6644/2014
Разделы:Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2014 г. по делу N А82-6644/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.06.2014 по делу N А82-6644/2014, принятое судом в составе судьи Красновой Т.Б.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Модуль" (ОГРН 1037601402717, Ярославская область, Ростовский район, с. Пужбол)
к государственной жилищной инспекции Ярославской области (Ярославская область, г. Ярославль, переулок Октябрьский, д. 3),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Модуль" (далее - заявитель, Общество, ООО "Модуль") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Ярославской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 19.08.2013 N ДС-71-05-02/13 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 125000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 03.02.2014 N 33-639/2014 не решен вопрос о применении последствий недействительной сделки; публично-правовая обязанность по представлению ежеквартальной отчетности застройщика не может находиться в зависимости от применения последствий недействительности сделки.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.07.2013 Инспекцией в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ (л.д. 42-43). Из указанного протокола следует, что Общество осуществляет строительство 48-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ростов, микрорайон N 2. Деятельность ООО "Модуль" связана с привлечением денежных средств граждан на основании договоров участия в долевом строительстве, в том числе договора участия в долевом строительстве от 29.05.2012 N 33 (зарегистрирован 20.06.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области) (л.д. 50-52). Указанный объект строительства в эксплуатацию не введен. Обязательства по договорам застройщиком не исполнены. Таким образом, Общество должно было представить в контролирующий орган отчетность, предусмотренную пунктом 3 части 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об участии в долевом строительстве), постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" за 1 квартал 2013 года в срок до 30.04.2013. Отчетность в Инспекцию в указанный срок не представлена.
19.08.2013 Инспекцией вынесено постановление N ДС-71-05-02/13 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 125000 рублей (далее - постановление от 19.08.2013) (л.д. 9-11).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что судебной коллегией по гражданским делам Ярославского областного суда вынесено определение от 03.02.2014 N 33-639/2014, которым признаны недействительными договоры долевого участия в строительстве и применены последствия недействительности ничтожных сделок.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
В соответствии с частью 3 статьи 14.23 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно частям 1, 2, пункту 3 части 5 статьи 23 Федерального закона об участии в долевом строительстве государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (часть 1). Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган) (часть 2). Контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 части 5).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 5 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645, застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность). В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 2). Отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор), или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору (пункт 3). Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала. Датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в уполномоченный орган (пункт 4). Отчетность составляется по состоянию на последний календарный день квартала календарного года (пункт 5).
Согласно пункту 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Ярославской области, утвержденного постановлением правительства Ярославской области от 01.11.2011 N 840-П, государственная жилищная инспекция Ярославской области (далее - инспекция) является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, региональный государственный жилищный надзор и уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом об участии в долевом строительстве.
Таким образом, отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовали договоры участия в долевом строительстве, заключенные застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по данным договорам.
Материалами дела подтверждено, что, привлекая Общество к административной ответственности, Инспекция исходила из того, что в 1 квартале 2013 года у Общества имелись неисполненные обязательства по договорам участия в долевом строительстве объекта недвижимости - многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ростов, микрорайон N 2; указанный объект в эксплуатацию не введен, обязательства по договору застройщиком не исполнены. Общество не представило в Инспекцию в установленный срок отчетность за 1 квартал 2013 года по указанному объекту.
Между тем, из материалов дела следует, что указанные договоры долевого участия признаны недействительными, что следует из определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 03.02.2014 N 33-639/2014.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно пункту 1 статьи 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. Отсутствие события административного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В рассматриваемой ситуации событие вменяемого Обществу административного правонарушения отсутствует, что свидетельствует о незаконности обжалуемого постановления административного органа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 03.02.2014 N 33-639/2014 не решен вопрос о применении последствий недействительной сделки; публично-правовая обязанность по представлению ежеквартальной отчетности застройщика не может находиться в зависимости от применения последствий недействительности сделки, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемой ситуации договоры долевого участия признаны судом недействительными, в силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка недействительна с момента ее совершения и не влечет юридических последствий, следовательно, обязанность по предоставлению отчетности не может быть обусловлена ничтожными договорами долевого участия в строительстве.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по жалобе в силу положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.06.2014 по делу N А82-6644/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)