Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1621/2015Г.

Требование: О предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, но жилье ему до сих пор не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2015 г. по делу N 33-1621/2015г.


Судья Родионова В.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Казаковой М.В., Герасимовой Е.Н.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 января 2015 года, по которому постановлено:
Иск Л. В*** П*** удовлетворить.
Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность предоставить Л. В*** П*** благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в границах муниципального образования "город Ульяновск", с учетом права Л. В*** П*** на дополнительную жилую площадь.
В иске Л. В*** П*** к Министерству строительства жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя администрации г. Ульяновска Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Л., его представителя - Андруского В.Н., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Л. обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указал, что ему на праве собственности принадлежит комната, общей площадью 12,8 кв. м, находящаяся по адресу: г. Ульяновск, ул. А***. Он является инвалидом *** группы, состоит на диспансерном учете с диагнозом: "***" с ***2009. Данное заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378. Решением жилищной комиссии администрации г. Ульяновска от 20.12.2012 *** он поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, страдающих тяжелой формой хронического заболевания. Однако жилье ему до настоящего времени не предоставлено. Просил обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация г. Ульяновска, в качестве третьих лиц Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Финансовое управление администрации города Ульяновска, Министерство финансов Российской Федерации.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрации г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что, поскольку обеспечение истца жильем является расходным обязательством Российской Федерации, возложение обязанности по обеспечению истца жилым помещением на органы местного самоуправления, согласно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, возможно только в случае наделения данного органа в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениям, либо в отношении малоимущих граждан. Муниципальное образование "город Ульяновск" такими полномочиями не наделялось, является ли истец малоимущим гражданином, суд не проверял. Кроме того, суд не выяснил, находится ли заболевание истца в активной форме в то время, как внеочередное предоставление жилья возможно только в отношении граждан, имеющих активную, заразную форму туберкулеза. В решении суд не указал, что истец имеет в собственности жилое помещение, которое должно быть учтено при предоставлении ему жилья по договору социального найма. Суд не принял во внимание, что Л. был принят на учет лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, в соответствии с Закон Ульяновской области, который на момент рассмотрения спора был отменен (действовал до 09.01.2015).
В возражениях на жалобу Л. просит оставить решение суда от 16.01.2015 без изменений, а апелляционную жалобу администрации г. Ульяновска без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствии Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представитель администрации г. Ульяновска Г. доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании Л., его представитель - Андруский В.Н. просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Л. является инвалидом *** группы по общему заболеванию. Инвалидность установлена повторно ***
Истец состоит на учете ГКУЗ "ОКПДТ" с ***.2009, в настоящее время имеет диагноз: "***. Данное заболевание относится к активной форме т*** и шифруется по *** что подтверждается сообщением заведующей амбулаторным отделением N 1 ГКУЗ "ОКПТД".
Л. зарегистрирован и проживает в коммунальной 17-ти комнатной квартире *** в комнате *** дома *** по ул. А*** г. Ульяновске, общей площадью 12.8 кв. м. Комната принадлежит истцу на праве собственности на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от ***.2011.
На основании решения жилищной комиссии, утвержденного постановлением Главы города Ульяновска от ***.2012 ***, Л. признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилья как страдающий тяжелой формой хронического заболевания, поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. На момент постановки истца на данный учет, его материальное положение не проверялось, так как предоставление жилья гражданам, больным туберкулезом, осуществлялось в соответствии с Законом Ульяновской области от 29.09.2009 N 130-30.
До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, в связи с чем он обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Л. о предоставлении жилья, не установлено, однако неверно определил надлежащего ответчика по иску.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного Кодекса Перечне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в который включены, в частности, активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза.
Активные формы т*** включены также в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817.
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения т*** в РФ" (в редакции, действовавшей до 02.05.2015) больным заразными формами т***, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой т***, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой т***, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения т*** в Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами т*** (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой *** и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств.
При этом Конституционный Суд указал, что определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, а также порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится соответственно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 и пункт 5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям, а также иным категориям граждан - в случае наделения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Во всех остальных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В Определении от 15.01.2015 N 2-О-Р о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П Конституционный Суд указал, что полномочие по внеочередному предоставлению указанным в данном законоположении гражданам отдельных жилых помещений является полномочием органов государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации (пункты 5 и 6 статья 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации); этим не исключается, в частности, передача федеральным законом полномочия, предусмотренного пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения т*** в Российской Федерации", органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств; субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении данного полномочия за счет собственных средств.
В Ульяновской области в период с 29.09.2009 по 09.10.2014 действовал Закон Ульяновской области от 29.09.2009 N 130-30 "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Ульяновской области социального использования гражданам больным заразными формами т***", который предусматривал предоставление указанной категории граждан жилых помещений государственного жилищного фонда Ульяновской области.
Согласно материалам дела Л., как страдающий тяжелой формой хронического заболевания и имеющий право на внеочередное предоставление жилья, был признан нуждающимся в социальном жилье 20.12.2012, то есть в период действия указанного закона, без учета его материального положения, следовательно, обязанность по внеочередному предоставлению жилья должна быть возложена в данном случае на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области. Администрация г. Ульяновска надлежащим ответчиком по настоящему иску не является.
В силу изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования Л. удовлетворению по отношению к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
Вместе с тем, в силу ч. 7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. С учетом данного положения действующего законодательства предоставление жилья Л. должно производиться с учетом имеющейся у него в собственности площади жилого помещения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 января 2015 года отменить, постановить по делу новое решение.
Возложить на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обязанность предоставить Л. В*** П*** во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в границах муниципального образования "город Ульяновск" с учетом права Л. В*** П*** на дополнительную жилую площадь и площади жилого помещения, находящегося у него в собственности.
В иске Л. В*** П*** к администрации города Ульяновска отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)