Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4223/2015

Требование: О признании права на участие в федеральной и региональной программах по обеспечению жильем молодых семей, обязании восстановить истцов в списках участников указанных программ.

Разделы:
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы исключены из числа участников программ в связи с тем, что они утратили право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2015 г. по делу N 33-4223/2015


Судья Василькова О.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Константиновой О.В.,
судей Деменевой Л.С.,
Лимоновой Л.Ф.
при секретаре Королевой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Л.Н.А., действующей также в интересах несовершеннолетних Л.Л.А., Л.С.А., Л.А.В., к администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга и администрации г. Екатеринбурга о признании права на участие в федеральной программе, подпрограмме, понуждении восстановить в список участников программы и подпрограммы
по апелляционной жалобе истцов, поданной и подписанной представителем Г.В.Н., действующей на основании доверенности от 24.06.2014, на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 08.12.2014.
Заслушав доклад судьи Константиновой О.В., объяснения представителя истцов - Г.В.Н., представителя ответчика администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Щ.Т.А., действующей на основании доверенности от 18.12.2014, судебная коллегия

установила:

Л.Н.А., действующая также в интересах несовершеннолетних Л.Л.А., Л.С.А., Л.А.В. обратились в суд с указанным иском. В обоснование искового заявления указали, что в 2008 году их семья распоряжением Главы администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга N 248-р от 11.04.2008 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Также распоряжением Главы администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга признана участником подпрограмм "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и "Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области" областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы. 31.12.2010 Л.Н.А. и Л.А.В. заключили договор участия в долевом строительстве N 82-ду, на основании которого ими была приобретена четырехкомнатная квартира, общей площадью 108,27 кв. м, по адресу: <...>. <...> между Л.Н.А и Л.А.В. и ОАО "Свердловское агентство ипотечного жилищного кредитования" был заключен договор целевого займа на покупку вышеуказанного жилого помещения на сумму <...> руб. Распоряжением Главы администрации г. Екатеринбурга от 20.07.2012 истцам было отказано во включении в состав участников программы "Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)", а также подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Истцы полагают, что действия администрации по отказу во включении истцов в состав участников вышеуказанных подпрограмм являются незаконными и нарушающими права заявителей, имеющих право на меры социальной поддержки и участие в подпрограммах, учитывая, что все требования законодательства истцами выполнены. На основании изложенного, истцы просили признать за ними право на участие в подпрограмме "Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)" областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы и получение социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному кредиту (займу) по муниципальному образованию г. Екатеринбург, признать право на участие в федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, обязать ответчиков восстановить семью истцов в списке молодых семей - участников вышеуказанной подпрограммы и федеральной целевой программы в той же хронологической последовательности.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 08.12.2014 постановлено: в удовлетворении иска Л.Н.А., действующей также в интересах несовершеннолетних Л.Л.А., Л.С.А., Л.А.В. к администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, администрации г. Екатеринбурга о признании права на участие в федеральной целевой программе, подпрограмме, понуждении восстановить в список участников программы и подпрограммы отказать.
Не согласившись с указанным решением, истцы обратились в суд с апелляционной жалобой, поданной и подписанной их представителем Г.В.Н., в которой просят решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, считая его незаконным и необоснованным. Суд в решении ссылается на тот факт, что семья Л-вых не подавала заявление о включении их молодой семьи в подпрограмму "Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)". Вместе с тем, ответчики также не представили доказательств, на основании чего указанная семья была включена в программу "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы, фактически семья Л-вых писала заявление на включение молодой семьи в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Ввиду того, что предыдущая программа предусматривала возможность семьи Л-вых получить выплату по ранее взятому жилищному кредиту, то включение семьи Л-вых в программу, не предусматривающую такие условия, ущемляет права и законные интересы данной молодой семьи. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285, Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, не предусмотрена. Судом не принята во внимание сформулированная в ряде определений правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов - Г.В.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивала на отмене решения суда и вынесении нового об удовлетворении исковых требований, представитель ответчика администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Щ.Т.А. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили. Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения всех участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе посредством публикации соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации г. Екатеринбурга, а также представителей третьих лиц Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике по Свердловской области, ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 в рамках реализации указанной подпрограммы утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, устанавливающие порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Судом установлено, что семья истцов состоит из четырех человек - Л.Н.А., Л.А.В. и их несовершеннолетние дети - <...>.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Главы администрации <...> от <...> N семья <...> признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
13.05.2008 Л.А.В. и Л.Н.А. обратились в администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В период действия указанной Федеральной целевой программы семье <...> социальная выплата произведена не была.
В последующем 18.03.2011 истцы обратились в администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга с заявлением о включении молодой семьи, состоящей их 4 человек, в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
По итогам проведения заседания комиссии по предоставлению социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств администрации г. Екатеринбурга от 30.07.2012 семья истцов исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию "город Екатеринбург" в 2012 году в связи с тем, что решением администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от 24.05.2012 N 370/62-РА семья истцов исключена из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
При этом в качестве основания для исключения из подпрограммы в распоряжении от 24.05.2012 N 370/62-РА указано на то, что истцы утратили право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий: обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы - по 31,57 кв. м - Л.Н.А. и Л.А.В. владеют на праве общей совместной собственности жилым помещением, общей площадью 109,7 кв. м, по адресу: <...>, и Л.Н.А. и <...> владеют праве общей долевой собственности по договору передачи комнаты в коммунальной квартире в собственность граждан (договор приватизации) от 17.08.2006.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным исключения семьи Л-вых из числа участников подпрограммы и включении в список участников подпрограммы, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в орган местного самоуправления поступили данные о приобретении истцами жилого помещения, наличие которого предполагает превышение учетной нормы, соответственно истцы обоснованно и правомерно были исключены из числа участников федеральной и областной подпрограмм, в связи с тем, что семья Л-вых утратила право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о признании права на участие в федеральной целевой программе и восстановлении в списке молодых семей - участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по следующим основаниям.
В 2010 году Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением от 17.12.2010 N 1050 и включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 3 к Подпрограмме). Данными Правилами был установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 3 к Подпрограмме) участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Как установлено судом, истцами приобретено жилое помещение, в связи с чем в соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации они утратили правовое основание для признания нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, в отличие от ранее действовавшей программы на 2002 - 2010 (действовала до 31.12.2010) возможность использования данной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам и займам на приобретение жилья, предоставленным молодым семьям - участникам подпрограммы, предусмотрена не была.
Такая возможность введена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2011 N 575, которым п. 2 Правил был дополнен пунктом "е", предусматривающим использование социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011.
Аналогичное положение было предусмотрено и п.п. 6 п. 5 Программы "Обеспечение жильем молодых семей" Областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1487-ПП и действовавшей до 01.01.2014.
Таким образом, социальная выплата, предоставленная в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и принятой в ее развитие региональной целевой программы может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным исключительно до 01.01.2011, между тем, кредит истцами получен после 01.01.2011 (договор целевого займа на покупку жилого помещения от 28.06.2011).
Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1487-ПП, основанием для внесения изменений в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, являются, в частности, снятие молодой семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил.
При таких обстоятельствах истцам обоснованно было отказано ответчиками в признании семьи Л-вых участницей подпрограммы и она исключена из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и "Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области на 2011 - 2015 годы областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области на 2011 - 2015 годы", поскольку семья Л-вых перестала отвечать условиям участия в данных подпрограммах.
Что касается требования истцов о восстановлении их семьи в списке молодых семей участников подпрограммы "Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)" областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса Свердловской области на 2011 - 2015 годы", суд правильно указал, что данное требование не подлежит удовлетворению и поскольку участниками такой подпрограммы истцы в установленном законом порядке не признавались, о своем намерении участвовать именно в данной подпрограмме не заявляли, вместе с тем участие в подпрограммах носит заявительный характер.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом при принятии решения.
Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 08.12.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.

Председательствующий
О.В.КОНСТАНТИНОВА

Судьи
Л.С.ДЕМЕНЕВА
Л.Ф.ЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)