Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 13.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6493/2014

Требование: Об оспаривании действий государственного органа.

Разделы:
Ипотека недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица обратилась к ответчику по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на что ей было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. по делу N 33-6493/2014


Судья: Шамсетдинова А.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Зайнуллиной Г.К.,
судей: Фархутдиновой Г.Р.,
Куловой Г.Р.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К.О.Р. на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 февраля 2014 года, которым постановлено:
заявление К.О.Р. ФИО13 об оспаривании действий Администрации адрес городского округа г. Уфа Республики Башкортостан оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Зайнуллиной Г.К., судебная коллегия

установила:

К.О.Р. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Администрации адрес городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, указав в обоснование, что является уроженкой адрес постоянно проживающей в г адрес не имеющей постоянного места жительства. В настоящее время зарегистрирована вместе с дочерью ФИО5, дата года рождения, временно у бывшей свекрови по адресу: адрес. К.О.Р. обратилась в Администрацию адрес городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Ввиду наличия временной регистрации по месту жительства, ей было отказано, и было предложено предоставить документы для постановки на учет по Городской программе жилищного ипотечного кредитования. После сдачи необходимых документов администрация сообщила, что необходимо предоставить также копии паспортов зарегистрированных в жилом помещении вместе с ними ФИО6, ФИО7 Поскольку у нее не имеется возможности получения указанных документов, просит суд признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию адрес городского округа г. Уфа Республики Башкортостан включить ее с дочерью в число участников Городской программы жилищного ипотечного кредитования.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит К.О.Р., ссылаясь на незаконность требований администрации о предоставлении дополнительных документов, необходимых для принятия на учет.
К.О.Р., представитель Администрации адрес городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
В силу ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в абз. 2 п. 1 Постановления от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся, в частности, акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Согласно пункту 28 вышеназванного Постановления, исходя из положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
По смыслу ст. 254, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, защите в судебном порядке подлежит нарушенное право гражданина; действия (бездействие) может быть признано незаконным в случае, если таким действием (бездействием) нарушаются права и интересы лица, обратившегося за защитой своих прав.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что К.О.Р. зарегистрирована вместе с дочерью ФИО5, дата года рождения, с дата по дата по месту пребывания по адресу: РБ, адрес.
дата К.О.Р. подала заявление в Администрацию адрес городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о принятии ее на учет по Городской программе социального жилищного ипотечного кредитования с составом семьи из двух человек с дочерью (л.д....
дата Администрация адрес городского округа г. Уфа Республики Башкортостан К.О.Р. направила письмо о том, что согласно действующему жилищному законодательству с заявлением о включении в Городскую программу социального жилищного ипотечного кредитования должны быть представлены документы, удостоверяющие личность совместно зарегистрированных граждан, а именно: копии паспортов свекрови - ФИО6 и деверя - ФИО7, справки ГУП "Бюро технической инвентаризации" г. Уфы на указанных граждан о наличии либо отсутствии недвижимого имущества, рассмотрение вопроса по существу возможно после представления указанных документов (...
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований К.О.Р. о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий с обязанием Администрации адрес городского округа г. Уфа Республики Башкортостан включить ее с дочерью в число участников Городской программы жилищного ипотечного кредитования.
Судебная коллегия полагает, что указанный вывод суда является законным и обоснованным, исходя из следующего.
В целях реализации Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и Республиканской программы по организации социальной ипотеки в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан "О социальном жилищном ипотечном кредитовании в Республике Башкортостан" от 16 мая 2006 года N 131, а также совершенствования Городской программы социальной ипотеки постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20 декабря 2006 года N 6485 утверждены Правила реализации Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования и Порядок определения категорий граждан для постановки на учет в качестве нуждающихся в поддержке в виде социального жилищного ипотечного кредитования в городе Уфе Республики Башкортостан. Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 28 июня 2012 года N 2844 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях и включение в состав участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования".
Согласно п. 2.1. вышеуказанных Правил учет заявлений и формирование реестра заявителей на участие в Программе социального ипотечного кредитования на очередной год осуществляется органами учета администраций районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан. При этом, для участия в программе гражданин-заявитель подает заявление в орган учета по месту жительства с приложением документов, в том числе копия паспорта заявителя или иного документа, удостоверяющего личность, справки из обособленных подразделений-отделов (секторов) Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан и государственного унитарного предприятия Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений (п. 2.2).
В соответствии с п. п. 2.4., 2.5 этих же Правил заявления граждан, изъявивших желание приобрести жилое помещение по данной Программе, рассматриваются на общественных комиссиях по жилищным вопросам при администрациях районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан. На основании представленных документов комиссия по жилищным вопросам при администрациях районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан принимает решение об отказе или включении гражданина в состав участников Программы.
Как следует из материалов дела, решение об отказе или включении гражданина в состав участников Программы по заявлению К.О.Р. не принималось.
Вышеприведенное письмо Администрации адрес городского округа г. Уфа Республики Башкортостан за подписью первого заместителя главы Администрации не возлагает на К.О.Р. совершение каких-либо действий и не обязывает их совершать, а лишь информирует о предоставлении документов, носит рекомендательный, информационный характер, в связи с чем не является отказом государственного органа, или ответом на обращение заявителя, следовательно, прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает. Следовательно, правовых оснований для удовлетворения требований К.О.Р. о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий с обязанием Администрации адрес городского округа г. Уфа Республики Башкортостан включить ее с дочерью в число участников Городской программы жилищного ипотечного кредитования у суда первой инстанции не имелось.
При этом заявителем требования об оспаривании действий администрации в части отказа в приеме документов на получение государственной услуги, в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Признание гражданина нуждающимся в жилых помещениях и включение в состав участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования" в рамках данного дела не заявлялись, суд рассмотрел спор в пределах заявленных требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.О.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.К.ЗАЙНУЛЛИНА

Судьи
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА
Г.Р.КУЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)