Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-570/2015

Требование: О предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Дом, в котором проживают истцы, признан в установленном порядке аварийным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. по делу N 33-570/2015


Судья: Ненашева О.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Величко М.Б., Фоминой Е.А.,
при секретаре Ч.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе У.Ю. на решение Советского районного суда г. Томска от 4 декабря 2014 года
дело по иску У.Ю., У.И. к администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, по иску У.М., У.В., У.В. к администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Величко М.Б., объяснения истцов У.Ю. и У.В. и их представителя С., настаивавших на доводах апелляционной жалобы, представителя администрации г. Томска Е., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Дашевской О.С., полагавшей решение суда оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия

установила:

У.Ю., У.И. обратились с иском к администрации г. Томска, администрации Советского района г. Томска, в котором просили возложить на ответчиков обязанность предоставить истцам вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории г. Томска общей, площадью /__/ кв. м, состоящее не менее, чем их 3 комнат, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
У.М., У.В., У.В. обратились с иском к администрации г. Томска, администрации Советского района г. Томска, в котором просили возложить на ответчиков обязанность предоставить истцам вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории г. Томска, общей площадью не менее /__/ кв. м, состоящее не менее, чем из 3 комнат, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В обоснование требований указано, что семья истцов У.Ю. (отец) и У.И. (дочь) на основании договора социального найма занимает жилое помещение, расположенное в многоквартирном деревянном доме 1880 года постройки, расположенном по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв. м, номера комнат согласно техническому паспорту N /__/. Семья, состоящая из У.М. (мать), У. (сын) и У. (внук), занимает комнаты N /__/, общей площадью /__/ кв. м в этом же жилом помещении. Заключением межведомственной комиссии от 31.03.2014 указанный дом признан аварийным. Постановлением администрации г. Томска от 28.04.2014 администрации Советского района г. Томска поручено в срок не позднее 31.12.2016 принять меры к отселению жильцов. Вместе с тем согласно отчету МБУ "/__/", составленному по результатам оценки технического состояния многоквартирного дома, несущие конструкции данного жилого дома находятся в аварийном состоянии, имеется вероятность обрушения. Истцы считали, что поскольку фактическое проживание их в указанном жилом помещении создает угрозу жизни и здоровья, то это требует от органов местного самоуправления принятия незамедлительных мер по предоставлению другого жилого помещения.
Определением Советского районного суда г. Томска от 27.10.2014 указанные исковые заявления объединены в одно производство.
Определением Советского районного суда г. Томска от 04.12.2014 производство по делу в части требований к ответчику администрации Советского района г. Томска прекращено в связи с отказом истцов от требований в указанной части.
Истцы У.Ю., У.В., их представитель С. в судебном заседании требования поддержали. Пояснили, что дом по /__/ в /__/ находится в аварийном состоянии, дальнейшее проживание в нем угрожает жизни и здоровью истцов. Решение о реконструкции дома администрацией г. Томска не принято, а потому не ясно, каким будет статус жилого дома после реконструкции, сохранят ли свое право пользования помещением проживающие в нем лица.
Представитель ответчика администрации г. Томска Е. требования не признала. Пояснила, что дом по /__/ в /__/ признан аварийным, но подлежит реконструкции. Дом включен в муниципальную программу сохранения деревянного зодчества г. Томска на 2015 - 2019 гг.
Дело рассмотрено в отсутствие истцов У.И., У.М., У.В.
Обжалуемым решением суд на основании п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14, ст. 57, ст. 85, 87, ч. 1 - 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункт 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, постановления администрации г. Томска от 19.09.2014 N 937 "Об утверждении муниципальной программы "Сохранение деревянного зодчества г. Томска" на 2015 - 2019 гг.", постановления Администрации Томской области от 30.12.2013 N 597а "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области, на 2013 - 2014 годы" в удовлетворении исковых требований У.Ю., У.И., У.М., У., У. к Администрации г. Томска отказал.
В апелляционной жалобе У.Ю. просит решение отменить и принять новое - об удовлетворении требований. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Считает необоснованным вывод суда о том, что жилое помещение, занимаемое истцами, подлежит реконструкции. Признание многоквартирного дома подлежащим реконструкции не означает, что каждое жилое помещение в указанном доме будет реконструировано. Распоряжение о проведении реконструкции жилого помещения, занимаемого истцами, не издавалось. Сам по себе факт признания дома подлежащим реконструкции не свидетельствует о том, что жилые помещения в данном доме, являющиеся непригодными для проживания, будут реконструированы без изменения их конструктивных характеристик и назначения, то есть способом, позволяющим сохранить действующий договор социального найма. В связи с этим апеллянт считает, что жильцы такого дома подлежат обязательному выселению с обеспечением иным жилым благоустроенным помещением. Полагает, что предоставление жилых помещений маневренного фонда на основании ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации на время реконструкции в данном случае невозможно, поскольку данных о том, что реконструкция будет проведена, не имеется, сроки проведения реконструкции администрацией г. Томска не указаны. Ссылается на техническое состояние конструкций жилого дома, представляющее опасность для жильцов, и отсутствие со стороны администрации г. Томска конкретных мер по реконструкции данного дома.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель администрации г. Томска Е. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании части 1 статьи 327, части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
Судом установлено и из материалов дела следует, что истцы У.Ю., У.И. проживают в жилом помещении по адресу: /__/, занимают комнаты N /__/, общей площадью /__/ кв. м, на основании договора социального найма (лицевой счет N /__/). Истцы У.М., У.В., У.В. на основании договора социального найма по указанному адресу занимают комнаты N /__/, общей площадью /__/ кв. м (лицевой счет /__/).
Постановлением Мэра г. Томска от 28.04.2014 N 333 жилой дом N /__/ на основании заключения Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г. Томска от 31.03.2014 N 1160 признан аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 3). Установлен срок отселения жильцов из указанного дома - не позднее 31.12.2016 (пункт 6). Указанное постановление в установленном законом порядке оспорено не было. Жилой дом N /__/ по /__/ включен в муниципальную программу "Сохранение деревянного зодчества г. Томска" на 2015 - 2019 годы, утвержденную постановлением администрации г. Томска от 19.09.2014 N 937, а также в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области на 2014 - 2043 годы, утвержденную постановлением администрации Томской области от 30.12.2013 N 597а, в соответствии с которыми данный объект деревянного зодчества подлежит сохранению с проведением капитального ремонта.
В соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:
1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;
2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение;
3) жилое помещение признано непригодным для проживания;
4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления.
Согласно статье 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
По смыслу приведенных положений закона непригодность жилого помещения для проживания является самостоятельным основанием для выселения граждан из такого жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, однако для возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма взамен ранее занимаемого необходимо соблюдение условий, предусмотренных ст. 57 ЖК РФ. В п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указано, что внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, осуществляется в случае если такие помещения ремонту или реконструкции не подлежат, и если гражданами подтверждена объективная нуждаемость их в жилом помещении, т.е. состояние их на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, признание жилого помещения непригодным для проживания является самостоятельным основанием для выселения граждан с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в порядке статей 87 и 89 ЖК РФ, но лишь в том случае, если занимаемое ими помещение не подлежит ремонту или реконструкции, а граждане состоят на учете, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст. 88 ЖК РФ, если дом подлежит реконструкции, то при невозможности в нем проживания жильцам временно на период проведения ремонта предоставляется жилое помещение маневренного фонда, без прекращения договора социального найма освобождаемого жилого помещения, и лишь при невозможности проведения капитального ремонта или реконструкции без выселения проживающих (часть 1).
Возможность предоставления проживающим другого благоустроенного жилого помещения в постоянное пользование по договору социального найма в указанном случае связывается либо с наличием соответствующего соглашения между наймодателем и нанимателем, либо с невозможностью сохранения прежнего жилого помещения (пункт 4 статьи 85, части 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ).
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма суд также исходил из того, истцы на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоят. Апелляционная жалоба не содержит ссылок на доказательства, опровергающие указанный вывод суда. Вместе с тем данное условие об объективной нуждаемости в жилом помещении в силу ст. 57 ЖК РФ является обязательным для возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, избранный стороной истцов способ защиты жилищных прав в виде возложения обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма взамен занимаемого жилого помещения в доме, подлежащим реконструкции, не основан на законе. Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г. Томска не приступила к реконструкции дома, не приняла решение о реконструкции жилого помещения, занимаемого истцами, не опровергают указанный вывод.
Утверждение апелляционной жалобы о том, что после реконструкции занимаемое истцами жилое помещение не сохранится, не принимается во внимание судебной коллегией как основанное на предположениях апеллянта, не подкрепленных ссылками на доказательства.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для внеочередного предоставления истцам по договору социального найма жилого помещения, равнозначного по площади занимаемому, в доме, подлежащему реконструкции.
Таким образом, каких-либо доводов, которые могли бы повлиять на результат рассмотрения дела, апелляционная жалоба не содержит. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Томска от 4 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу У.Ю. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)