Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 30.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-14860/2014

Требование: О признании недействительными договора социального найма, передачи в бессрочное владение и пользование жилого помещения, возложении обязанности расторгнуть договор, признании не приобретшими права пользования спорным жилым помещением, выселении.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Проведена проверка правомерности признания нуждающимися в улучшении жилищных условий истца и членов его семьи. В ходе проверки установлено, что квартира распределена ответчикам незаконно.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2014 г. по делу N 33-14860/2014


Судья: Фризина С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Галиевой А.С. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания З.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчиков Х.О.В., Г.П., Е.О. - Ш.Б.Н. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 06 августа 2014 года, которым постановлено:
исковые требования военного прокурора Казанского гарнизона удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии N 21 от 08.09.2010 г. войсковой части 15137 о распределении Х.О.В. в составе семьи из трех человек <адрес> РТ и отменить его.
Признать недействительным договор социального найма N 2885 от 23.11.2011 г., заключенный между ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (наймодателем) и Х.О.В. (нанимателем), о передаче в бессрочное владение и пользование Х.О.В. и членам его семьи - З.Г.П., Х.Е.О. <адрес> РТ.
Обязать ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ расторгнуть вышеуказанный договор социального найма.
Признать Х.О.В., З.Г.П., Х.Е.О. не приобретшими права пользования квартирой .... по адресу РТ <адрес>.
Выселить Х.О.В., З.Г.П., Х.Е.О. из жилого помещения по адресу РТ, <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать госпошлину в доход государства в размере 400 рублей с Х.О.В., с З.Г.П. в размере 300 рублей, с Х.Е.О. в размере 300 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Х.О.В., Г.П., Е.О. - Ш.Б.Н., поддержавшего доводы жалобы, помощника военного прокурора Казанского гарнизона З.И.В. и представителя ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Республике Татарстан Г.Н.С., возражавших относительно доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Военный прокурор Казанского гарнизона обратился в суд с иском к Х.О.В., Г.П. и Е.О. о признании договора социального найма .... от 23.11.2011 г., заключенного между ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ и Х.О.В. и членами его семьи о передаче в бессрочное владение и пользование жилого помещения, находящегося по адресу: РТ, <адрес>, недействительным; возложении обязанности на ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ расторгнуть вышеуказанный договор социального найма на указанную квартиру; признании ответчиков не приобретшими права пользования спорным жилым помещением; выселении ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения, в связи с наличием в собственности у З.Г.П. жилого дома, расположенного по адресу: РТ, <адрес>.
В обоснование иска указано, что военной прокуратурой Казанского гарнизона проведена прокурорская проверка правомерности признания нуждающимися в улучшении жилищных условий военнослужащего Х.О.В. и членов его семьи. В ходе проверки установлено, что четырехкомнатная квартира по адресу: РТ, <адрес>, распределена ответчикам незаконно, поскольку на момент заключения договора социального найма Х.О.В. и члены его семьи нуждающимися в жилье не являлись, были обеспечены жильем по установленным нормам.
В судебном заседании представитель истца З.И.В. заявил ходатайство о принятии заявления об уточнении исковых требований, в котором дополнительно, кроме заявленных требований, просил признать решение жилищной комиссии войсковой части 15137, оформленное протоколом заседания жилищной комиссии .... от 08.09.2010 г. незаконным, отменить его.
Ответчик Х.О.В., представитель ответчиков Ш.Б.Н. иск не признали, пояснили, что Х.О.В. имеет выслугу как военнослужащий более 20 лет. На учет для получения жилья он встал в 2004 году. Как на момент постановки на учет, так и в настоящее время, его семья жилым помещением не обеспечена.
Представитель ответчика ФГКУ "Центррегионжилье" Г.Н.С. иск признал.
Суд иск удовлетворил и постановил решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков просит отменить решение суда полностью и принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к вынесению незаконного решения. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что ни на момент принятия решения от 14.10.2004 г. о постановке Х.О.В. с составом семьи из четырех человек на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ни на момент принятия решения от 08.09.2010 г. о распределении жилья, в собственности Х.О.В. и членов его семьи индивидуального жилого дома (квартиры) не было. По состоянию на 08.09.2010 г. жилой дом площадью 37,5 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности на который зарегистрировано за З.Г.П. 07.09.2005 г., был снесен. Указанный дом был не пригоден для проживания. После его сноса ответчиками было начато строительство нового дома, планируемого как дачный. Право собственности на новый дом площадью 140 кв. м зарегистрировано за З.Г.П. 25.12.2010 г. как на незавершенный строительством. Кроме того, требования истца не основаны на законе, поскольку отсутствуют предусмотренные жилищным законодательством основания к расторжению договора социального найма и выселению ответчиков.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Согласно абз. 1 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции от 01.12.2008 г., государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. N 80, утратившей силу в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1297 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" предусмотрено, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) (п. 26).
Пунктом 28 Инструкции предусмотрено, что военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
В пункте 31 Инструкции указано, что военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях:
- улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения;
- убытия к новому месту прохождения военной службы, за исключением военнослужащих, убывших для прохождения военной службы (работы) за пределы территории Российской Федерации;
- выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
- получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
- подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
- утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
- их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
- выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в соответствии с п. 7, 10 которого основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям.
Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае: наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
Из материалов дела следует, что 14.10.2004 г. на основании решения жилищной комиссии войсковой части N 15137, оформленного протоколом заседания N 13, капитан 1 ранга Х.О.В. на основании рапорта и представленных им оправдательных документов об отсутствии жилья с составом семьи из трех человек поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
08.09.2010 г. Х.О.В. с составом семьи из трех человек на заседании жилищной комиссии войсковой части N 15137 распределена четырехкомнатная квартира по адресу: РТ, <адрес>.
23.11.2011 заключен договор социального найма жилого помещения N 2885 между ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ и Х.О.В.
Решением ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N 2885 от 23.11.2011 г. Х.О.В. и совместно проживающие с ним супруга З.Г.П. и дочь Х.Е.О. сняты с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с заключением договора социального найма на предоставленное жилое помещение.
17.11.1989 г. между Х.О.В. и З.Г.П. зарегистрирован брак.
За З.Г.П. - супругой Х.О.В., 25.12.2010 г. зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: РТ, <адрес>, общей площадью 140 кв. м.
Основанием государственной регистрации указан договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от 16.08.2005 г. N 16-13-001-2005-455.
В соответствии с указанным договором З.Г.П. приобрела жилой дом общей площадью 60,4 кв. м, жилой площадью - 37,4 кв. м, принадлежащий продавцу на основании договора купли-продажи от 23 марта 1971 года, и земельный участок площадью 1044 кв. м. Право собственности зарегистрировано за З.Г.П. 07.09.2005 г.
25.12.2010 г. регистрация права на жилой дом площадью 60,4 кв. м прекращена. Одновременно за З.Г.П. зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по указанному адресу, площадью 140 кв. м.
В сведениях о наличии жилья от 29.08.2011 г. Х.О.В. указывает, что ни у него, ни у супруги жилья в собственности не имеется.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований военного прокурора Казанского гарнизона, суд первой инстанции исходил из того, что на момент принятия жилищной комиссией войсковой части 15137 решения о распределении семье Х. в составе трех человек спорной квартиры, а именно - 08.09.2010 г., они были обеспечены жильем по установленным нормам, поскольку в собственности З.Г.П. находился жилой дом общей площадью 60,4 кв. м, жилой площадью - 37,4 кв. м. На день заключения договора социального найма 23.11.2011 г. у ответчиков был в собственности жилой дом площадью 140 кв. м. Нуждающимися в обеспечении жилым помещением они не являлись. По этим основаниям суд пришел к выводу о том, что решение жилищной комиссии .... от 08.09.2010 г. о распределении Х.О.В. и членам его семьи спорной квартиры является незаконным и подлежит отмене, а договор социального найма N 2885 от 23.11.2011 г. о передаче в бессрочное пользование ответчикам спорной квартиры является недействительным и подлежит расторжению.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку судом при разрешении спора неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к вынесению необоснованного решения об удовлетворении иска.
Указывая на отсутствие нуждаемости ответчиков в получении жилых помещений на момент принятия решения жилищной комиссии и заключения договора социального найма, суд не принял во внимание следующие, имеющие значение для дела обстоятельства.
Из материалов дела следует, что на момент постановки ответчика Х.О.В. с составом семьи из трех человек на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 14.10.2004 г. в собственности Х.О.В. и членов его семьи жилого помещения не имелось. Сведения о нуждаемости в получении жилого помещения соответствовали действительности.
Предоставленные Х.О.В. 29.08.2011 г. в жилищную комиссию сведения об отсутствии у него и членов его семьи в собственности жилых помещений также соответствовали действительности, поскольку жилой дом, общей площадью 60,4 кв. м, жилой площадью - 37,4 кв. м, расположенный по адресу: РТ, <адрес>, был снесен 24 марта 2009 года, что подтверждается актом о сносе жилого дома.
Право собственности З.Г.П. на жилой дом общей площадью 140 кв. м по указанному адресу зарегистрировано 25.12.2010 г., то есть после принятия жилищной комиссией 08.09.2010 г. решения о распределении Х.О.В. спорной квартиры.
Согласно кадастровому паспорту от 29.11.2010 г. указанный жилой дом является объектом незавершенного строительства.
При таких обстоятельствах выводы суда о том, что ответчики были обеспечены жильем по установленным нормам, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ни на момент принятия решения от 14.10.2004 г. о постановке Х.О.В. с составом семьи из четырех человек на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ни на момент принятия решения от 08.09.2010 г. о распределении жилья, в собственности Х.О.В. и членов его семьи индивидуального жилого дома (квартиры) не имелось.
Поскольку общая продолжительность военной службы Х.О.В. составляет более 20 лет и он в установленном порядке был признан нуждающимся в получении жилья, оснований для признания незаконным решения жилищной комиссии N 21 от 08.09.2010 г. у суда не имелось.
Также не установлено предусмотренных законом оснований для признания недействительным либо расторжения договора социального найма N 2885 от 23.11.2011 г., заключенного между ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (наймодателем) и Х.О.В.
Доводы истца о том, что приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства является самостоятельным основанием для снятия с учета нуждающихся в получении жилья, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку вышеприведенными нормами права в качестве основания для снятия с учета предусмотрено лишь предоставление в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Согласно абз. 15 п. 1 и п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Поскольку ответчикам земельный участок в установленном порядке органами местного самоуправления не предоставлялся, предусмотренных законом оснований для снятия их с учета нуждающихся в получении жилья не имеется.
При указанных обстоятельствах принятое по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске в полном объеме.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 330, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 06 августа 2014 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска Военного прокурора Казанского гарнизона к Х.О.В., Г.П. и Е.О. о признании недействительными решения жилищной комиссии N 21 от 08.09.2010 г., договора социального найма N 2885 от 23.11.2011 г. о передаче в бессрочное владение и пользование жилого помещения, находящегося по адресу: РТ, <адрес>; о расторжении договора социального найма на указанную квартиру; признании не приобретшими права пользования спорным жилым помещением и выселении без предоставления иного жилого помещения - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)