Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 06.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-8881/2014

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Земля под домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 октября 2014 г. по делу N 33-8881/2014


Судья Набиюллина А.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Веретновой О.А., судей Заривчацкой Т.А., Чулатаевой С.Г., при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Р. на решение Чердынского районного суда Пермского края от 15 июля 2014 года об отказе заявителю в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования "Ныробское городское поселение" Чердынского района о понуждении проведения ремонтных работ участка кровли.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., судебная коллегия,

установила:

Р. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Ныробское городское поселение" о понуждении проведения ремонтных работ участка кровли, расположенного над ее квартирой. В обоснование иска указала, что согласно договору социального найма N 63, заключенного 19.06.2013 с наймодателем - ответчиком, истец является нанимателем жилого помещения - квартиры N <...> в доме N <...> по ул. <...> поселка Ныроб Чердынского района Пермского края. 29.04.2014 Р. обратилась с заявлением на имя главы Администрации о принятии мер к ремонту участка крыши, расположенного над ее квартирой, установив срок для его проведения. Неисполнение администрацией как собственником жилого помещения в многоквартирном доме по содержанию общего имущества, приводит к разрушению несущих элементов квартиры, а также находящегося в квартире личного имущества истца.
Представитель ответчика исковое требование не признал, пояснив, что вопросы проведения капитального ремонта, в данном случае крыши, обрешетки и чердачной конструкции относится к компетенции всех собственников помещений данного дома, и без решения общего собрания, капитальный ремонт управляющей компанией произведен быть не может. Кроме того, проведение капитального ремонта требует решения межведомственной комиссии. Полагает, что Администрация не является надлежащим ответчиком по данным требованиям, поскольку обязанность по надлежащему содержанию общедомового имущества относится к обязанностям управляющей компании.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, указывая на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Ответчиком на апелляционную жалобу представлены возражения, в которых ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле о месте и времени заседания судебной коллегии извещены надлежащим образом, не явились. Судебная коллегия полагает в силу положений статьи 327 ГПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу их отсутствие.
От Р. поступило заявление об отложении срока судебного заседания до момента рассмотрения судом первой инстанции поданного ей заявления об исправлении ошибок и неточностей в решении суда. В удовлетворении заявления судебной коллегией отказано в связи с тем, что гражданским процессуальным законодательством предусмотрено исправление описок, допущенных в судебном решении (статья 200 ГПК РФ), без изменения его содержания. Устранение ошибок и неточностей процессуальным законодательством не предусмотрено. Однако, в случае если заявителем под ошибками и неточностями предполагаются допущенные описки, подача такого заявления не имеет значения для рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда в целью проверки его законности и обоснованности, поскольку как было указано выше, содержание решение не может быть изменено таким способом, следовательно, отсутствуют основания для отложения рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Р. является нанимателем жилого помещения квартиры N <...> в доме N <...> по ул. <...> поселка Ныроб Чердынского района Пермского края на основании договора социального найма N 63 от 19.06.2013, заключенного с ответчиком.
Из Акта комиссионного осмотра от 31.03.2014 проведенного работниками МБУ "Ныроб-тепло" следует, что в ходе осмотра было установлено протекание жидкости в кухне и зальной комнате в указанной квартире, участок кровли, расположенной над квартирой имеет множественные повреждения, гидроизоляция чердачного помещения нарушена.
29 апреля 2014 года истец обратилась с заявлением на имя главы администрации о принятии мер по ремонту участка крыши. Как следует из пояснений представителя ответчика, заявление не было рассмотрено, передано руководителю МБУ "Ныроб-тепло", который также заявление не рассмотрел, 05.06.2014 уволен.
При постановлении решения суд исходил из несоблюдения истцом установленной процедуры признания необходимости проведения капитального ремонта, поставленной в зависимость от оценки объекта Межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, куда истец не обращалась.
Данный вывод суда является неверным. Поскольку истцом не ставился вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания в связи с чем не имелось оснований для применения Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" предусматривающего создание Межведомственной комиссии и ее полномочия.
Наряду с выводом о необходимости обращения в межведомственную комиссию в силу своей несостоятельности подлежит исключению вывод о несостоятельности Акта комиссионного осмотра от 31.03.2014, ввиду следующего. Права и обязанности сторон договора социального найма регулируются положениями главы 8 Жилищного кодекса РФ, согласно которой пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Ответчик, являясь наймодателем по договору социального найма, заключенного с Р., соответствии со статьей 65 Жилищного кодекса РФ, несет, в том числе, обязанность принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, а также обязанность по осуществлению капитального ремонта жилого помещения.
Согласно части 3 указанной статьи, наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Указанным обязанностям соответствуют права нанимателя жилого помещения по требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг (часть 2 статьи 67 Жилищного кодекса РФ).
В статье 36 Жилищного кодекса РФ содержится перечень имущества, составляющее общее имущество многоквартирного дома, бремя содержания которого возложено на всех собственников многоквартирного дома статьей 39 Жилищного кодекса РФ. к такому имуществу относятся также крыши, чердаки, технические этажи.
Разделом VIII Жилищного кодекса РФ предусмотрены возможные способы управления многоквартирными домами, выбор которых осуществляется путем принятия решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.
Из пояснений сторон следует, что обслуживание дома осуществлялось управляющей организацией - МБУ "Ныроб-тепло".
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
1.2. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения, а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 7 раздела 1 Перечня, в число работ, выполняемых в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, входит проверка кровли на отсутствие протечек, при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 N 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией. Договором N 63 социального найма жилого помещения от 19.06.2013 к числу обязанностей наймодателя (ответчика), отнесены, помимо прочих, обязанность принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (пункт 5 договора). Также договором предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение Наймодателем обязанности по несвоевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, санитарно-технического оборудования, находящегося в жилом помещении в виде права нанимателя потребовать в таких случаях уменьшения платы за жилое помещение, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей.
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ, пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 действия по содержанию имущества многоквартирного дома могут осуществляться как непосредственно собственником, так привлекаемыми собственником на основании договора иными лицами с учетом выбранного способа управления жилым домом.
Из изложенного следует, что обязанность по устранению причин протекания в жилое помещение, занимаемое истцом, несет управляющая компания, с которой у собственников многоквартирного дома заключен договор на управление данным домом. Ответчик являясь, как пояснил его представитель в судебном заседании и не оспаривалось истцом, лишь одним из собственников помещений в многоквартирном доме, не несет непосредственной обязанности по проведению ремонтных работ кровли. При таких обстоятельствах, составленный организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, акт осмотра жилого помещения, является надлежащим доказательством указанных в нем обстоятельств.
Также ничем не обоснован вывод суда о необходимости проведения капитального ремонта с целью устранения протекания жидкостей в квартиру истца, так как разрешение данного вопроса - об отнесении определенного вида работ к капитальному ремонту, требует специальных познаний, однако, заключение эксперта (статья 79 ГПК РФ) по данному вопросу отсутствует.
Несмотря на неверность выводов, положенных судом в основу решения, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В данном случае исковые требования сформулированы следующим образом - обязать собственника жилого помещения принять исчерпывающие меры к проведению ремонтных работ участка кровли, расположенного над занимаемой истцом квартирой, с целью устранения протекания крыши. Такое требование не является конкретным и не соответствует способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, оно не соответствует правам и обязанностям сторон, вытекающим из положений Жилищного кодекса РФ и договора социального найма жилого помещения, как было указано выше, в связи с чем не может быть удовлетворено в рамках рассматриваемого дела.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Чердынского районного суда Пермского края от 15 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Р. без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)