Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2014 N 06АП-5587/2014 ПО ДЕЛУ N А04-5307/2014

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2014 г. N 06АП-5587/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гетмановой Т.С.
судей Михайловой А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.
при участии в заседании: в отсутствии представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 01.09.2014
по делу N А04-5307/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Кравцовым А.В.
по иску Администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434)
о взыскании 1 989 768 руб.
третьи лица Министерство финансов Амурской области

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилась Администрация города Благовещенска (далее - Администрация, истец) с требованием о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик) суммы убытков в размере 1 989 768 рублей, связанных с реализацией норм Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением от 01.09.2014 иск удовлетворен.
Управление федерального казначейства по Амурской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 01.09.2014 отменить, в иске к Минфину отказать.
По мнению апеллянта, поскольку приобретенная муниципальным образованием квартира для Азаровой Н.В., является муниципальной собственностью и ее предоставление по договору социального найма не влечет выбытия этого объекта недвижимости из муниципальной собственности, возникновение убытков не наступает. Также указывает, что убытки у истца возникли в связи с неисполнением решение суда, а не в связи с незаконными действиями (бездействиями) органов государственной власти РФ, в связи с чем, суд неправильно применил положения ст. 1069 ГК РФ.
Отзыв в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, ходатайств не заявили.
На основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ, апелляционный суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон.
Как следует из материалов дела, решением Благовещенского городского суда от 14.08.2013 по делу N 2-6526/13 суд обязал Администрацию города Благовещенска предоставить Азаровой Наталье Валентиновне (инвалиду 2 группы) вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, в черте города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 18 кв. м, и дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты площадью не более 15 кв. м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 21.10.2013 решение суда первой инстанции от 14.08.2013 оставлено без изменений.
Определением Благовещенского городского суда от 17.06.2014 изменен способ исполнения решения Благовещенского городского суда от 14.08.2013 и с Администрации города Благовещенска в пользу Азаровой Н.В. взысканы денежные средства для приобретения жилого помещения в размере 1 989 768 рубля.
09.07.2014 от Азаровой Н.В. в Администрацию города Благовещенска подано заявление о перечислении на расчетный счет взыскателя денежной суммы в размере 1 989 768 рублей.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку данная льгота предусмотрена федеральным законодательным актом, компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов, в том числе по обеспечению жилыми помещениями, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом, такое обеспечение, исходя из содержания названной нормы, может производиться, в том числе путем предоставления жилых помещений инвалидам на условиях социального найма.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Решением Благовещенского городского суда от 14.08.2013 установлено, что Азарова Н.В. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 21.03.2012 года.
Поскольку Азарова Н.В. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма во внеочередном порядке, после 01.01.2005, в соответствии со статьей 17 ФЗ Закона N 181-ФЗ обеспечение жилым помещением должно производиться в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу пункта 3 указанной статьи жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях
Согласно пункту 4 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Между тем, категориям граждан, определенным в Федеральных законах, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Кроме того, положениями статьи 17 Закона N 181-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О Федеральный закон от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Муниципальное образование "город Благовещенск" не было наделено в соответствии с частью 4 статьи 49 ЖК РФ государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственникам жилых помещений, членам семьи собственника жилого помещения, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в соответствии с которой полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления в соответствии с частями 3, 4 статьи 52 ЖК РФ наделены лишь полномочиями по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, в отношении граждан, которым в соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ предоставляются по договорам социального найма жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления наделены лишь правом постановки этих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Установлено, что истцу, как органу местного самоуправления, финансовые средства для реализации вышеуказанных государственных полномочий выделены не были. Доказательств обратного ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Материалами дела подтверждается, что администрация г. Благовещенска перечислила денежные средства на приобретение жилья Азаровой Н.В., тогда как федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы администрации по исполнению названных полномочий не компенсировал.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленный иск, взыскав в пользу органа местного самоуправления убытки в сумме 1 989 768 рублей за счет средств казны Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии основания для возложения на него ответственности, предусмотренной статьей 1069 ГК РФ, апелляционным судом отклоняется, поскольку, по смыслу статей 1069, 1071 ГК РФ, при рассмотрении иска о взыскании вреда причиненного государственными органами, доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
Поскольку факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья Азаровой Н.В., возникновение у администрации убытков, а также причинная связь между этими обстоятельствами установлены, взыскание за счет казны Российской Федерации убытков произведено правомерно.
Кроме того, возмещение расходов Администрации на обеспечение жильем не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности.
Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения гражданину, относящемуся к гражданам отдельной категории, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
Таким образом, предоставив жилое помещение, Администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этими квартирами, поскольку они обременены жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах подлежит отклонению довод жалобы о том, что приобретенная муниципальным образованием квартира является муниципальной собственностью и ее предоставление по договору социального найма не влечет выбытия этого объекта недвижимости из муниципальной собственности.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов жалобы.
В ходе повторной оценки представленных доказательств и установления всех юридически значимых обстоятельств оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ, при отклонении заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Судебные расходы не подлежат распределению, поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Амурской области от 01.09.2014 года по делу N А04-5307/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Т.С.ГЕТМАНОВА

Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
С.Б.РОТАРЬ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)