Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3255/2013

Требование: О сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Спорное жилое помещение было предоставлено истцу для проживания на период трудовых отношений, данное помещение было включено в жилищный фонд социального использования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. по делу N 33-3255/2013


Председательствующий: Андреева В.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда: Утенко Р.В., Харламовой О.А.
при секретаре: П.,
рассмотрела в судебном заседании 22 мая 2013 г. дело по апелляционной жалобе К.В. на решение Советского районного суда г. Омска от 12 марта 2013 г., которым постановлено:
"Исковые требования К.В. к КУ "ЦУС", Министерству имущественных отношений Омской области о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу... оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Харламовой О.А., судебная коллегия

установила:

К.В. обратился к Министерству имущественных отношений Омской области с иском о признании права пользования на условиях договора социального найма комнатой..., сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, признании права собственности на комнату в порядке приватизации, указывая, что состоял с КУОО "ЦУС" в трудовых отношениях, вселился в спорную комнату на основании решения работодателя от 06 июня 2007 г., договора найма жилого помещения в общежитии от 07 июня 2007 г.....
Дополнительными соглашениями к договору найма от 01 октября 2009 г., 03 мая 2010 г. право пользования комнатой предоставлено члену семьи истца - К.М., изменены технические характеристики помещения, переданного в наем, с указанием на комнаты общей площадью 46,38 кв. м, жилой 34,50 кв. м.
В 2009 году К.В. произвел перепланировку жилья с заделкой проектного и обустройством нового дверного проема между жилыми помещениями, в связи с чем, общая и жилая площадь комнат увеличилась за счет присоединения мест общего пользования.
На момент предоставления жилья дом... относился к специализированному жилищному фонду Омской области, имел статус общежития и на праве оперативного управления был закреплен за КУОО "ЦУС".
Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 24 июля 2012 г. N 1095-р комната... была исключена из специализированного жилищного фонда и включена в жилищный фонд социального использования Омской области.
В связи с изменением правовых оснований пользования помещением, К.В. просил Министерство имущественных отношений Омской области о заключении с ним договора социального найма, однако получил отказ.
Полагая отказ противоречащим действующему жилищному законодательству, заявил требования о признании права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, сохранении комнаты в перепланированном состоянии, признании права собственности на объект недвижимости в порядке приватизации.
В судебном заседании К.В. иск поддержал.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области С. возражал относительно иска, пояснив, что в заключении договора социального найма было отказано обоснованно, поскольку жилое помещение предоставлялось К.В. в общежитии для временного проживания в связи с трудовыми отношениями.
Представитель КУОО "ЦУС" Ш. вопрос об удовлетворении исковых требований отнесла на усмотрение суда, указав, что заключению договора социального найма препятствует произведенная в комнатах перепланировка.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе К.В. просит отменить решение суда, принять по делу новое, удовлетворив заявленные требования. Повторяет доводы о законности вселения в спорное жилое помещение, бессрочности заключенного с ним договора найма жилого помещения и относимость комнаты к фонду социального использования. Указывает, что он и члены его семьи, являются малоимущими, на основании протокола заседания комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 05 марта 2013 г. N 13 приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав К.В., его представителя В., поддержавших жалобу, представителей Минимущества Омской области Б., КУОО "ЦУС" Г., полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Ст. 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно требованиям ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 01 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Положениями главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилье, которое предоставляется гражданам по договору социального найма, может относиться только к государственному и муниципальному жилищному фонду. Муниципальный фонд предназначен, в первую очередь, для предоставления жилья нуждающимся в нем малоимущим гражданам. Государственный (федеральный и субъектов Российской Федерации) - для категорий граждан, которые хотя и не являются малоимущими, но определены (как имеющие право на жилье по договору социального найма) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, и тоже признаны нуждающимися в жилье - по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, другим федеральным (субъекта Российской Федерации) законом или указом Президента Российской Федерации (ст. 49).
Ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Также к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно требованиям п. 1 ст. 7 Закона Омской области от 28 декабря 2005 г. N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области либо государственным унитарным предприятием Омской области или государственным учреждением Омской области на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Омской области или вступившего в законную силу решения суда (п. 2 ст. 7).
Жилые помещения жилищного фонда социального использования Омской области по договорам социального найма предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, а также гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", в порядке, установленном федеральным и областным законодательством (п. 3 ст. 7).
В соответствии с пп. 10 п. 9.2.1 Указа Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 г. N 26 "Об утверждении положения о Министерстве имущественных отношений Омской области" принятие решения о заключении договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области относится к полномочиям Министерства имущественных отношений Омской области.
Пп.2 п. 1 постановления Правительства Омской области от 04 июля 2005 г. N 74-п "Об отдельных функциях казенного учреждения Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" казенному учреждению Омской области Центр учета и содержания собственности Омской области" поручено от имени Омской области осуществлять функции по заключению договоров социального найма жилых помещений, находящихся в казне Омской области, на основании решений Министерства имущественных отношений Омской области или вступивших в законную силу решений суда.
Порядок предоставления помещений в служебных жилых помещениях, в общежитиях установлен постановлением Правительства Омской области от 12 июля 2006 г. N 91-п.
П. 6 (раздел второй) названного Порядка предусматривает, что для целей настоящего Порядка под гражданами, нуждающимися в служебном жилом помещении специализированного жилищного фонда Омской области, понимаются граждане, которые (члены семьи которых) не имеют в населенном пункте по месту службы (работы) жилых помещений на праве собственности и (или) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма.
Из материалов дела следует, что на основании решения от 06 июня 2007 г. N 262 ГУ Омской области "ЦУС Омской области" предоставило К.В. для проживания на период работы в Министерстве имущественных отношений Омской области жилое помещение специализированного жилищного фонда (общежитие) по адресу:...
07 июня 2007 г. между ГУ Омской области "ЦУС Омской области" и К.В. был заключен договор найма жилого помещения в общежитии на указанную выше комнату. По условиям договора жилое помещение предоставлено для временного проживания на период трудовых отношений.
До предоставления жилого помещения К.В. проживал в квартире..., где и был зарегистрирован. Данное жилое помещение приватизировано в апреле 2006 года родителями истца -.... Истец снялся с регистрационного учета... г. и... г. зарегистрировался в спорном жилом помещении.
Дополнительным соглашением к договору найма от 01 октября 2009 г. право пользования комнатой предоставлено члену семьи истца - К.М.
Судом также установлено, что в 2009 году К.В. самовольно присоединил к предоставленной в пользование жилой комнате помещение "Ленинской комнаты", произвел перепланировку с заделкой проектного и обустройством нового дверного проема между помещениями, в связи с чем, общая и жилая площадь комнат увеличилась на......, соответственно, за счет присоединения мест общего пользования.
Дополнительным соглашением к договору найма от 03 мая 2010 г., изменены технические характеристики помещения, переданного в наем, с указанием на комнаты общей площадью... кв. м, жилой... кв. м.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 24 июля 2012 г. N 1095-р комната N 224 исключена из специализированного жилищного фонда Омской области и включена в жилищный фонд социального использования Омской области.
К.В. обратился в Министерство имущественных отношений Омской области для заключения договора социального найма, письмом от 27 сентября 2012 г. в заключении договора было отказано.
Отказ Министерства имущественных отношений Омской области мотивирован отсутствием правовых оснований для заключения договора социального найма.
К.В., полагая, что имеет право на передачу в собственность жилого помещения в порядке приватизации, как фактически пользующемуся им по договору социального найма, обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается ввиду следующего.
Сам по себе факт перевода жилого помещения из специализированного фонда в фонд социального использования не порождает у К.В. права претендовать на предоставление ему занимаемой комнаты на условиях договора социального найма.
Истец обязан доказать, что для заключения с ним соответствующего договора имеются законные основания. Довод апелляционной жалобы о том, что нормы, регулирующие порядок предоставления жилого помещения на условиях социального найма, не распространяются на возникшие правоотношения, основаны на неверном понимании и толковании норм жилищного законодательства.
Как следует из материалов дела, жилое помещение было предоставлено К.В. исключительно на период продолжения трудовых отношений с Министерством имущественных отношений Омской области.
Доказательств тому, что он относился и относится к категориям граждан, которые вправе претендовать на предоставление жилого помещения по договору социального найма, К.В. не представил.
Судебная коллегия также отмечает, что предоставление истцу в 2007 году комнаты специализированного фонда противоречило требованиям вышеупомянутого п. 6 раздела II Порядка предоставления служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях, жилых помещений маневренного фонда специализированного жилищного фонда Омской области, поскольку К.В. имел постоянное место жительства в г. Омске.
В силу положений ст. 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", проживая в квартире...е на условиях договора социального найма, отказавшись в дальнейшем от реализации своего права на участие в приватизации квартиры, К.В. сохранил право постоянного пользования названной жилой площадью.
При этом убедительных и достаточных доказательств тому, что истец утратил право пользования указанной квартирой по каким-либо основаниям как на дату предоставления спорной комнаты, так и на дату обращения в суд, в деле не имеется.
Несостоятелен и довод апеллянта о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Спорное жилое помещение постановлением Законодательного Собрания Омской области от 20 мая 2004 г. N 149 принято в собственность Омской области, форма собственности с момента предоставления К.В. в пользование комнаты не изменилась, жилье не перешло в собственность к другому собственнику, положения ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к рассматриваемым правоотношениям не применимы.
Ссылка в жалобе на вынесение комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации г. Омска решения о принятии К.В. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях также не являются основанием к отмене законно постановленного решения, поскольку спорная комната была предоставлена истцу на период трудовых отношений, а не в связи с указанным решением.
Иные доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и направлены на иное толкование закона и фактических обстоятельств, что само по себе не является основанием для отмены решения. Указаний на факты, которые не были бы проверены судом и имели бы юридическое значение для настоящего спора, жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Омска 12 марта 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу К.В. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)