Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6539/2014

Требование: О признании недействительными постановления администрации, решения по выделению земельных участков, обязании признать нуждающимися в жилых помещениях, поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица состоит в браке, имеет ребенка, который является инвалидом детства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 ноября 2014 г. по делу N 33-6539/2014


Судья: Грачева Н.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Басковой Г.Б.
судей Афанасьевой Т.В. и Бачинской Н.Ю.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле 17 ноября 2014 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ш. по доверенности К. на решение Переславского районного суда Ярославской области от 11 сентября 2014 года, которым постановлено:
"В иске отказать".
Заслушав доклад судьи Афанасьевой Т.В., судебная коллегия

установила:

Постановлением Администрации г. Переславля-Залесского от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении протокола N заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года" постановлено: <данные изъяты> Признать граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий без постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по следующим основаниям: семья, имеющая ребенка-инвалида (нуждающиеся) (государственный жилищный фонд): <данные изъяты> Ш., зарегистрированную по месту жительства по адресу: <адрес>. Состав семьи <данные изъяты> человека: 1. Ш., 2. ФИО1 - супруг, 3. ФИО2 - дочь. П. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, ст. 17 ФЗ РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства отдельным категориям граждан".
Решением комиссии по предварительному согласованию выделения земельных участков при Администрации города Переславля-Залесского от ДД.ММ.ГГГГ N отказано в принятии на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 2, пп. 3 п. 5 ст. 2 <2> Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с отсутствием оснований для бесплатного предоставления Ш. и членам ее семьи земельного участка в собственность.
Ш. обратилась с иском к Администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области, УМС администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области, в котором просила признать недействительными постановление администрации г. Переславля-Залесского от ДД.ММ.ГГГГ N, решение комиссии по предварительному согласованию выделения земельных участков при Администрации города Переславля-Залесского от ДД.ММ.ГГГГ N, обязать администрацию города Переславля-Залесского признать Ш. с семьей нуждающимися в жилых помещениях, поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, поставить на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии с Законом Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з, обязать предоставить земельный участок в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Требование мотивировала тем, что проживает по адресу: <адрес>, состоит в браке, имеет ребенка ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенок является инвалидом детства. Истица полагает, что если для реализации права получения земельного участка в собственность в соответствии с Законом Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з имелась необходимость постановки на учет в качестве нуждающихся, то администрация г. Переславля-Залесского обязана была провести процедуру признания и постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях истицы и членов ее семьи. Обжалуемые постановление и решение комиссии не позволяет истице реализовать свое право на получение земельного участка в рамках Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения - об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав возражения представителя администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области по доверенности Х. на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене принятого судом решения.
С выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований судебная коллегия соглашается, считает их правильными, соответствующими материалам дела и закону.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в случаях, если граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В силу ч. 1 ст. 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частей 2, 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В силу абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с п. 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Пунктами 17, 18 указанных Правил предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Исходя из приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет. Указанная позиция отражена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014 года.
Из материалов дела следует, что Ш. в администрацию г. Переславля-Залесского Ярославской области было подано заявление о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий без постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (<данные изъяты>).
Поскольку истица и члены ее семьи в соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий без постановки на соответствующий учет, то в соответствии с вышеизложенными положениями Закона Ярославской области N 22-з это не дает истице право на предоставление ей земельного участка бесплатно.
Таким образом, оснований для признания постановления администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N не имеется, поэтому отсутствуют основания и для признания решения комиссии по предварительному согласованию выделения земельных участков при Администрации города Переславля-Залесского от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным.
Вывод суда о том, что семья истицы для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях должна быть признана малоимущей, постановлен с нарушением норм материального права, но на правильность решения в целом не повлиял.
На основании изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу представителя Ш. по доверенности К. на решение Переславского районного суда Ярославской области от 11 сентября 2014 года оставить без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)