Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 15.07.2015 N 33-10880/2015 ПО ДЕЛУ N 2-112/2015

Требование: Об оспаривании отказа в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, обязании произвести регистрацию.

Разделы:
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Победитель аукциона ссылается на отказ заинтересованного лица в приватизации имущества по причине несоответствия порядка приобретения имущества требованиям закона.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. N 33-10880/2015


Судья: Кузьмина О.В.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бутковой Н.А.
судей Стаховой Т.М., Бакуменко Т.Н.
при секретаре Ч.
рассмотрела в судебном заседании 15 июля 2015 года гражданское дело N 2-112/15 по апелляционной жалобе П. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2015 года по заявлению П. об оспаривании отказа Лужского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в государственной регистрации права на недвижимое имущество, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя П. Б.Д.; представителя Управления Росреестра по Ленинградской области Б.Н.; представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Б.А.; представителей ООО "ФинКонсалт" С.С. и С.О., изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда

установила:

П. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Лужского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество - нежилое здание котельной N <...> и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>; обязать заинтересованное лицо произвести государственную регистрацию перехода права собственности названных объектов недвижимости.
В обоснование требований заявитель указал, что администрацией Лужского городского поселения проведен открытый аукцион по продаже вышеуказанных объектов недвижимости. По результатам данного аукциона он признан победителем, между ним и администрацией Лужского городского поселения заключен договор купли-продажи в отношении названного имущества N <...> от <дата>, нежилое здание и земельный участок переданы заявителю по акту приема-передачи от <дата>. Для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на имущество заявитель обратился в Лужский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области, однако <дата> в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество было отказано на том основании, что избранный администрацией Лужского городского поселения способ приватизации муниципального имущества не соответствует закону. Данный отказ заинтересованного лица заявитель считает незаконным, полагая, что выбор способа приватизации муниципального имущества находится в исключительной компетенции органов местного самоуправления, проведенный аукцион не признан недействительным в установленном законом порядке, заключение договора купли-продажи законно, отказ в государственной регистрации перехода права собственности на названное выше недвижимое имущество может привести к срыву отопительного сезона.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 17.03.15 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции неявившиеся лица извещены, доказательств уважительности причин неявки не представили. Согласно ст. ст. 257, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 17.03.15, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено, что <дата> администрацией <...> проведен открытый аукцион на право заключения договора купли-продажи нежилого здания котельной N <...> и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, о чем составлен протокол N <...> от <дата>.
По результатам проведения названного аукциона, покупателем данного имущества признан П.
<дата> между Муниципальным образованием <...> и П. заключен договор купли-продажи N <...> муниципального имущества: нежилого здания котельной N <...> и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Указанное имущество передано П. по акту приема-передачи от <дата>.
Представитель Муниципального образования <...> и П. в лице своего представителя обратились в Лужский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области с заявлением, в котором просили осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на нежилое здание котельной N <...> и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
На основании положений п. п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.97 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Лужским отделом Управления Росреестра по Ленинградской области государственная регистрация перехода права собственности на указанное недвижимое имущество приостановлена со ссылкой на то, что избранный способ приватизации муниципального имущества не соответствует положениям Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.01 "О приватизации государственного и муниципального имущества"; в приложении к договору указан адрес котельной: <адрес>, однако предметом договора является котельная, расположенная по адресу: <адрес>; не подтверждено право собственности муниципального образования <...> на отчуждаемое имущество котельной; не представлен договор аренды N <...> от <дата>, заключенный между Муниципальным образованием <...> и ООО <...>. О приостановлении государственной регистрации Лужским отделом Управления Росреестра по Ленинградской области в адрес муниципального образования <...> и П. направлено уведомление N <...> от <дата>, предложено в срок до <дата> привести указанные документы в соответствие с действующим законодательством.
<дата> Лужским отделом Управления Росреестра по Ленинградской области вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации перехода права собственности, поскольку названные выше недостатки не были устранены.
В силу положений п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно положениям ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
На основании положений ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 27.07.10 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" источник тепловой энергии - это устройство, предназначенное для производства тепловой энергии. Часть 5.1 указанной статьи определяет понятие объектов теплоснабжения как источников тепловой энергии, тепловых сетей или их совокупности. Система теплоснабжения, согласно ч. 14 названной статьи - это совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
Согласно ч. 1 ст. 30.1 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).
Условием эксплуатационных обязательств в отношении указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества является обязанность поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг, за исключением случаев, если прекращение или приостановление предоставления потребителям товаров, услуг предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 названной статьи).
В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом. Ограничениями могут являться: обязанность использовать приобретенное в порядке приватизации государственное или муниципальное имущество по определенному назначению, в том числе объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения; обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, - обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения; иные обязанности, предусмотренные федеральным законом или в установленном им порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных П. требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Закона от 21.12.01. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пришел к выводу о том, что поскольку в отношении недвижимого имущества - нежилого здания котельной N <...> и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, установлено обременение в виде условия эксплуатационных обязательств (п. 8.1 договора купли-продажи от <дата>), а также ограничение использования имущества по целевому назначению (п. 4.1.5 договора купли-продажи от <дата>), названное недвижимое имущество не подлежало приватизации путем проведения аукциона.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу, их тщательном исследовании и оценке совокупности имеющихся в деле доказательств.
Поскольку в соответствии с приведенными выше нормами действующего законодательства при проведении приватизации здания котельной N <...>, расположенной по адресу: <адрес>, должно сохраняться его назначение как объекта теплоснабжения, а также соблюдаться ряд условий эксплуатационных обязательств в отношении названного имущества, проведение приватизации путем продажи его с аукциона не основано на законе.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)