Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2748/13

Требование: О признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: На момент предоставления истцу комнаты жилой дом относился к специализированному жилищному фонду, имел статус общежития, на праве оперативного управления закреплен за работодателем истца. Однако спорное жилое помещение было исключено из специализированного жилищного фонда и включено в жилищный фонд социального использования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу N 33-2748/13


Председательствующий: Андреева В.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Крицкой О.В.,
судей областного суда: Кутыревой О.М., Утенко Р.В.,
при секретаре судебного заседания М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе Т. на решение Советского районного суда г. Омска от 18 февраля 2013 г., которым постановлено:
"В иске Т. к Министерству имущественных отношений Омской области, КУ Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" о признании права пользования жилым помещением по адресу... на условиях договора социального найма и признании права собственности в порядке приватизации отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Утенко Р.В., судебная коллегия

установила:

Т. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Омской области и Казенному учреждению Омской области "Центру учета и содержания собственности Омской области" (КУ "ЦУС"), указав, что на основании решения КУ "ЦУС" от 02 мая 2012 г. ей было предоставлено для проживания изолированное жилое помещение...с заключением договора найма данного помещения. На момент предоставления указанной комнаты жилой дом относился к специализированному жилищному фонду Омской области, имел статус общежития и на праве оперативного управления закреплен за КУ "ЦУС", однако распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области N 1095-р от 24 июля 2012 г. спорное жилое помещение было исключено из специализированного жилищного фонда и включено в жилищный фонд социального использования Омской области. В связи с изменением правовых оснований пользования такими помещениями, заявитель просила Министерству имущественных отношений Омской области о заключении с ней договора социального найма, однако получила отказ. Истец просила признать за ней право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.
В судебном заседании Т. поддержала исковые требования, пояснила, что состоит в трудовых отношениях с КУ "ЦУС". До предоставления комнаты в общежитии проживала по адресу...., с мужем и сыном. В мае 2012 года ей предоставлена комната в общежитии, где она и зарегистрирована. 1 октября 2012 года брак с мужем расторгнут. Сын проживает с отцом и зарегистрирован в квартире отца. На учете в качестве нуждающегося в жилом помещении истец не состоит, право на приватизацию ею не использовалось.
Представитель КУ "ЦУС" Ш. вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области С.В.Ю. иск не признал и пояснил, что в сентябре 2012 года истцу было обоснованно отказано в заключении с ней договора социального найма спорного помещения, поскольку жилое помещение ей предоставлено в общежитии для временного проживания.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Т. просит отменить решение суда, повторяя доводы о законности вселения в спорное жилое помещение, бессрочный характер заключенного с ней договора найма жилого помещения и относимость комнаты к фонду социального использования. При вынесении решения суд не применил нормы главы 8 ЖК РФ и ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса российской Федерации".
В судебном заседании Т. и ее представитель З. поддержали доводы жалобы.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области С.В.Ю. просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель КУ "ЦУС" Г. указала, что помещение было предоставлено истцу во временное пользование на законном основании, однако права на постоянное пользование спорной комнатой на условиях социального найма не возникло.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства
Согласно положениям пп. 10 п. 9.2.1 Указа Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 года N 26 "Об утверждении положения о Министерстве имущественных отношений Омской области" принятие решения о заключении договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области относится к полномочиям Министерства имущественных отношений Омской области.
В соответствии с пп. 2 п. 1 Постановления Правительства Омской области от 4 июля 2005 года N 74-п "Об отдельных функциях казенного учреждения Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области", Казенному учреждению Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" поручено от имени Омской области осуществлять функции по заключению договоров социального найма жилых помещений, находящихся в казне Омской области, на основании решений Министерства имущественных отношений Омской области или вступивших в законную силу решений суда.
Порядок предоставления помещений в служебных жилых помещениях, в общежитиях установлен Постановлением Правительства Омской области от 12 июля 2006 года N 91-п.
Пункт 6 названного постановления определяет, что под гражданами, нуждающимися в служебном жилом помещении специализированного жилищного фонда Омской области, понимаются граждане, которые (члены семьи которых) не имеют в населенном пункте по месту службы (работы) жилых помещений на праве собственности и (или) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма.
Судом установлено, что на основании решения от 02 мая 2012 года ГУ "ЦУС Омской области" Т. предоставлено для проживания на период работы в БУ "ЦУС" жилое помещение специализированного жилищного фонда (общежитие) по адресу:.... В тот же день с истцом был заключен договор найма жилого помещения, в котором оговаривался временный характер проживания Т. в период нахождения в трудовых отношениях.
Распоряжением от 24.07.2012 года N 1095-р комната..., предоставленная истцу, исключена из специализированного жилищного фонда Омской области и включена в жилищный фонд социального использования Омской области.
Т. обратилась в Министерство имущественных отношений Омской области с заявлением о заключении с ней договора социального найма, однако в заключение такого договора письмом от 24.09.2012 г. ей было отказано.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании за ней спорного жилого помещения на условиях социального найма, суд первой инстанции указал на отсутствие нуждаемости истца в предоставлении ей жилого помещения на указанных условиях в период возникновения спорных правоотношений, неприменимость к сложившимся правоотношениям ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации".
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
Пунктом 1 постановления Мэра г. Омска от 6 мая 2005 года N 1 251-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв. м.
В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).
Согласно п. 1 ст. 7 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным или областным законодательством основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
Заключение договора социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования Омской области осуществляется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Омской области либо государственным унитарным предприятием Омской области или государственным учреждением Омской области на основании решения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти Омской области или вступившего в законную силу решения суда (п. 2 ст. 7).
Жилые помещения жилищного фонда социального использования Омской области по договорам социального найма предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", в порядке, установленном федеральным и областным законодательством (п. 3 ст. 7).
С учетом приведенных выше норм права, доводы жалобы о том, что к истцу, как лицу, вселенному в общежитие на законных основаниях, не могут быть применимы правоотношения, как к лицу изначально претендующему на предоставление жилого помещения по договору социального найма, подлежат отклонению.
На момент предоставления спорной квартиры истцу последняя была зарегистрирована и имела право пользования квартирой.... В суде первой инстанции истцом даны показания о нахождении в собственности члена ее семьи(супруга) указанной квартиры, в связи с чем истец не относилась к числу лиц, нуждающихся в предоставлении им служебного помещения по смыслу п. 6 Порядка предоставления помещений в служебных жилых помещениях, в общежитиях, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 12 июля 2006 г. Истцом не представлено доказательств того, что она является лицом, которое в соответствии с Федеральными законами, законодательством субъекта Российской Федерации, вправе претендовать на заключение с ней договора социального найма. Не представлено сведений и том, что истец и члены ее семьи не обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Снятие с комнаты статуса специализированного жилого помещения (общежития), не влечет автоматически для него возникновения права пользования им по договору социального найма.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Спорное помещение не принадлежало государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, как находилось так и находится в собственности Омской области, в связи с чем ссылки апеллянта на возникновение у истца права пользования на условиях социального найма в силу прямого указания данной нормы основаны на неверном толковании законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к указанию на то, что суд не оценил тех или иных обстоятельств, о неверности решения суда не свидетельствуют, поскольку юридически значимые для рассмотрения спора по существу обстоятельства были установлены судом верно. Ссылка апеллянта на сложившуюся судебную практику ввиду ее общего характера не свидетельствует о неправильном применении норм права в конкретном споре.
Приведенная судом ссылка на ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" носит общий характер, не является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Указание апеллянта на необходимость защиты ее права исходя из презумпции в силу ст. 10 ГК РФ добросовестности ее действий не опровергает выводов суда об отсутствии оснований для признания за истцом права пользования спорным помещением на условиях социального найма. Обстоятельства же предоставления комнаты истцу (произведенного с учетом предоставленных ею документов) при фактическом отсутствии доказательств нуждаемости в специализированном помещении ввиду обеспеченности жилым помещением в качестве члена семьи собственника помещения, расторжение брака перед фактически тот же период с обращениями о признании за ней прав пользования помещением на условиях социального найма во всяком случае не дают безусловных оснований для вывода о заведомой добросовестности действий истца.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда по существу не опровергают, а направлены на иное истолкование закона и направлены на иное толкование закона.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Омска от 18 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)