Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.12.2012 ПО ДЕЛУ N 3-134-12

Разделы:
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2012 г. по делу N 3-134-12


Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Федоркевич С.З.,
при секретаре судебного заседания М.,
при участии прокурора Иркутской областной прокуратуры Мещеряковой М.В., заявителя Т., представителя Законодательного собрания Иркутской области Ц., представителя Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия в части Закона Иркутской области от 13 июля 2011 года N 57-оз "О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Иркутской области",
установил:

Т. обратился в суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия отдельных положений статей 3 и 4 Закона Иркутской области от 13 июля 2011 года N 57-оз "О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Иркутской области", ссылаясь на то, что они противоречат части 1 статьи 3, пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральному закону от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Оспариваемыми положениями пункта 10 части 2 статьи 3 Закона Иркутской области N 57-оз в перечень документов, прилагаемых гражданами к заявлению о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, поданному в уполномоченный орган, включено обязательство об освобождении и сдаче жилого помещения, используемого по договору социального найма, органу, предоставившему им это жилое помещение или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность по форме, установленной уполномоченным органом (в случае, если гражданин проживает на основании договора социального найма в жилом помещении, находящимся в государственном или муниципальном жилищных фондах и (или) жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности).
Пунктом 1 части 3 статьи 4 вышеуказанного областного закона в перечень документов для предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в случае использования гражданином социальной выплаты для приобретения жилого помещения, дополнительно включен договор купли-продажи приобретаемого жилого помещения, зарегистрированный в установленном законодательством порядке.
Заявитель Т. мотивирует нарушение своих прав тем, что при увольнении с военной службы сдал Министерству обороны жилое помещение, в котором проживал совместно с членами его семьи в период военной службы, в связи с чем был "дата обезличена" поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жильем по избранному месту жительства в г. Иркутске. В силу оспариваемых положений областного закона для реализации права на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения он должен вторично сдать жилое помещение, занимаемое в настоящее время по договору социального найма, в которое был вселен с членами его семьи после увольнения с военной службы своими родителями.
Утверждает, что единовременная денежная выплата должна предоставляться до заключения договора купли-продажи. Включение оспариваемыми положениями статьи 4 областного закона в перечень дополнительных документов для получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения договора купли-продажи жилого помещения, зарегистрированного в установленном законодательством порядке, создает препятствия в реализации права на обеспечение жильем, поскольку, по сути, установило компенсационный характер данной выплаты.
По мнению заявителя, субъект Российской Федерации при принятии вышеуказанных норм областного закона превысил свою компетенцию.
В судебном заседании Т. заявленные требования поддержал.
Представитель Законодательного собрания Иркутской области Ц., представитель Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области К. возражали против удовлетворения заявления Т.
Выслушав личные пояснения участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Пунктами "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с пунктом 14 указанной статьи обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В силу статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 21 Устава Иркутской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15 апреля 2009 года N 9/5-ЗС, Законы Иркутской области являются основным видом правовых актов Иркутской области, посредством которых осуществляется правовое регулирование реализации полномочий Иркутской области как субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов гражданского дела, постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 29 июня 2011 года N 34/13-ЗС принят Закон Иркутской области от 13 июля 2011 года N 57-оз "О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Иркутской области".
Данным законом определен порядок предоставления отдельным категориям граждан, в том числе военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Закон Иркутской области от 13 июля 2011 года N 57-оз подписан Губернатором Иркутской области и опубликован в газете "Областная" N 78(804) от 18 июля 2011 года.
В последующем в указанный Закон в установленном порядке были внесены дополнения и изменения Законами Иркутской области от 7 июня 2012 года N 48-оз и от 4 июля 2012 года N 76-оз.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят управомоченным лицом в установленной законодательством форме.
Оспариваемым заявителем пунктом 10 части 2 статьи 3 Закона Иркутской области от 13 июля 2011 года N 57-оз определено, что к заявлению о предоставлении жилого помещения гражданином прилагается обязательство об освобождении и сдаче жилого помещения, используемого по договору социального найма (договору найма), органу, предоставившему им это жилое помещение, или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность по форме, установленной уполномоченным органом (в случае, если гражданин проживает на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, и (или) жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности). При этом каждая страница обязательства подписывается должностным лицом уполномоченного органа и гражданином.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 4 Закона Иркутской области от 13 июля 2011 года N 57-оз, также оспариваемому заявителем, для предоставления гражданам единовременной денежной выплаты дополнительно к документам, указанным в части 2 статьи 3, представляется договор купли-продажи жилого помещения, зарегистрированный в установленном законодательством порядке.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Т. в период с "дата обезличена" проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах, имеет продолжительность военной службы свыше "данные обезличены" и был уволен в запас по ограниченному состоянию здоровья.
При увольнении в запас Т. сдал занимаемую им в период прохождения военной службы двухкомнатную квартиру Министерству обороны Российской Федерации.
Распоряжением председателя Комитета по управлению Октябрьским округом от "дата обезличена" "номер обезличен" Т. с семьей из 4 человек по ходатайству Октябрьского военного комиссариата включен в общий список - список офицеров запаса, нуждающихся в обеспечении жильем (т. 2, л.д. 8).
Согласно письму заместителя министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области от "дата обезличена" "номер обезличен" Т. отказано приказом Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области от "дата обезличена" "номер обезличен" "Об обеспечении жилыми помещениями" в обеспечении жилым помещением в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с неполным представлением документов, указанных в части 2 статьи 3 Закона Иркутской области N 57-оз - обязательства об освобождении и сдаче жилого помещения (т. 2, л.д. 24).
Суд проанализировал содержание оспариваемого закона на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе статье 15 Федерального закона 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и не установил противоречия закона названным нормам права.
Статьей 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" полномочия Российской Федерации по обеспечению граждан жилыми помещениями и определение порядка предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения переданы субъектам Российской Федерации.
Федеральными органами государственной власти определяется лишь порядок расходования и учета средств, передаваемых субъектам Российской Федерации для реализации указанных выше полномочий.
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе и обязаны осуществлять собственное правовое регулирование социальных мер по предоставлению отдельным категориям граждан жилых помещений и единовременной денежной выплаты на их приобретение или строительство и определять в том числе порядок оказания такой поддержки.
Приняв оспариваемый нормативный правовой акт и определив порядок предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений путем передачи жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, органы государственной власти Иркутской области осуществили правовое регулирование в пределах имеющихся у них полномочий.
Доводы заявителя о несоответствии оспариваемого положения статьи 3 областного Закона N 57-оз федеральному законодательству подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
Так, пункт 10 части 2 статьи 3 оспариваемого нормативного правового акта полностью соответствует пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", фактически устанавливающему, что одним из условий обеспечения военнослужащих - граждан жилым помещением, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов, является сдача ими жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по прежнему месту жительства при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласуется эта норма закона Иркутской области и с требованиями жилищного законодательства, предписывающими, что в случае предоставления жилья от органов государственной власти или органа местного самоуправления, вопрос обеспеченности жильем разрешается исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, имеющихся у гражданина и (или) членов его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ), а также содержащими указание о том, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (ч. 7 ст. 57 ЖК РФ).
Пунктом 16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, также установлено, что в случае, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
Из указанного следует, что положения статьи 3 Закона Иркутской области N 57-оз лишь конкретизировали перечень документов, прилагаемых гражданами к заявлению о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, поданному в уполномоченный орган, исходя из установленной федеральным законодательством обязанности по освобождению и сдаче жилого помещения, используемого по договору социального найма, органу, предоставившему им это жилое помещение, или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность по форме, в связи с чем у суда отсутствуют основания для признания данной нормы недействующей.
Ссылка заявителя Т. на то, что он при увольнении с военной службы сдал занимаемое в период военной службы жилое помещение Министерству обороны Российской Федерации и оспариваемое положение областного закона обязывает его вторично сдать жилое помещение, занимаемое по договору найма, не влияет на выводы суда о соответствии оспариваемой нормы федеральному законодательству и, по сути, свидетельствует о наличии между заявителем и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации спора о защите конкретного права, подлежащего рассмотрению в исковом порядке.
Не нашли своего подтверждения в судебном заседании и доводы заявителя о несоответствии федеральному законодательству оспариваемого положения статьи 4 областного Закона N 57-оз.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона N 342-ФЗ финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий производится за счет субвенций. Общий объем субвенций определяется по утвержденной Правительством Российской Федерации методике расчета исходя из численности граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом N 342-ФЗ, общей площади жилых помещений, которыми должны быть обеспечены указанные граждане, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для каждого субъекта Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Включение пунктом 1 части 3 статьи 4 оспариваемого областного закона в перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, договора купли-продажи жилого помещения, зарегистрированного в установленном законом порядке, осуществлено органами государственной власти субъекта в целях недопущения фактов нецелевого использования бюджетных средств в пределах полномочий, переданных им Российской Федерацией, следовательно, прав заявителя на обеспечение жилым помещением не нарушают.
Доводы заявителя о том, что введение оспариваемой нормой областного закона условия о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья лишь при наличии договора купли-продажи приобретаемого жилого помещения, зарегистрированного в установленном порядке, означает компенсационный характер единовременной денежной выплаты, суд признает несостоятельными.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора, в том числе о сроках и порядке внесения покупной цены за товар, в договоре купли-продажи жилого помещения определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В действующем законодательстве отсутствуют предписания об условиях оплаты товара в договоре купли-продажи жилого помещения.
Из указанного следует, что предварительная уплата покупной цены по договору купли-продажи жилого помещения не является обязательным условием заключения и государственной регистрации такого договора.
Следовательно, предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья после представления договора купли-продажи жилого помещения не носит компенсационный характер.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Законодательного Собрания Иркутской области и не нарушают права заявителя, заявление Т. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

В удовлетворении заявления Т. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия в части Закона Иркутской области от 13 июля 2011 года N 57-оз "О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Иркутской области" отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Судья
С.З.ФЕДОРКЕВИЧ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)