Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2723/2015

Требование: О признании права пользования жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, заключении договора найма служебного жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцам отказано в заключении договора социального найма в отношении квартиры, предоставленной им для проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2015 г. по делу N 33-2723/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Жельнио Е.С.,
судей: Аноприенко К.С., Шиловой О.М.,
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 мая 2015 года гражданское дело по иску П.Е., П.М., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к муниципальному образованию городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре", Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, П.С. о признании права пользования жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, заключении договора найма служебного жилого помещения по апелляционной жалобе ответчика администрации города Комсомольска-на-Амуре" на решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 января 2015 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., судебная коллегия

установила:

П.Е., П.М., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратились в суд с иском к муниципальному образованию городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре" о признании права пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>, заключении договора социального найма жилого помещения.
В обоснование требований указали, что истец П.М. с ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу, с ДД.ММ.ГГГГ - в войсковой части 45505, в ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в ФГКУ "Востокрегионжилье" в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, зарегистрирован при войсковой части 45505. На основании решения ФГКУ "Востокрегионжилье" от 07.02.2013 года командованием войсковой части 45505 истцам была предоставлена указанная квартира, в которую они вселились в ДД.ММ.ГГГГ и проживают до настоящего времени. Ранее в ней проживал военнослужащий ФИО2 с семьей. Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре в заключении договора социального найма истцам отказано.
В ходе рассмотрения дела истцы изменили исковые требования, просили признать за ними право пользования указанным жилым помещением, и возложить на муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации г. Комсомольск-на-Амуре обязанность заключить с ними договор найма служебного жилого помещения.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России), П.С., в качестве третьих лиц привлечена войсковая часть 45505, Министерство образования и науки Хабаровского края.
Решением Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 января 2015 года исковые требования П.Е., П.М., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1 удовлетворены, постановлено: признать за П.Е., П.М., ФИО1 право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>, заключить с П.М., П.Е. с учетом ФИО1 договор найма служебного жилого помещения, расположенного по указанному адресу.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права. Указывает, что спорное жилое помещение в соответствии с Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 22.02.2012 г. N 515-па "О служебных жилых помещениях" не включено в перечень служебных жилых помещений и относится к муниципальному жилищному фонду. Поскольку гарантия о занятии освободившихся после военнослужащих жилых помещений другими военнослужащими установлена ч. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в рамках реализации полномочий федеральных органов государственной власти, обязанность по ее исполнению лежит также на федеральных органах государственной власти. Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 20.02.2012 г. N 493-па "Об утверждении положения о предоставлении служебных жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в г. Комсомольске-на-Амуре" предусмотрена возможность предоставления служебных жилых помещений военнослужащим, проходящим службу в Комсомольском-на-Амуре военном гарнизоне, при этом ФГКУ "Востокрегионжилье" в ходатайстве о предоставлении жилого помещения должно указывать военнослужащего, имеющего право на жилое помещение (подп. а п. 4), а не требовать предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда, тем самым вмешиваясь в деятельность органа местного самоуправления.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
С учетом положений ч. ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, П.М. и П.Е. состоят в браке, от которого имеют сына ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения.
П.М. проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. С ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу в войсковой части 45505.
Решением жилищной комиссии войсковой части 45505 от 07.02.2014 года П.М. на состав семьи: супругу П.Е., сына ФИО1 предоставлена квартира, расположенная по <адрес>, освободившаяся в связи с выездом из нее военнослужащего ФИО2. ФИО2 и члены его семьи пользовались спорным жилым помещением на основании решения жилищной комиссии войсковой части 45505, ордера на служебное жилое помещение N от ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем, постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22.02.2012 г. N 515-па спорное жилое помещение не было включено в состав специализированного жилищного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ Г. был выдан ордер N на спорную квартиру на основании распоряжения администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10.02.2005 г. N 251-ра в соответствии со ст. 46 ЖК РСФСР.
Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края N от 16.10.2014 г. указанная квартира была предоставлена по договору социального найма П.С., затем, на основании постановления администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края N от 31.12.2014 г. ей была предоставлена по договору социального найма квартира, расположенная по <адрес>.
Вместе с тем распоряжение органа местного самоуправления о снятии со спорной квартиры статуса служебного жилого помещения в материалы дела представлено не было.
В настоящее время истцы проживают в спорной квартире в порядке повторного заселения жилого помещения, освободившегося в связи с выездом из него военнослужащего, что подтверждается актом сдачи (приемки) жилого помещения от 10.02.2014 г..
Администрация г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края отказалась предоставить П.М. спорное жилое помещение по договору найма служебного жилого помещения в рамках оказания муниципальной услуги "Оформление разрешения на вселение в муниципальные жилые помещения специализированного жилищного фонда", ссылаясь на то, что спорное жилое помещение не относится к специализированному муниципальному фонду.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь ч. 1 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 4, ч. ч. 3, 4 ст. 4 ЖК РФ, ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", исходил из того, что реализация права военнослужащего на жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному либо муниципальному жилищному фонду. Поскольку законом определен специальный порядок предоставления военнослужащим жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими, в том числе помещений, находящихся в муниципальной собственности, решение о предоставлении жилого помещения военнослужащему определяет и правовой режим его использования. П.М. является военнослужащим, спорное жилое помещение было предоставлено ему с соблюдением установленного порядка и условий предоставления жилых помещений по договору специализированного найма, предусмотренных жилищным законодательством, Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, доводы сторон, а также представленные ими доказательства.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для предоставления истцам спорной квартиры по договору найма служебного жилого помещения, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку Федеральным законом "О статусе военнослужащих" закреплен особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускающий возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом на другое место жительства. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими, другим военнослужащим и членам их семей, положения п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, при этом право органа местного самоуправления на распоряжение муниципальной собственностью не нарушается.
При разрешении спора, судом первой инстанции правильно применен закон, подлежащий применению, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела и подлежащие доказыванию каждой из сторон, доводам сторон и представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на неправильном толковании норм материального права, были предметом рассмотрения суда и им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Вместе с тем, решение суда подлежит изменению, поскольку, удовлетворив исковые требования Пеньковых к муниципальному образованию городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в части возложения обязанности заключить с истцами договор найма служебного жилого помещения, суд в резолютивной части решения не указал, что данная обязанность подлежит возложению на ответчика муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 января 2015 года по делу по иску П.Е., П.М., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к муниципальному образованию городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре", Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, П.С. изменить, указав в резолютивной части решения Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 января 2015 года: обязать Муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре" заключить с П.Е., П.М., с учетом интересов ФИО1 договор найма служебного жилого помещения, расположенного по <адрес>.
В остальной части решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 января 2015 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу администрации города Комсомольска-на-Амуре оставить без удовлетворения.

Председательствующий
Е.С.ЖЕЛЬНИО

Судьи
К.В.АНОПРИЕНКО
О.М.ШИЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)