Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6264/2014

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2014 г. по делу N 33-6264/2014


Судья Панкратова Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Акининой О.А.,
судей: Евдокименко А.А., Ефремовой Л.Н.,
с участием прокурора Кушнирчук А.И.,
при секретаре Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя мэрии г.о. Тольятти Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 05 мая 2014 г., которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить П. на состав семьи один человек благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение по договору найма в г. <адрес> из специализированного жилищного фонда, по установленным нормам предоставления жилой площади, действующим на момент предоставления жилья".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей оставить решение суда без изменения,
суд апелляционной инстанции

установил:

Истец - прокурор Автозаводского района г. Тольятти Самарской области в интересах П. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) - обратился (ДД.ММ.ГГГГ.) в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти Самарской области о предоставлении жилого помещения.
П. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
ДД.ММ.ГГГГ решением <адрес> районного народного суда <адрес> области, П. отобран у матери ФИО1 в порядке ст. 65 КоБС РСФСР без лишения ее родительских прав.
ДД.ММ.ГГГГ решением <адрес> городского суда <адрес> области, П. признан оставшимся без попечения родителей.
Постановлением администрации <адрес> района <адрес> области N от ДД.ММ.ГГГГ г., П. помещен в детский дом.
С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ П. являлся воспитанником школы - интерната N <адрес>, и находился на полном государственном обеспечении.
П. не имеет закрепленного жилья.
Постановлением администрации <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ., П. включен в Список очередности на получение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ. П. обратилась к И.о. прокурора Автозаводского района г. Тольятти с заявлением, чтобы прокурор в его интересах обратился в суд с иском об обязании мэрию предоставить ему жилье.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ г., П. включен в Список очередности на получение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда с составом семьи 1 человек, однако до настоящего времени П. жильем не обеспечен.
Прокурор просил суд обязать ответчика предоставить П. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, составом семьи 1 человек.
Ответчик иск не признал, утверждая, что предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии с очередностью для указанной категории лиц, в зависимости от времени принятия их на учет.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представителем мэрии г.о. Тольятти ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об отказе в иске.
Суд апелляционной инстанции приходит к заключению, что возможно рассмотрение дела по апелляционной жалобе представителя мэрии г.о. Тольятти Самарской области в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
На основании ст. 6 ФЗ РФ N 189 от 29.12.2004 г. "О введении в действие ЖК РФ" с 01 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
На основании ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. (в редакции от 29.02.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленным законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения или полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (в редакции от 02.07.2013 г.).
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД (в редакции от 10.04.2013 г.) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" финансовое обеспечение переданных органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включить в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Постановлением Правительства РФ "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии со ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД (в редакции от 10.04.2013 г.) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности по достижении совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, смотавшихся без попечения родителей. А также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраст 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что истец П. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ решением <адрес> районного народного суда <адрес> области, П. в порядке ст. 65 КоБС РСФСР отобран у своей матери ФИО1 без лишения ее родительских прав.
ДД.ММ.ГГГГ. решением <адрес> городского суда <адрес> области, П. признан оставшимся без попечения родителей.
П. помещен в детский дом.
Постановлением администрации <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ. N П. включен в Список очередности на получение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С ДД.ММ.ГГГГ. П. зачислен в число воспитанников Государственного бюджетного специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат г.<адрес> области (ранее школа-интернат N <адрес>) на полное государственное обеспечение, что подтверждается Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ г.
В данном Государственном образовательном учреждении П. обучался с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ г.
С ДД.ММ.ГГГГ. П. отчислен из числа воспитанников детского дома, в связи с отбытием наказания в местах лишения свободы по приговору суда, что подтверждается Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ г.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ П. отбывал наказание в ФКУ ИК - N ГУФСИН России по <адрес> области.
ДД.ММ.ГГГГ П. освобожден из ФКУ Исправительной колонии N ГУФСИН России по <адрес> области по отбытию срока наказания, что подтверждается справкой N.
Истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>.
По указанному адресу зарегистрированы:
- - П. (истец);
- - ФИО2 (знакомая), что подтверждается выпиской из поквартирной карточки.
П. не имеет в собственности жилое помещение, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ., выданной МИ "Инвентаризатор" и уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ. N, П. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с составом семьи 1 человек (как зарегистрированный в Тольяттинском социальном приюте для лиц без определенного места жительства и занятий по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>) - с ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Представитель ответчика не оспаривает, что П. подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда.
Однако до настоящего времени П. жилое помещение не представлено.
Суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде г.о. Тольятти отсутствуют жилые помещения, что поэтому мэрия не имеет возможности предоставить жилое помещение П., суд первой инстанции правильно не принял во внимание, так как данные доводы не являются основанием для отказа в иске, поскольку сам факт отсутствия свободных жилых помещений не может влиять, как на обязанность мэрии обеспечить истца жильем, так и на право истца на получение жилья.
Доводы ответчика о том, что финансовое обеспечение переданных органом местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, а выделенных субвенций для формирования муниципального специализированного жилищного фонда недостаточно, суд первой инстанции также обоснованно не принял во внимание, поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не ставится законом в зависимость от каких-либо обстоятельств.
С учетом изложенного, суд правомерно возложил на мэрию г.о. Тольятти обязанность предоставить П. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее стандартным и техническим требованиям, составом семьи 1 человек.
Решение суда законное и обоснованное, поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая оценка и спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
Доводы апелляционной жалобы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что истцу жилое помещение должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории, не обоснованны, так как данные доводы противоречат вышеприведенным нормам закона; и кроме того, суд первой инстанции не возложил на ответчика обязанность предоставить жилье П. во внеочередном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 05 мая 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя мэрии г.о. Тольятти Самарской области - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)