Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1625(2015)

Требование: О признании права на улучшение жилищных условий и постановке на жилищный учет.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица имеет право на социальную поддержку как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, но ей необоснованно отказано в принятии на жилищный учет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу N 33-1625(2015)


Судья Хромина А.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Сидоренковой Е.В.,
Фроловой И.М.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 апреля 2015 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе и.о. главы Советской районной администрации г. Брянска Г. на решение Советского районного суда г. Брянска от 05 февраля 2015 года по иску А. к Советской районной администрации города Брянска о признании права на улучшение жилищных условий и постановке на жилищный учет,

установила:

Представитель Б., действующий в интересах истицы А. по доверенности, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что истица имеет право на соответствующую социальную поддержку на основании ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 (ред. от 21.12.2013) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Истица не имеет в собственности жилых помещений, зарегистрирована и проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности В., на условиях договора найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Предметом договора найма является комната площадью 13 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Советскую районную администрацию с заявлением о постановке на жилищный учет на состав семьи 1 человек, предоставив к заявлению все необходимые сведения и документы. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ею был получен отказ, со ссылкой на решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N). Полагая отказ в принятии на жилищный учет незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы истицы, представитель с учетом уточнений просил суд признать А. нуждающейся в улучшении жилищный условий и обязать ответчика принять ее на жилищный учет.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 05 февраля 2015 года исковые требовании А. к Советской районной администрации города Брянска о признании права на улучшение жилищных условий и постановке на жилищный учет удовлетворены.
А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Советская районная администрация города Брянска обязана принять А. на жилищный учет.
В апелляционной жалобе и.о. главы Советской районной администрации г. Брянска Г. просит об отмене решения суда, полагая законным отказ Советской районной администрации г. Брянска в принятии А. на жилищный учет, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, не предоставляются.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения представителя А. по доверенности Б., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Советскую районную администрацию города Брянска с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении муниципального фонда, предоставляемого по договору социального найма, с составом семьи 1 человек.
Распоряжением Советской районной администрации г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, п. "б" ст. 6 Закона Брянской области от 09.06.2006 г. N 37-З "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области, на основании протокола заседания жилищной комиссии районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ N, заявления и представленных документов, А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ истице был дан ответ из Советской районной администрации города Брянска от ДД.ММ.ГГГГ N, из содержания которого следовало, что в ст. 13 Закона от 15.05.1991 г. N 1244-1 содержится перечень категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, имеющих право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, в котором такая категория граждан, как "постоянно проживавший в зоне проживания с правом на отселение" отсутствует. Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в ст. 7 указанного Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 указанного Закона (возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения), не предоставляются. Поскольку период проживания А. в зоне проживания с правом на отселение начался после 01.01.1994 г. она не имеет права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан".
Суд постановил обжалуемое решение, так как пришел к выводу, что отказ в принятии истицы на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий необоснован. Истица нуждается в улучшении жилищных условий и вправе состоять на жилищном учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с исполнением Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на представленных доказательствах и соответствуют нормам права, подлежащим применению в данном случае.
В силу п. 6 ст. 13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" от 15.05.1991 г., с последующими изменениями и дополнениями, гражданам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения предусмотренные пунктами 3 - 12 части 1 статьи 14 и пунктами 2 и 3 части 1 статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части 1 статьи 14, пунктом 2 части 1 и пунктом 2 части 3 статьи 15 настоящего Закона.
Кроме того, им гарантируется (п. 7 ст. 17) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством РФ, один раз.
Согласно удостоверению серии АК N, выданному ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры Брянской области, А. имеет статус лица, добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение, где проживала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1.
Также истица имеет удостоверения: выехавшего добровольно из зоны отселения (сер. АК N от ДД.ММ.ГГГГ), проживающего в зоне проживания с правом на отселение (сер. АГ N от ДД.ММ.ГГГГ), постоянно проживающего в зоне отселения (сер. АГ N от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истица относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, имеющих право на меры социальной поддержки.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, оговорены законодателем в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Так, в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 3-П пункт 7 статьи 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой установленный его положениями правовой механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с правом на отселение) и вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЭв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), нуждающихся в улучшении жилищных условий, в системе действующего правового регулирования не гарантирует равным образом - вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 января 2005 года или после этой даты) - однократное предоставление жилых помещений всем относящимся к указанным категориям гражданам.
Установлено, что истица А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживала: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в г. Клинцы Брянской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в г. Новозыбкове Брянской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в г. Клинцы. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истца зарегистрирована и проживает в принадлежащей на праве собственности В. <адрес>, на основании договора жилого найма помещения. По условиям договора найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, В. передала А. во владение и пользование принадлежащую ей по праву собственности одну комнату площадью 13 кв. м в квартире, находящейся по адресу: <адрес>, общей площадью 69,6 кв. м, сроком на три года с оплатой 500,0 руб. ежемесячно.
Согласно справки ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от ДД.ММ.ГГГГ N, за А. квартир, индивидуальных домовладений, гаражей, садовых домиков в г. Брянске и Брянской области не значится.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ N, следует, что информация о правах А. на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия соглашается с выводами суда о нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции аргументировал свой вывод о необоснованности отказа в постановке истицы на жилищный учет.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" от 21 марта 2006 г. N 153, с последующими изменениями и дополнениям, установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно ст. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, по мнению судебной коллегии, истец имеет право состоять в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с исполнением Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" (с последующими изменениями и дополнениями) в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Целью данной подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся и жилых помещениях предусмотрены ст. 54 ЖК РФ. Так, в соответствии с п. п. 1 и 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся и жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Перечень оснований, указанных в ст. 54 ЖК РФ, расширительному толковании не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции заявителя в судебном заседании суда первой инстанции, которой дана правильная правовая оценка, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и неправильной оценке фактических обстоятельств, выводов суда не опровергают, следовательно, не могут служить основанием для отмены постановленного решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 05 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий
Т.И.ПАРАМОНОВА

Судьи
облсуда
Е.В.СИДОРЕНКОВА
И.М.ФРОЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)