Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.03.2014 N 33-2673/2014

Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец полагает, что спорная квартира в установленном законом порядке фактически не была отнесена к специализированным жилым помещениям государственного жилищного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 марта 2014 г. N 33-2673/2014


Судья: Глущенко Ю.В.

судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Ивановой О.Д.,
судей: Быстровой М.Г., Макурина В.М.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.Е. к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярский краевой психоневрологический диспансер N 1" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе представителя истицы Т.Е. - М.А.А.,
на решение Канского городского суда Красноярского края от 18 ноября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Т.Е. к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярский краевой психоневрологический диспансер N 1" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать".
Заслушав доклад судьи Макурина В.М., судебная коллегия

установила:

Т.Е. обратилась в суд с иском к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярский краевой психоневрологический диспансер N 1" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Свои требования мотивировала тем, что с 12 июля 2011 года истица проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>. Данная, квартира на основании распоряжения Правительства Красноярского края от 22 апреля 2011 года N 271-р принята в государственную собственность Красноярского края и на основании приказа Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края N 11-1506п закреплена на праве оперативного управления за КГБУЗ "ККПНД N 1". В связи с нуждаемостью истицы в обеспечении жилым помещением, главный врач филиала N 1 КГБУЗ "ККПНД N 1" просил предоставить ей, как сотруднику филиала учреждения, квартиру в г. Канске. 27.06.2011 г. между КГБУЗ "ККПНД N 1" и Т.Е. был заключен договор найма служебного жилого помещения N 04 в отношении указанной квартиры, согласно условиям которого жилье предоставляется Т.Е. в связи с работой для постоянного проживания в нем. Полагает, что спорная квартира в установленном законом порядке фактически не была отнесена к специализированным жилым помещениям государственного жилищного фонда, в том числе к служебным, что свидетельствует о возникновении отношений по пользованию данной квартирой на условиях договора социального найма, поскольку квартира относится к государственному жилищному фонду Красноярского края, истица вселена в нее, зарегистрирована месту жительства и надлежащим образом исполняет обязанности нанимателя по содержанию жилого помещения. Истица просила прекратить право государственной собственности Красноярского края и право оперативного управления краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой психоневрологический диспансер N 1" на спорную квартиру; признать за Т.Е. в порядке приватизации право собственности на указанное жилое помещение.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истицы Т.Е. - М.А.А. просит решение суда отменить и исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на необоснованность выводов суда о том, что спорная квартира является служебным помещением. Спорная квартира действительно находится в государственной собственности, однако никогда не была отнесена к специализированному жилищному фонду; договор найма служебного жилого помещения, заключенный между истицей и КГБУЗ "ККПНД N 1", является ничтожным, поскольку спорная квартира на день заключения с истицей указанного договора, статуса служебного жилья не имела, в связи с чем отношения, существующие между добросовестным истцом и собственником квартиры, возникли на условиях договора социального найма, что дает истице право на получение занимаемого жилья в собственность на условиях закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ".
Проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истицы Т.Е. - М.А.А. поддержавшего доводы жалобы, представителя Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края М.А.А.2, согласной с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу ст. 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется, в том числе, на: жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В силу ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно ст. ст. 92, 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к объективному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Т.Е. исковых требований.
Выводы суда первой инстанции мотивированны, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых видно, что распоряжением Правительства Красноярского края от 22.04.2011 г. года N 271-о принято решение о принятии безвозмездно из муниципальной собственности Красноярского края четырех квартир, в том числе квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края должно было осуществить прием имущества в государственную собственность Красноярского края и закрепить его на праве оперативного управления за краевым государственным бюджетным учреждением "ККПНД N 1".
Согласно акту приема-передачи имущества спорная квартира 29.04.2011 г. передана в государственную собственность Красноярского края.
Из письма министра здравоохранения Красноярского края N 07-11/5/16213 следует, что указанные четыре квартиры планируется отнести к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда края и предоставить их в управление КГБУЗ "ККПНД N 1" для проживания работников филиала N 1 учреждения.
Приказом от 05 августа 2011 года N 11-1506п агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края внесено в реестр государственной; собственности Красноярского края как объект государственной казны Красноярского края и закреплено на праве оперативного управления за КГБУЗ "ККПНД N 1" имущество согласно приложения.
Из приложения к указанному приказу следует, что в состав имущества, подлежащего включению в реестр государственной собственности Красноярского края, включена квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно акту приема-передачи имущества в оперативное управление от 05.08.2011 г. субъект РФ - Красноярский край, в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края передает во исполнение приказа агентства от 05.08.2011 г. N 11-1506п имущество, в том числе квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а КГБУЗ "ККПНД N 1" принимает ее в оперативное управление.
Согласно выписки из реестра государственной собственности Красноярского края от 12.01.2012 г. N 06-61/352 следует, что спорная квартира на основании приказа агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 05.08.2011 г. N 11-1506п находится в собственности Красноярского края и закреплена на праве оперативного управления за КГБУЗ "ККПНД N 1".
Из свидетельства о государственной регистрации права от 19.07.2011 г. следует, что право собственности на квартиру по адресу: Красноярский край, г Канск. мкр-н Солнечный, д. 54/1, кв. 20 зарегистрировано за субъектом РФ - Красноярским краем.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07 августа 2012 года, за КГБУЗ "ККПНД N 1" на праве оперативного управления закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Согласно письмам от 14.12.2010 г. N 2309 и от 22.04.2011 г. N 433 администрация филиала N 1 КГБУЗ "ККПНД N 1" просило диспансер предоставить служебное жилье своим сотрудникам, в том числе главному бухгалтеру Т.Е.
Согласно договору найма служебного жилого помещения от 27 июня 2011 года администрацией КГБУЗ "ККПНД N 1" Т.Е. передано во временное владение и пользование жилое помещение, находящееся в краевой собственности состоящее из квартиры, общей площадью 58,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> для постоянного проживания в нем (п. 1). Пунктом 2 договора предусмотрено, что жилое помещение предоставляется в связи с работой. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: Т.А. (п. 4). Настоящий договор прекращает свое действие с истечением срока трудового договора (п. 18).
На регистрационном учете в спорной квартире с 12.07.2011 г. состоит Т.Е.
Проанализировав вышеприведенные нормы закона, представленные по делу доказательства в их совокупности и отказывая в удовлетворении исковых требований Т.Е., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что хотя спорная квартира на момент ее предоставления истице и не была в установленном законом порядке отнесена к числу служебных, характер возникших между сторонами правовых отношений по пользованию жилым помещением, позволяет сделать вывод о том, что данная квартира не была предоставлена Т.Е. на условиях договора социального найма; заключенный между сторонами договор N 04 от 27 июня 2011 года не может быть признан договором социального найма, так как не был соблюден порядок предоставления спорного жилого помещения, как помещения, предоставляемого по договору социального найма, истица не обращалась в администрацию с заявлением о постановке на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не признавалась малоимущей, решения о предоставлении спорной квартиры истице в порядке очередности, исходя из времени ее принятия на учет, не принималось, наоборот, из текста заключенного истицей договора следует, что жилье ей было представлено во внеочередном порядке, в связи с ее трудовыми отношениями и на период выполнения трудовых обязанностей, после окончания трудового договора, договор найма жилого помещения подлежал прекращению.
Кроме того, с учетом того, что право собственности Красноярского края на спорную квартиру возникло 19.07.2011 г., а право оперативного управления КГБУЗ "ККПНД N 1" (согласно данным государственной регистрации права) 07.08.2012 г., тогда как договор служебного найма жилого помещения с истицей был заключен 27.06.2011 г., то есть до возникновения права собственности Красноярского края и права оперативного управления КГБУЗ "ККПНД N 1", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что договор найма служебного жилого помещения от 27 июня 2011 года был заключен без согласия собственника и на дату заключения договора КГБУЗ "ККПНД N 1" не имело право распоряжаться спорным жилым помещением и заключать вышеуказанный договор, что также влечет отказ в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о ничтожности договора найма служебного жилого помещения от 27 июня 2011 года, в связи с чем истица имеет право на получение занимаемого жилья в собственность на условиях закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", не могут быть приняты во внимание, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о предоставлении истице спорного жилого помещения для постоянного проживания как нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоящей на учете на получение жилья, в материалах дела не имеется и на указанные обстоятельства истица не ссылалась ни в исковом заявлении, ни в процессе рассмотрения дела, а собственник имущества - Красноярский край в лице Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю выразил несогласие на приватизацию истицей спорной квартиры.
Доводы апелляционной жалобы о фактическом проживании истицы в спорной квартире, надлежащем исполнении обязанностей нанимателя по ее содержанию и оплате жилищно-коммунальных услуг, не могут быть приняты во внимание, так как указанные действия не влекут возникновения права истицы на приватизацию спорной квартиры.
Другие доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка судом при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении. Оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Канского городского суда Красноярского края от 18 ноября 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истицы Т.Е. - М.А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Д.ИВАНОВА

Судьи
М.Г.БЫСТРОВА
В.М.МАКУРИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)