Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 04.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4061/2014

Требование: О признании и восстановлении права на получение государственного жилищного сертификата.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец после увольнения с военной службы состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не был обеспечен жилищным сертификатом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2014 г. по делу N 33-4061/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Шиловой О.М.,
судей: Железовского С.И., Моргунова Ю.В.,
при секретаре: В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 июля 2014 года дело по иску Ч. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании и восстановлении права на получение государственного жилищного сертификата по апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 24 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации Д., представителя Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации О., судебная коллегия

установила:

Ч. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России) о признании права на получение государственного жилищного сертификата, о возложении обязанности по восстановлению в списках граждан - участников программы "Жилище" на 2011-2015 года с даты постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат в порядке очередности.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и РФ с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с организационно-штатными мероприятиями уволен с военной службы в запас в 1995 году, выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила <данные изъяты>. На период прохождения военной службы на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ N ему на состав семьи 4 человека было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное в закрытом военном городке "Медведицкий", в котором они проживают по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ Лесозаводской КЭЧ Минобороны России с ним был заключен договор найма данного служебного помещения N. С ДД.ММ.ГГГГ истец признан участником подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 года и состоял в базе учета граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат (ГЖС), по категории - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, составом семьи 4 человека: супруги ФИО1., детей ФИО2., ФИО3., по избранному месту жительства - Приморский край. Из ответа ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ на его обращение, узнал, что исключен из списка кандидатов на получение ГЖС, поскольку военный городок исключен из списка закрытых.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 24 декабря 2013 года исковые требования Ч. удовлетворены: за Ч. признано право на получение государственного жилищного сертификата, составом семьи 4 человека; на ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ возложена обязанность восстановить Ч. в реестре граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить ГЖС и включить его в сводный список граждан - получателей ГЖС по линии Министерства обороны РФ составом семьи 4 человека, с учетом супруги ФИО1., сына ФИО2, сына ФИО3. с даты постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ; на Министерство обороны РФ возложена обязанность выдать в порядке существующей очередности Ч. государственный жилищный сертификат на состав семьи 4 человека с учетом супруги ФИО1, детей ФИО2 ФИО3
В апелляционной жалобе представитель по доверенности ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ Ш. просит решение суда отменить, считая его незаконным, и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска Ч. Указывает, что в связи с открытием военного городка истец перестал быть нуждающимся в обеспечении жилым помещением, поскольку проживает в квартире, которая была предоставлена ему Министерством обороны РФ, на условиях договора социального найма, и обеспечен жильем по установленным нормам.
Представителем истца Ч. - Б. представлены возражения на апелляционную жалобу ответчика.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Ч. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося истца.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ответчиков, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений относительно нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан", в редакции от 22 июля 2002 года N 770, в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Пунктом 3 этого Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.
Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы Постановлением от 21 марта 2006 г. N 153 утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с пп. "а" п. 5 указанных Правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений сторон), право на участие в программе имеют: военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), подлежащие увольнению с военной службы (службы), признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), к ним относятся военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Подпунктом "б" п. 5 указанных Правил установлено право на участие в программе граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки).
Гражданам - участникам подпрограммы, указанным в пп. "а" и "б" п. 5 настоящих Правил выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (п. 18 указанных Правил).
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Ч. был уволен с действительной военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. На день увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила <данные изъяты>, в льготном исчислении - <данные изъяты>.
Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 г. N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в который включен военный городок <адрес>
На основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с прохождением военной службы, Ч. на состав семьи, включая жену и двух сыновей, на территории закрытого военного городка была предоставлена квартира общей площадью 47,45 кв. м, расположенная по <адрес>, в которой они проживают до настоящего времени. ДД.ММ.ГГГГ ФГУ "Лесозаводская КЭЧ района" с Ч. заключен договор найма на указанное служебное помещение N. До вселения семьи Ч., указанное жилое помещение было предоставлено военнослужащему Сагайдак.
Как установлено судом, Ч. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ включен в список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", составом семьи 4 человека, по избранному месту жительства "Приморский край".
Согласно справке Центра социального обеспечения военного комиссариата Приморского края Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ, в личном деле Ч. нет сведений о получении им субсидий на приобретение и строительство жилья, о наличии забронированной жилой площади на территории РФ.
В ответе ФГУ "Востокрегионжилье" МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца, указано, что в связи с исключением на основании распоряжения Правительства РФ N 1330-р от 15.09.2009 г. военного городка N место дислокации <адрес>, Ч. утратил право на получении государственного жилищного сертификата по линии Минобороны России.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Ч. полностью, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, пришел к правильному выводу о том, что истец должен реализовать свое право на получение государственного жилищного сертификата, исходя из того, что истец, после увольнения с военной службы, состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с ранее действовавшим законодательством в установленном порядке был признан нуждающимся в получении государственного жилищного сертификата в порядке переселения из закрытого военного городка и включен в сводный список граждан - участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы" (форма утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г. N 522), но по независящим от него причинам не был обеспечен жилищными сертификатами до исключения указанного военного городка из перечня закрытых.
Доводы жалобы ответчика о том, что истец пользуется занимаемым им жилым помещением на условиях договора социального найма, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они не подтверждаются материалами дела, надлежащих доказательств тому ответчиком, в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат и по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для их переоценки в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, не допустил существенных нарушений норм процессуального права, дал оценку всем представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, поэтому оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Хабаровска от 24 декабря 2013 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ответчика ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ оставить без удовлетворения.

Председательствующий
О.М.ШИЛОВА

Судьи
Ю.В.МОРГУНОВ
С.И.ЖЕЛЕЗОВСКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)