Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1238/2014

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. по делу N 33-1238/2014


Председательствующий: Попова Э.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей областного суда Дьякова А.Н., Усовой Е.И.,
при секретаре К.Д.,
рассмотрела в судебном заседании 12 марта 2014 года
дело по апелляционной жалобе истца Т.Д.А. на решение Центрального районного суда города Омска от 23 декабря 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список для получения жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей; предоставлении жилого помещения по категории "дети-сироты" Т.Д.А. отказать".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия

установила:

Т.Д.А. (Б.Д.А.) обратилась в суд с иском о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список для получения жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставлении жилого помещения по категории "дети-сироты".
В обоснование заявленных требований указала, что в связи со смертью отца и лишением матери родительских прав воспитывалась в детском доме, является сиротой. Государством жильем не обеспечена, в список лиц для получения жилого помещения во внеочередном порядке включена не была, на праве собственности жилья не имеет.
Просила восстановить пропущенный срок для подачи заявления о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение по категории "дети-сироты".
В судебном заседании истец Т.Д.А. требования поддержала. Пояснила, что родилась <...> в деревне <...> области. С <...> года по <...> год находилась в <...>, о праве состоять на учете с целью получения жилого помещения администрацией детского дома уведомлена не была.
С <...> по <...> года обучалась в Омском технологическом колледже, проживала в общежитии, где ей пообещали предоставить жилое помещение по окончании обучения, однако в дальнейшем обеспечить ее жильем отказались.
С заявлением о постановке на учет не обращалась, поскольку с <...> года проживала в <...> в <...> в городе Омске, принадлежащем матери будущего супруга. <...> вступила в брак, имеет двоих малолетних детей.
О необходимости постановки на учет узнала летом <...> года от младшей сестры, которая после получения соответствующей информации была своевременно принята на учет.
Представитель Министерства образования Омской области А. требования не признала.
Пояснила, что право получения жилого помещения носит заявительный порядок, однако истец в установленные сроки с заявлением о постановке на учет не обратилась. Поскольку на момент обращения истец достигла возраста 23 лет, полагала необходимый статус утраченным.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Л. требования не признала по аналогичным основаниям.
Извещенный надлежащим образом представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать, рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Т.Д.А. с решением Центрального районного суда города Омска не согласилась, просила его отменить.
Указала, что до 23 лет на учет поставлена не была, поскольку воспитывалась в детском доме, и за ней было закреплено жилое помещение в деревне <...> области, которое отменено Постановлением Главы Калачинского района Омской области от <...>.
Сразу после этого истец обратилась в Министерство образование с заявлением о постановке на учет, однако получила отказ. Нанимателем или собственником жилого помещения не является, с супругом воспитывает двоих детей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истицу, судебная коллегия приходит к следующему.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. С целью осуществления предоставленных процессуальных полномочий суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Реализация судом апелляционной инстанции своих процессуальных полномочий направлена на исправление в апелляционном порядке возможной судебной ошибки в решениях судов первой инстанции.
В соответствии с частью первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом при рассмотрении данного дела были допущены.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона РФ от 29.02.2012 N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В связи с приведенными изменениями в Законе, изменено содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу положений ст. 4 Федерального закона РФ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий Закон вступил в силу с 01.01.2013. Действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего Закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ даны определения понятий "детей-сирот" и "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в частности, дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ).
Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении.
Как следует из материалов дела, Т.Д.А. (Б.Д.А.) осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Отец Б.А.И. умер <...>, мать Б.Н.А. решением Калачинского городского суда Омской области от <...> лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних Б.Е., Б.А. и Б.Д.
Постановлением Главы Администрации Калачинского района Омской области от <...> N <...> истец направлена в детский дом, где находилась на полном государственном обеспечении вплоть до <...>.
Поскольку на указанную дату семья проживала в принадлежащем АО "Куликовское" жилом доме общей площадью <...> кв. м в селе <...> области, указанное жилое помещение было закреплено за несовершеннолетними, в том числе за истцом.
С <...> по <...> год истец обучалась в Омском технологическом колледже, проживала в общежитии учебного заведения.
Согласно представленной в материалы дела выписке из домовой книги, с <...> истец зарегистрирована в <...> в <...> в городе Омске, принадлежащем Т.Х. на праве собственности, с сыном которой <...> Т.К. истец заключила брак, воспитывает двоих детей - Т.Д., <...> года рождения, и Т.М., <...> года рождения.
Сведений о наличии у Т.Д.А. (Б.Д.А.) в собственности жилых помещений материалы дела не содержат.
Постановлением Главы Калачинского муниципального района Омской области от <...> N <...> закрепление жилого помещения в <...> за истцом отменено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что до достижения возраста 23 лет истец с заявлением о постановке на учет не обращалась, уважительных причин суду не представила, статус лица, относящегося к категории "дети-сироты" в связи с достижением 23-летнего возраста, истцом утрачен.
Судебная коллегия не может согласиться с позицией суда первой инстанции, полагает вывод суда ошибочным, сделанным без исследования доказательств, без оценки доводов истца в отношении причин несвоевременного обращения истца с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения.
Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) отмечает, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись:
- - ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- - незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- - состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- - установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Правило, предполагающее включение указанной категории граждан в список нуждающихся не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список, должно применяться в любом случае.
Учитывая все обстоятельства дела, судебная коллегия полагает, что судом не были учтены имеющиеся в рассматриваемом деле упущения в работе органов опеки и попечительства, иных специализированных органов, ответственных за выявление и учет льготников в качестве уважительного основания для восстановления права детей-сирот, лиц из их числа на жилищное обеспечение.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Судом указанные требования закона во внимание не приняты.
В период нахождения Б.Д.А. в детском доме, обучении в образовательных учреждениях, органы опеки и попечительства и должностные лица постановкой истца на учет не занимались.
Более того как пояснила истица, указанными лицами ей было разъяснено отсутствие у нее права на постановку на очередь в связи с закреплением за ней жилого помещения.
Закрепление за истцом жилого помещения отменено Постановлением Главы Калачинского МР от <...> N <...>, что и послужило поводом для обращения в Министерство образования с целью разрешения данного вопроса.
Кроме того, в связи с рождением детей <...> и <...>, истец находилась и до настоящего времени находится в отпуске по уходу за детьми.
Учитывая изложенное, судебная коллегия, руководствуясь ст. 17.1 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере", приходит к выводу о том, что причины пропуска срока для обращения с заявлением о включении истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, являются уважительными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленного судом без учета указанных выше обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, с принятием нового решения которым исковые требования полагает необходимым удовлетворить, обязав Министерство образования Омской области включить истца в соответствующий список с момента обращения и предоставить жилое помещение в установленном законом порядке.
По правилам ст. 98, п. 4 ст. 329 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные последним расходы по оплате госпошлине в размере <...> рублей, как при подаче иска, так и апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда,

определила:

решение Центрального районного суда города Омска от 23 декабря 2013 года отменить, апелляционную жалобу истца Т.Д.А. удовлетворить.
Вынести по делу новое решение.
Требования Т.Д.А. удовлетворить.
Признать право Т.Д.А. состоять в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Обязать Министерство образования Омской области включить Т.Д.А. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Т.Д.А., <...> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)