Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВОЛЖСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 04.03.2015 ПО ДЕЛУ N 2-1154/2015

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛЖСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. по делу N 2-1154/2015


Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Добраш Т.В.,
при секретаре В.,
04 марта 2015 года в г. Волжском, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Волжского Волгоградской области о признании недействующим в части нормативного правового акта органа местного самоуправления,
установил:

Прокурор города Волжского Волгоградской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части нормативного правового акта органа местного самоуправления. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что постановлением Волжской городской Думы от "." .. г. N... принято Городское положение от "." .. г. N N... "О порядке предоставления муниципальных служебных жилых помещений в городском округе - г. Волжский". По мнению прокурора, пункты 4, 9.1 названного Положения противоречат действующему законодательству.
Так, в соответствии с п. 4 Городского положения от "." .. г. N N... служебные жилые помещения предназначены для проживания, в том числе граждан, не обеспеченных жильем в городском округе - г. Волжский в связи с характером их трудовых отношений с государственными учреждениями здравоохранения, располагающимися на территории городского округа - г. Волжский.
Согласно п. 9.1 Городского положения от "." .. г. N N... право на получение муниципального служебного помещения имеют врачи государственных учреждений здравоохранения, располагающихся на территории городского округа г. Волжский, для которых работа и этих учреждениях является основным местом работы, но менее чем на одну ставку.
Таким образом, указанными нормами Городского положения от "." .. г. N N... предусмотрено право врачей государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территории городского округа г. Волжский, на получение муниципального служебного помещения.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 104 ЖК Российской Федерации категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Из системного толкования положений ст. 93, ч. 2 ст. 102 и ст. 104 ЖК Российской Федерации следует, что служебное жилое помещение из соответствующего жилищного фонда предоставляется гражданам, состоящим в трудовых или служебных отношениях с органами, осуществляющими полномочия собственника жилого фонда или созданными ими государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями.
Таким образом, служебными жилыми помещениями муниципального жилищного фонда обеспечиваются только служащие и должностные лица соответствующего муниципального образования и работники созданных в нем муниципальных предприятий и учреждений.
Кроме того, круг вопросов местного значения городского округа, каковым согласно Уставу является городской округ - г. Волжский, определен ст. ст. 16 и 16.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ), ст. 17 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Указанными нормами к вопросам местного значения городского округа не отнесено обеспечение служебными жилыми помещениями работников государственных предприятий или учреждений. При этом ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления городского округа вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из данной нормы следует, что участие органов местного самоуправления городского округа в осуществлении государственных полномочий возможно только в случаях предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации" в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (ч. 2 ст. 92 ЖК Российской Федерации). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92 - 98 ЖК Российской Федерации.
Таким образом, орган местного самоуправления не вправе расширять по сравнению со ст. 93 ЖК Российской Федерации круг лиц, которым предоставляются служебные жилые помещения.
Применение незаконных положений рассматриваемого муниципального нормативного правового акта может привести к существенному нарушению прав жителей г. Волжского.
Так, по информации администрации городского округа г. Волжский по состоянию на "." .. г. с врачами государственных учреждений здравоохранения договоры найма служебных жилых помещений заключены в отношении <...> квартир.
Вместе с тем, в соответствии с постановлением администрации городского округа - г. Волжский от "." .. г. N... в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включены <...> человек; в списки граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и имеющих право на внеочередное получение жилого помещения - <...> человека.
Указанным категориям граждан жилые помещения, в отношении которых администрацией городского округа г. Волжский с врачами государственных учреждений здравоохранения заключены договора найма служебных жилых помещений, выделяться не будут.
Предоставление администрацией городского округа - г. Волжский служебных жилых помещений врачам государственных учреждений здравоохранения без учета интересов жителей городского округа, в т.ч. имеющих внеочередное право на получение жилых помещений, не обеспечение последних жильем за счет возможностей муниципального жилищного фонда г. Волжского влечет в свою очередь дополнительные расходы из муниципального бюджета.
Прокуратурой г. Волжского "." .. г. на незаконные нормы Городского положения от "." .. г. N N... принесен протест, который на заседании Волжской городской Думы "." .. г. отклонен.
Городское положение от "." .. г. N N... опубликовано в газете "Волжский муниципальный вестник", N... от "." .. г., решение Волжской городской Думы от "." .. г. N N... "О внесении изменений в Городское положение от "." .. г. N N... "О порядке предоставления муниципальных служебных жилых помещений в городском округе г. Волжский Волгоградской области", которым принята оспариваемая редакция данного нормативного правового акта, опубликовано в газете "Волжский муниципальный вестник", N... от "." .. г..

Прокурор Галанин Г.Т. в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Волжской городской Думы К. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления прокурора города Волжского.
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области П. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных прокурором города Волжского требований.
Представители заинтересованных лиц Администрации Волгоградской области, комитета строительства Волгоградской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В судебном заседании установлено, что постановлением Волжской городской Думы от "." .. г. N... принято Городское положение "О порядке предоставления муниципальных служебных жилых помещений в городском округе - город Волжский Волгоградской области" от "." .. г. N 174-ВГД.
Решением Волжской городской Думы N N... от "." .. г. внесены изменения в указанное Городское положение.
Пункт 4 изложен в новой редакции, согласно которой служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, не обеспеченных жильем в городском округе - город Волжский Волгоградской области в связи с характером их трудовых отношений с муниципальными учреждениями или муниципальными унитарными предприятиями; государственными учреждениями здравоохранения, располагающимися на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области; в связи с прохождением службы на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Пункт 9.1 Городского положения изложен в новой редакции, согласно которой право на получение муниципального служебного жилого помещения имеют врачи государственных учреждений здравоохранения, располагающихся на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области, для которых работа в этих учреждениях является основным местом работы не менее чем на одну ставку.
Решение Волжской городской Думы N N... от ".".. г. вступает в силу с момента официального опубликования (п. 3 решения).
Городское положение от "." .. г. N N... опубликовано в газете "Волжский муниципальный вестник", N... от "." .. г., решение Волжской городской Думы от "." .. г. N N... "О внесении изменений в Городское положение от "." .. г. N N... "О порядке предоставления муниципальных служебных жилых помещений в городском округе г. Волжский Волгоградской области", которым принята оспариваемая редакция данного нормативного правового акта, опубликовано в газете "Волжский муниципальный вестник", N... от "." .. г..
Оспаривая законность названных пунктов Городского положения от "." .. г. N N..., прокурор указывает, что орган местного самоуправления превысил свои полномочия, поскольку обеспечение жилыми помещениями работников государственных учреждений здравоохранения не относится к вопросам местного значения, кроме того указанные пункты Городского положения противоречат жилищному законодательству.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.
Частью 5 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Частью 7 ст. 5 Жилищного кодекса РФ органам местного самоуправления предоставлено право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Анализ вышеуказанных правовых норм в их системе позволяет суду сделать вывод о том, что орган местного самоуправления, принимая порядок предоставления жилых помещений в специализированном жилом фонде, предусматривая в нем возможность предоставления служебных жилых помещений врачам государственных учреждений здравоохранения, располагающихся на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области, действует в пределах предоставленных ему полномочий Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищным кодексом РФ.
Данный вывод согласуется с положением п. 7 ст. 17 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан отнесено создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Более того, в силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" доступность и качество медицинской помощи обеспечивается наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации.
Нормы ст. 93, 102 и 104 Жилищного кодекса РФ не содержат запрета на предоставление органом местного самоуправления служебных жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда гражданам, состоящим в трудовых правоотношениях с государственным учреждением.

Доводы прокурора о том, что предоставление служебных жилых помещений врачам государственных учреждений здравоохранения нарушают права жителей города Волжского, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду и не могут быть предоставлены по договору социального найма.
Неправильное правоприменение оспариваемых положений Городского положения "О порядке предоставления муниципальных служебных жилых помещений в городском округе - г. Волжский" при предоставлении врачам государственных учреждений здравоохранения служебных жилых помещений не может свидетельствовать о противоречии положений нормативного правового акта органа местного самоуправления федеральному законодательству.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд
решил:


Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 16 марта 2015 года.
Судья
Т.В.ДОБРАШ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)