Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1724/2015

Требование: Об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица с сыном состоят на учете по улучшению жилищных условий. Иного жилого помещения на праве собственности у истицы и ее сына не имеется. Уровень обеспеченности общей жилой площадью составляет менее учетной нормы. Жилое помещение истице не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2015 г. по делу N 33-1724


Судья: Тележкина О.Д.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего: Ильиной И.Н.,
и судей: Болонкиной И.В., Демьяновой Н.Н.,
при секретаре: Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Костромы по доверенности К. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 30 июня 2015 года, которым исковые требования Г.Н. к муниципальному образованию городской округ г. Кострома удовлетворены частично. На администрацию г. Костромы возложена обязанность предоставить Г.Н. и Г.Г. по договору социального найма изолированное жилое помещение на территории г. Костромы Костромской области благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по установленной норме предоставления площади жилого помещения на территории г. Костромы с учетом права на дополнительную площадь Г.Г. и с учетом наличия в собственности Г.Н. и Г.Г. по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>
Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., выслушав представителей Г.Н.: У. и А., которые полагают, что не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Г.Н. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию городскому округу г. Кострома в лице администрации г. Костромы, просила обязать ответчика предоставить ей и члену ее семьи - Г.Г. по договору социального найма вне очереди жилое помещение, исходя из установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории г. Костромы с учетом права Г.Г. на дополнительную площадь. Требования мотивировала тем, что она с сыном Г.Г. состоят на учете по улучшению жилищных условий с 29 мая 2014 года. Ей и сыну принадлежат по <данные изъяты> доли в праве у каждого на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение представляет собой трехкомнатную квартиру, в которой она с сыном и ее мать У. занимают две комнаты общей площадью <данные изъяты> кв. м. Иного жилого помещения на праве собственности ни у нее, ни у ее сына не имеется. Уровень обеспеченности общей жилой площадью жилого помещения составляет менее учетной нормы, установленной решением Думы г. Костромы от 23.06.2005 г. N 54.11.12.2014 года в администрацию г. Костромы ею были предоставлены документы о наличии у ее сына Г.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года N 378, и при наличии которого в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникает право на внеочередное предоставление жилого помещения. Кроме того, заболевание Г.Г. входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам право на отдельную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 817 от 21.12.2004 года "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь. Однако до настоящего времени жилое помещение по вышеуказанным основаниям не предоставлено.
В качестве третьих лиц в рассмотрении дела участвовали департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромской области и комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Костромы К. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что, исходя из действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 г. является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, подлежат финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Суд пришел к выводу о том, что право на получение жилья во внеочередном порядке наряду с лицом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, имеет член семьи такого лица, осуществляющий уход за ним. Вместе с тем статья 57 ЖК РФ такого вывода не содержит, данной нормой установлено, что правом на внеочередное обеспечение жильем наделено лицо, страдающее заболеванием.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Г.Н. - У. решение суда полагает законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Лица, страдающие заболеваниями из утвержденного Перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится Г.Г., родившейся <...>, который является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2012 N, выданной 15.01.2014 года, сроком до 01.02.2019 года (л.д. 11).
Согласно выписке из истории болезни ФГБУ "ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева" Минздрава России N 2411 от 07.08.2014 года и справкам, выданным этим же научно-клиническим центром N от ДД.ММ.ГГГГ года, Г.Г. поставлен основной диагноз: <данные изъяты>. Сопутствующий диагноз: <данные изъяты>. Заболевание, имеющиеся у Г.Г., входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на отдельную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 года N 817, имеет право на внеочередное получение жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года N 378.
В силу части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Судом также установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором Г.Н., Г.Г.и У. (мать истицы) принадлежат по <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности, представляет собой коммунальную квартиру, состоящую из трех комнат. В двух комнатах проживет истица с сыном и матерью, в третьей комнате проживает М. со своей семьей (супругой и двоими детьми), имеющий <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру.
Согласно заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области" от 29.05.2014 года N 294 условия проживания в указанной квартире не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" ввиду отсутствия горячей воды, вентиляционных вытяжных каналов в общем туалете квартиры.
Постановлением администрации г. Костромы от 05.08.2014 года N 2029 У., Г.Н. и Г.Г. признаны малоимущими и приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Принимая решение по делу, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что в квартире по вышеуказанному адресу проживают несколько семей, пришел к правильному выводу о праве Г.Г. на получение вне очереди по договору социального найма в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по установленной норме предоставления площади жилого помещения на территории г. Костромы с учетом права Г.Г. на дополнительную жилую площадь и с учетом наличия в собственности Г.Н. и Г.Г. по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Нельзя согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что право на получение жилья во внеочередном порядке наряду с Г.Г., страдающим тяжелой формой хронического заболевания, имеет и Г.Н., которая осуществляет уход за ним.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1).
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (ч. 5).
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, при обеспечении Г.Г. жилым помещением во внеочередном порядке суд учел требования, установленные в части 5 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а именно: состояние здоровья и другие заслуживающие внимание обстоятельства, к которым относится, в том числе, несовершеннолетний возраст Г.Г., нуждаемость в уходе, невозможность его самостоятельного проживания.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 г. является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, не может повлиять на правильность постановленного решения.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, а в апелляционной жалобе не приводится доводов, являющихся основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 30 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Костромы К. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)